Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Скульптура Летнего сада.






Главным создателем сада, который уже 1710-е годы поражал современников красотой, был сам Петр. Летний сад был разбит по голландской моде. На трех площадках центральной аллеи были устроены водометы, так тогда называли фонтаны, а на пересечении дорожек стояли беседки. Подстриженные кустарники создавали вдоль аллей зеленые стены с нишами, в которых были выставлены античные статуи. Во время оформления сада в Росси не было больших мастеров скульптуры, поэтому статуи были выписаны из Венеции. Купил скульптуры, по поручению Петра I, Савва Рагузинский.Статуи, выполненные в стиле венецианского барокко, представляли серии фигур, объединенных композиционно и сюжетно, например, «Утро» и «Вечер», «Ночь» и «День», музы, нимфы и т.д. Рядом со скульптурами помещались таблички, на которых гуляющие могли прочесть, что означает та или иная скульптура. Таким образом Петр хотел научить петербуржцев античной мифологии и продемонстрировать преимущества проводимых им реформ. Этим объясняется продуманность в подборе статуй. «Правосудие», «Милосердие», «Слава» в аллегорической форме возвеличивали преобразовательскую деятельность Петра. А бюсты Ахиллеса, Александра Македонского, римских полководцев напоминали о воинских подвигах императора, побуждая «к мужественным делам усердие». Скульптуры и поныне украшают Летний сад, а гуляющие в этом саду до сих пор с интересом читают таблички, приобщаясь тем самым к петровскому замыслу.

Творчество Б.-К. Растрелли.

Скульптуры украшали и Петергофский парк, особенно каскады. От петровского времени здесь остался ряд работ скульптора Растрелли, отца знаменитого архитектора.

Бартоломео-Карло Растрелли (1675-1744) приехал из Парижа в 1716 году уже прославленным мастером, но лучшие свои работы создал в России. Скульптор участвовал в декоративном оформлении Петергофа, в частности, на верхней террасе петергофского Большого каскада помещены два его «маскароны» – львиные маски, из которых течет вода. Благодаря их колоссальному масштабу, они видны издали. Их искаженные черты выражают ужасную муку.

Растрелли проектировал «Триумфальный столп», прославляющий победы русского оружия, - покрытую барельефами колонну (этот памятник не был осуществлен), но самое лучшее, что он сделал – это скульптурные портреты. Скульптор много работал над образом Петра I. Еще в 1719 году он снял с него маску и вылепил восковой бюст. Правда, этот бюст и вылепленная посмертно восковая фигура императора, могут считаться произведениями искусства лишь с некоторой оговоркой. Но, благодаря пристальному изучению самодержца, скульптор создает в 1723 г. замечательный бронзовый бюст императора. В облике Петра ясно читаются ум, воля и энергия. Все говорит о том, что изображен не просто значительный человек, а государственный деятель исключительного масштаба. Этот портрет послужил прототипом образа “Медного всадника”, воспетого Пушкиным, его серьезно изучала скульптор Мария Колло, работавшая над головой статуи.

В бюсте Меншикова больше парадности, больше блеска, но и здесь Растрелли остается верен себе: под великолепным модным париком совсем простое, плебейское лицо, надменное и несколько хитроватое.

Многие годы работал Растрелли над монументом Петру I. Созданную им конную статую отливали в бронзе уже после его смерти. Сам же памятник был воздвигнут перед Михайловским замком лишь при императоре Павле в 1800 году.

В эпоху Анны Иоанновны Растрелли создает еще один шедевр – группа Анны Иоанновны с арапчонком. Анна Иоанновна представлена, прежде всего, как самодержица, «императрица престрашного взору». Бронзовая колоссальная фигура, облаченная в горностаевую мантию и необъятную робу из не сгибающейся парчи, похожа на тяжелую пирамиду, готовую двинуться вперед, неумолимо давя всех на своем пути. Маленький арапчонок рядом с ней еще больше подчеркивает тяжесть фигуры Анны. Она гордо подняла голову, глядя жесткими, застывшими глазами.

