Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Законы памяти






Работа разных видов памяти подчиняется некоторым общим закономерностям.

1. Закон осмысления: чем глубже осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти. Самый лучший способ запомнить – научиться систематизировать информацию в момент запоминания. Смысловую организацию материала обеспечивают такие мыслительные операции, как анализ, синтез и обобщение. В памяти запечатлеваются не столько сами слова и предложения, сколько содержащиеся в них мысли.

2. Закон интереса: интересное легко запоминается, потому что мы не тратим на это усилий. Отсюда следует, что запоминание нужно делать интересным или цель запоминания должна быть привлекательной для субъекта.

3. Закон установки. Он может быть представлен в двух аспектах.

Установка на запоминание по времени: запоминание лучше происходит в том случае, если человек ставит перед собой задачу запомнить «всерьез и надолго». Если данная установка рассчитана на запоминание и хранение информации в течение определенного срока, что бывает при использовании оперативной памяти, то именно к этому сроку срабатывают механизмы памяти.

Установка на восприятие материала по содержанию. В тексте человек в первую очередь найдет то, на что у него установка.

4. Закон усиления первого впечатления: чем ярче первое впечатление от запоминаемого, тем прочнее само запоминание. При рациональном усилении нужно стараться направить информацию по нескольким каналам: записать, нарисовать, проговорить, пропеть. При эмоциональном усилении следует постараться вызвать максимум эмоций, которые связаны с запоминаемой информацией. Однако отрицательные эмоции, не связанные с запоминаемым материалом (неуверенность, печаль, раздражение, страх), мешают запоминанию.

5. Закон контекста: информация легче запоминается и воспроизводится, если ее соотносить с другими одновременными впечатлениями. Контекст, в котором происходит то или иное событие, иногда оказывается более важным для запоминания, чем само это событие.

6. Закон объема знаний: чем больше знаний по определенной теме, тем лучше запоминается новое. По этой причине так трудно бывает «войти» в ранее неизвестную дисциплину, тему.

7. Закон оптимальной длины запоминаемого ряда: хорошо запоминается материал, не превышающий объем кратковременной памяти: 7±2 единицы информации (закон Миллера). Единицей информации могут выступать слово, образ, предложение, параграф, глава учебника и пр., т.е. некая в смысловом содержании завершенная мысль.

8. Закон торможения: всякое последующее запоминание тормозит предыдущее. Отсюда ясно: лучший способ забыть только что заученное – сразу же вслед за этим постараться запомнить сходный материал.

9. Закон края: лучше запоминается то, что сказано (написано) в начале и конце информации (т.е. как бы с его края) и хуже запоминается середина ряда.

10. Закон повторения: повторение способствует лучшему запоминанию. Психолог Г. Эббингауз установил, что большая часть запоминаемого «теряется» сразу же после запоминания, а с течением времени забывается все меньшее количество информации.

11. Закон реконструкции воспоминаний: с течением жизни человека содержание его воспоминаний изменяется. Это связано с тем, что убеждения человека, его взгляды на жизнь меняются и, как следствие, меняются воспоминания.

 

Заключение

Внимание – процесс сосредоточения на объекте, память – процесс запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания информации.

Внимание и память – два процесса, которые обеспечивают точность свидетельских показаний в следственной практике. Знание закономерностей этих процессов может значительно облегчить работу юриста и предупредить многие ошибки и неточности в следственных действиях.

 

Список литературы

1. Андреев О.А. Техника развития внимания. М.: Астрель, 2007.

2. Васильева Е.Е. Васильев В.Ю. Суперпамять для всех. М.: Астрель, 2006.

3. Гейссельхарт Р.Р., Буркарт К. Память. Тренировка памяти и техники концентрации внимания. М.: Омега-Л, 2008.

4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: Астрель, 2008.

5. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2000.

6. Лорейн Г. Суперпамять. М.: Эксмо, 2006.

7. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. М., 1979. С. 193-207.

 

Вопросы и задания

1. Укажите виды и свойства внимания.

2. Перечислите процессы памяти.

3. Какими закономерностями обладают процессы памяти?

4. Каким должен быть раздражитель, чтобы обратить на себя внимание?

5. От каких факторов зависит устойчивость внимания?

6. В каком возрасте появляется непроизвольное внимание? Произвольное внимание?

7. В чем заключаются индивидуальные различия в памяти?

8. Как можно использовать законы памяти, чтобы улучшить запоминание учебного материала?







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.