Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПРИМЕЧАНИЯ. 1. Платонов С. Ф. Лекции по русской истории






1. Платонов С. Ф. Лекции по русской истории. – М., 1993, с. 596.

2. см. там же, с. 600.

3. см. там же, стр. 603.

4. цит. по: Пушкарев С. Г. Обзор русской истории. – М., 1991, стр. 258.

5. Ключевский В. О. О русской истории. – М., 1993, стр. 498.

6. более подробно см. об этом: Лохтина М. П. Очерки русской художественной культуры XVIII века. Части I и II. – СПб., 2007, стр.68.

7.подробнее см. об этом: Каменский А. Б. «Под сению Екатерины...» - СПб, 1992, стр. 129-131.

8. см. об этом подробнее: Ю. М. Лотман Воспитание души. Беседы о русской культуре. Лекция 2 // СПб, 2003, с. 358-340.

9. более подробно о русском масонстве см.: Краснобаев Б. И. Очерки русской культуры XVIII века. / М., 1987, с.26-28.

10. цит. по: Краснобаев Б. И. Очерки русской культуры XVIII, с. 28.

11. цит. по: Краснобаев Б. И. Очерки русской культуры XVIII века., с. 39.

12. подробнее см. об этом: Лохтина М. П. Очерки русской художественной культуры XVIII века. Части I и II., с.73-78.

13. в 1848 г. во дворе Воспитательного дома (сейчас это одно из зданий Государственного педагогического университета) был установлен бюст И. И. Бецкого. Изображение И. И. Бецкого помещено среди скульптур других известных деятелей второй половины XVIII в. на пьедестале памятника Екатерине Великой на площади Островского в Петербурге.

14. Дашкова Е. Записки. 1743-1810. / Л., 1985, с. 7

15. цит. по: Дмитриева Е. В. Санкт-Петербург. Культура и быт. /СПб, 2001, с.169-170.

16. цит. по: Краснобаев Б. И. Очерки русской культуры XVIII века, с. 77.

17. слово «должность» использовалось тогда в значении – долг, обязанность.

18. см. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. Вып. 2. М., 1990, с.299.

19. от фр. sentiment – чувство, чувствительность.

20. цит. по: Глинка Н. И. Беседы о русском искусстве. XVIII век. – СПб, 2001, с. 75-77.

21. об этом см.: Лохтина М. П. Очерки русской художественной культуры XVIII века. Части I и II., с. 129 (примеч. 35).

22. вид внешних стен здания под прямым углом зрения; точно спереди (передний или главный фасад), сбоку (боковые фасады) или сзади (задний фасад).

23. перекрытие, поддерживаемое колоннадой. Портик может быть самостоятельным архитектурным сооружением или являться частью здания, оформлением входа.

24. верхняя часть фасада здания, образуемая горизонтальным карнизом и скатами крыши.

25. в триумфальных древнеримских арках, а затем в архитектуре классицизма прямоугольная стенка, на которой располагались надписи или рельефы; помещались над карнизом здания.

26. цит. по: Грабарь И. Э. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках. СПб, 1994, с.187.

27. взаимная согласованность, взаимосвязь, единство частей, каждая из которых представляет собой вполне самостоятельное целое.

28. римский архитектор и инженер 2-й пол. 1 в. до н. э. Известен как автор «Десяти книг об архитектуре» - архитектурного трактата, в котором рассматриваются градостроительные, инженерно-технические и художественные вопросы, обобщается опыт, накопленный античными зодчими. Трактат с 15 в. внимательно изучался и переводился на многие языки мира. В 17-18 вв. сыграл большую роль в выработке канонических форм архитектурного ордера.

29. цит по: Грабарь И. Э. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках., с. 223.

30. Вархитектуре классицизма -углубленное помещение, ниша на фасаде здания, в отличие от выступающего балкона, закрытая со всех сторон, кроме одной – фронтальной. Лоджия часто оформлялась колоннами или аркадой.