В начале XVIII века особое распространение получила монументально-декоративная пластика. В это время в оформлении зданий часто встречается горельеф /19 / и барельеф /20 /.

Барельефы можно видеть на стенах Летнего дворца, которые аллегорически изображают события Северной войны. Их автор выдающийся немецкий скульптор и зодчий Адреас Шлютер.

Своеобразным разделом скульптуры является резьба деревянных иконостасов. Резьба по дереву была исконно русским мастерством, немудрено, что работали в этой технике русские мастера. Особенно талантлив был И.П. Зарудный, его великолепный иконостас украшает Петропавловский собор.

Многие из отмеченных выше тенденций развития общественной мысли и искусства нашли свое отражение в архитектуре и скульптуре данного периода. Причем сам характер искусства архитектуры и скульптуры был таков, что на него наибольшее внимание обращало правительство, в архитектурных произведениях значительным образом сказывались вкусы и потребности правящего класса. Однако надо учитывать, что воля и вкусы заказчиков не были вполне свободными, их определяли вполне объективные условия: социальная и политическая обстановка, уровень архитектурной и инженерно-технической мысли, общий характер развития мирового и национального искусства. Кроме того, надо помнить, что не всегда зодчие слепо исполняли волю заказчиков, чаще всего они вносили в свои творения собственные мысли, чувства, вкусы.

Государство требовало от зодчих выразить в архитектурных сооружениях силу, мощь, величие Российской империи, а для архитекторов первой четверти XVIII столетия воплощение этих идей не было чуждым, оно отвечало их патриотическому чувству гордости за победы своей страны, их надеждам на ее развитие и процветание. Они были искренни в своих творениях, что и повлияло на успешность их достижений в области архитектуры и скульптуры.

Вероятно, именно поэтому в архитектуре очень наглядно отразились новые черты петровского времени русской истории.

И еще одно, именно в это время закладывался будущий блестящий расцвет искусства русской архитектуры.

 

Литература и театр.

Результаты петровских преобразований не замедлили сказаться в области литературы. Это выражалось и в появлении большого числа читателей различных сословий, и в особом отношении Петра к этому виду искусства. Литература петровской эпохи больше всего тяготела к общественным интересам. Обществу, прежде всего, нужна была литература, приносящая непосредственную, сиюминутную пользу, поэтому в это время издается масса учебников и переводных, и оригинальных. Например, в 1703 году выходит знаменитая «Арифметика» Л. Магницкого, по которой позже учился М. В. Ломоносов. Книга была напечатана новым гражданским шрифтом, украшена гравюрами и содержала стихотворные вставки, помогающие ученику быстрее запоминать текст.

Новые идеи и явления, возникавшие в период петровских реформ, часто воспринимались поверхностно, поэтому почти сразу же возникает необходимость в издании книг, которые знакомили бы обывателя с неизвестными ему вещами и явлениями. В связи с этим начинают появляться книги, которые мы бы сейчас назвали справочной литературой. Так, например, в 1717 году издается книга «Юности честное зерцало», рассчитанная на молодого читателя. Дворянским недорослям в ироничной форме рассказывалось о правилах хорошего тона, об этикетных нормах европейского этикета поведении в общественных местах и особенно в публичных собраниях. «Не плюй на пол в обществе, громко не сморкайся, перстами в еду не лезь, сдерживай икоту при дамах», - поучала книга.

Петровские публичные собрания (ассамблеи), где женщины и мужчины проводили праздничные встречи, – это начало женской эмансипации. На них женщина освобождалась от «тюремного затворничества», училась вести себя по-новому, общаться по-новому, чувствовать по-новому. Изменилось и отношение к женщине, симпатию и любовь к ней можно было выражать открыто, поэтому появляется книга «Приклады, како пишутся комплименты разные», разъясняющая правила любовной переписки.

Интерес к европейской культуре тесно связан с интересом к античности, знание античных богов и мифологических героев становится модным. В 1705 году выходит своеобразная азбука мифологии, которая называлась «Symbola et emblemata» («Символы и эмблемы»). Книга содержала 840 аллегорических картин – «символов», характерных для греческой и римской мифологии, часто употреблявшихся в европейском искусстве и литературе, и афористических надписей к ним – «эмблем».

