Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Михаил Матвеевич Иванов и Федор Яковлевич Алексеев.






Почти одновременно со Щедриным начинает свой творческий путь Михаил Матвеевич Иванов (1748-1823), который работал по преимуществу в технике акварели. В январе 1780 года художника командируют на юг, к Потемкину, наместнику губерний, которые совсем недавно вошли в состав Российской империи. Художнику надлежало запечатлеть для потомства эти «полуденные» места. Очень поэтичны и точны такие его пейзажи, как «Вид крепости Инкерман», «Вид трех церквей на фоне горы Арарат в Армении. Эчмиадзин». Иванов постоянно вносит в свои пейзажи жанровые сценки, весьма оживляющие его картины.

Иванов был не только пейзажистом – некоторые его работы относятся к батальному жанру. Он не только изображал места сражений русской армии, но и с замечательной точностью писал сами сражения. Особенно интересна исполненная акварелью большая панорама «Штурм Измаила», которая детально воссоздает штурм крепости, очевидцем которого он был.

По характеру, по манере видения и передаче образа на холсте ближе всего к нашему восприятию пейзажа Федор Яковлевич Алексеев (1753/55-1824). Если Щедрин развил и преобразовал декоративный пейзаж, а Иванов гармонично сочетал батальные и жанровые сцены с изображением местности, как бы протянув тем самым нить к XIX столетию от петровских гравюр, прославлявших победы в Северной войне, то Алексеева с полным правом можно считать наследником Зубова и Махаева. Он создает виды городов, которыми мы любуемся по сей день. Творчество Алексеева открывает ряд архитектурных пейзажей – видов Петербурга. За картину «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» Алексеев получил звание академика «живописи перспективной». Художник изобразил видимую от Петропавловской крепости часть противоположного берега, ограниченную слева Летним садом, справа – Мраморным дворцом. Алексеев выбрал тихий и ясный день, когда поверхность Невы почти зеркальна, здания спокойно отражаются в зеленоватой воде, и светящиеся кучевые облака плывут в высоком голубом небе. Художник показывает нам поэтически идеальный город. В своих картинах он создает новый образ Петербурга, который очень отличается от традиционного панорамного изображения города. На его пейзажах запечатлен величавый облик столицы могущественной державы.

У Алексеева не было отбоя от заказчиков, все хотели иметь виды Петербурга его работы. Но это длилось недолго. Пейзажист получает интересную командировку в южные провинции России. Художник отправляется в Крым, в новые, совсем недавно основанные города – Николаев и Херсон. Там он делал зарисовки, акварельные этюды, по которым позже, в Петербурге написал большие виды Бахчисарая, Херсона и Николаева. В 1800 году Алексеев едет в Москву, где сталкивается с новыми творческими задачами. Ему предстоит отобразить памятники прошлого. Древнерусская архитектура поразила мастера, перед ним встает задача – изобразить эти причудливые живописные громады. Честно говоря, Москва не далась художнику, у него это скорее вариации на московскую тему, а не подлинная русская столица.

Душа Алексеева принадлежит Петербургу. На склоне лет он опять вернулся к изображению столицы. Тогда же им было создано лучшие его произведения – «Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова», «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса», «Вид Казанского собора». По свободной манере живописи, по уверенной композиции, по глубокому настроению это уже настоящий городской пейзаж, который не преследует никаких иных целей, кроме художественных. Перед нами истинный Петербург, который не спутаешь ни с одним городом мира, с его близостью к морю, множеством парусников на Неве и влажным, как бы мерцающим воздухом. С тонким мастерством Алексеев сочетает серебристые тона. Уже современники отмечают «гармонию и прозрачность» его живописи.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.