31. круглое в плане здание, перекрытое куполом, как правило, окруженное колоннадой.

32. цит. по: Глинка Н. И. Беседы о русском искусстве. XVIII век., с. 87.

33. цит. по: Грабарь И. Э. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках., с. 208.

34. итальянский архитектор эпохи Ренессанса, его искусство основано на глубоком изучении античной архитектуры. Его работы отличает творческое использование античного наследия, классическая ясность и человечность художественного образа, гармоничная связь архитектуры и природы. Палладио прославился трактатом «Четыре книги об архитектуре», где описал осуществленные и неосуществленные замыслы, изложил систему ордеров и реконструкции памятников античного зодчества. Его творчество оказало огромное влияние на архитектуру классицизма, вызвав к жизни течение, которое было названо Палладианством.

35. направление в европейской архитектуре 17-18 вв., развивавшее в рамках классицизма на основе древнеримской архитектуры, принципы, изложенные в творчестве А. Палладио. В России палладианские постройки появились в 80-90-х гг. 18 в.; в большинстве своем они отличаются интимностью и изысканной простотой.

36. (гр. propylon – перед воротами) – монументальные ворота у входа в город.

37. (от па- и дуга, радуга) криволинейная (вогнутая) поверхность, оформляющая переход от вертикальной плоскости стены к потолку.

38. технический прием обработки материала, заключающийся в проведении ряда параллельных углублений, желобков.

39. подробнее см.: Лохтина М. П. Очерки русской художественной культуры XVIII века. Части I и II., с.120-122.

40. подробнее см.: Лохтина М. П. Очерки русской художественной культуры XVIII века. Части I и II., с. 115-118.

41. подробнее см.: Лохтина М. П. Очерки русской художественной культуры XVIII века. Части I и II., с. 76.

42. цит. по: Краснобаев Б. И. Очерки русской культуры XVIII века, с. 228.

43. подробнее об этом см.: Лохтина М. П. Очерки русской художественной культуры XVIII века. Части I и II., с. 130 (примеч. 40).

44. слуга, сидящий верхом на передней лошади.

45. жанровая живопись или просто жанр. Художников, работающих в этой области искусства, называют жанристами. В бытовой жанр входит изображение обыкновенных повседневных житейских событий и сцен. Он появился в XVII в. в Голландии, где голландские художники впервые показали, что быт людей, их обычные радости и горести полны безыскусного значения и обаяния.

46. вид скульптуры, произведения которой, (в отличие от рельефа) представляют собой самостоятельные трехмерные объемы, не связанные с плоскостью фона. Главные типы круглой скульптуры: статуя, бюст, скульптурная группа. Произведения круглой скульптуры могут быть рассчитаны как на одну, определенную, так и на несколько точек зрения, а также на круговой обзор, при котором содержание произведения раскрывается в различных, дополняющих друг друга аспектах.

47. погрудное скульптурное изображение. Первоначально устанавливалось на местах древнеримских захоронений. Большое распространение получает в эпоху Ренессанса, барокко и классицизма.

48. цит. по: Глинка Н. И. Беседы о русском искусстве. XVIII век., с. 120.

49. произведение скульптуры или какое-либо архитектурное сооружение, предназначенное для увековечивания памяти умершего и установки на могиле. В Древней Греции надгробием служили статуи и стелы с изображением умершего. Со временем изображение умершего стали сопровождать различного рода надписями и символами бренности земного бытия, а так же аллегорическими фигурами.

50. столб или плита, украшенная рельефными изображениями, ставящаяся на могиле.

51. (от греч. – карийская дева) в классической архитектуре вертикальная опора в виде женской фигуры, заменяющая колонну.

52. вытянутая по горизонтали композиция – изобразительная или орнаментальная. Сплошная полоса декоративных, скульптурных, живописных и других изображений (часто орнаментального характера), окаймляющая верх стен, поверхность пола помещения, поле ковра и др.

53. (от итальянского - обожженная глина). Керамические неглазурованные изделия с цветным пористым черепком. После обжига терракота приобретает характерный цвет (от светло-кремового до красно-коричневого и черного) и фактуру (от грубозернистой до тонкой, со сплошной или частичной полировкой).

54. украшение на головных уборах, преимущественно военных, в виде пучка перьев или конских волос.

55. пристрастие ко всему французскому. Слепое преклонение перед ним.

56. см. Лохтина М. П. Очерки русской художественной культуры XVIII века. Части I и II., с. 53-58; с. 118-125.

57. см. А. И. Герцен «Сорока-воровка», Н. С. Лесков «Тупейный художник».

58. «драмы с голосами», драматические произведения с включенным в них стихотворным текстом, положенным на музыку.

59. цит. по: Краснобаев Б. И. Очерки русской культуры XVIII века, с. 208.

 

 

ЛИТЕРАТУРА.

 

Вагнер Л. А. …Вхожу, ваятель, в твою мастерскую. / М: Сов. Россия, 1982.

Воронихина Л., Михайлова Т. Русская живопись XVIII века. М., 1989.

Глинка Н. И. «Строгий стройный вид…». / М: «Детская литература», 1992.

Глинка Н. И. Беседы о русском искусстве. XVIII век. / СПб: «Книжный мир», 2001.

Грабарь И. Э. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках. / СПб: Лениздат, 1994

Дашкова Е. Записки. 1743-1810. / Л: Наука, 1985

Дмитриева Е. В. Санкт-Петербург. Культура и быт. /СПб: КОРОНА, 2001

Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. / М: Искусство, 1990.

Доброхотов Б. Д. С. Бортнянский. / М-Л: Государственное музыкальное издательство, 1950.

Зезина М. Р., Кошман Л.А.,, Шульгин В. С. История русской культуры. М„ 1990

История русского искусства: В 3 т. М., 1991. Т. 1. Искусство X—первой половины XIX века.

История русского искусства. М. 1961, т.VII.

Ильина Т. В. История искусств: русское и советское искусство. М. 1989.

Иванов А. Б. Рассказы о русских художниках. / М: Просвещение, 1988.

История русской литературы. Т. I. / под. ред. Д. С. Лихачева и Г. П. Макогоненко. / Л: «НАУКА», 1980.

История русской музыки. Т. I. / под. ред. А. И. Кандинского. / М: «Музыка», 1973.

Каменский А. Б. «Под сенью Екатерины…»: Вторая половина XVIII века. / СПб: Лениздат, 1992

Краснобаев Б. И. Очерки русской культуры XVIII века. Кн. для учителя. / М: Просвещение, 1987

Ключевский В. О. О русской истории. / М: Просвещение, 1993.

Лотман Ю. М. Воспитание души. / СПб: Искусство-СПб, 2003

Лохтина М. П. Очерки русской художественной культуры XVIII века. Части I и II. / СПб, 2007.

Мир русской культуры. Энциклопедический справочник. / М: Вече, 1997.

Орлов П. А. История русской литературы XVIII века. / М: Высш. Шк., 1991.

Петров В. Н. Михаил Иванович Козловский. / Л: «Художник РСФСР», 1983.

Пушкарев С. Г. Обзор русской истории. / М: Наука, 1991

Россия под скипетром Романовых 1613-1913. / М: СП «ИНТЕРБУК», 1990.

Сучков С. В. Федор Степанович Рокотов. / Л: «Художник РСФСР», 1976.

Стерлигов А.Б. Портрет в русской живописи XVIII - первой половине XIX века. М., 1985

Федоров-Давыдов А.А. Пейзажная живопись конца XVIII века и начала XIX.

Эйдельман Н. Я. Грань веков. Политическая борьба в России. Конец XVIII - начало XIX столетия. / СПб: «Экслибрис», 1992.

Яковкина Н. И. История русской культуры. XIX. СПб, 2002

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.