Художественная литература первой трети XVIII в. – сложное, противоречивое явление. В первые десятилетия она находится еще в младенческом состоянии. Большинство произведений этого периода дошло до нас без имени авторов. Грамотных людей было мало, поэтому литературные произведения распространялись, как правило, рукописным путем. Не были созданы еще новые формы для передачи нового содержания, которое несла с собой быстро развивающаяся жизнь русского общества. Неуклюж и тяжеловесен, заполнен церковно-славянскими словами и оборотами язык, не развит стих. Но сквозь эти устарелые формы, пока еще мало отличающиеся от древнерусских, пробиваются новые, появившиеся в литературе, благодаря петровским преобразованиям.

Благочестивые повести превращаются в «гистории» о славных подвигах русских «матросов» и «кавалеров» - представителей людей новой формации, как тогда говорили, «Российской Европии». В нескладных «виршах» (от латинского слова, означающего «стих») славятся уже не Бог и святые, а воспеваются человеческие чувства, радости и печали.

Вместе с тем начинают активно формироваться те идеологические и художественные предпосылки, благодаря которым вскоре будет создана новая русская литература.

Среди них важное значение имеет четко выраженный государственный пафос многих произведений. Мысль о государстве как высшей ценности настойчиво пропагандировалась в это время в правительственных документах, указах и письмах императора. Ценность человеческой личности определялась степенью ее полезности обществу. Вполне естественно, что в литературе данного периода эта мысль становится ведущей. Образ Петра I становится главным в литературе и театре. Об императоре слагаются народные песни, ему посвящаются школьные драмы и церковные проповеди.

Очень важную роль начинает играть античная культура, до этого почти незнакомая русскому читателю. Выходит перевод басен Эзопа, печатаются с небольшими пояснениями иллюстрации к «Метаморфозам» Овидия, в Москве ставятся пьесы, героями которых были Александр Македонский, Сципион Африканский, Юлий Цезарь.

Однако художественная литература петровской эпохи во многом все еще живет традициями средневековой литературы, процесс обновления идет довольно трудно. Во многом это было связано с тем, что с изменением жизни общества, быта, уклада возникла масса новых понятий, для выражения которых древнерусский язык не был приспособлен. Литературный язык пришел в состояние хаоса, необходимы были новые слова и выражения. Вот как, например, описывали русские путешественники начала XVIII в. фонтан в Генуе работы Микеланджело: «Три лошади есть привеликие. На них мужик стоит. У той, что на передке лошади из языка, а у крайних коней из ноздрей течет вода. Кругом тех коней ребята сидят из мрамора, воду пьют». Из текста понятно, что путешественники не знают слово «статуя», заменяя его на слова: «мужик» и «ребята», в том же тексте статуя Венеры названа «мраморной девкой». Поэтому в литературе того времени возникла очевидная необходимость становления нового литературного языка, нового стиля изложения, новых литературных жанров.

Петровская эпоха с ее светским, жизнерадостным началом, с утверждением права человека на земное счастье, способствовала расцвету стихотворства. Изменения в общественной жизни, в семейных отношениях, освобождение личности от церковной и домашней опеки привели к появлению нового жанра – интимной лирики. Благодаря распространению грамотности появились рукописные любовные вирши, которые создавались под явным влиянием книжной европейской литературы и русской народной лирической песни. Однако ни в фольклоре, ни в литературе XVII в. описания любовных переживаний не занимают столь важного места. Сердечная страсть в любовных виршах поэтизируется, возвеличивается, обожествляется, она окрашена в чувствительные тона. Сердца влюбленных «уязвлены печалью», они проливают «слезный дождь», их любовь – «пламень», который «родит в сердце искры» и зажигает «огонь».

Много песен посвящено Фортуне (судьбе). Вот как выглядит обращение к Фортуне анонимного автора: Фортуна злая! Что так учиняешь, / Почто с милой меня разлучаешь? / Я хотел до смерти в любви прибыти/ Ты же меня тщишься от нее скрыти./ Или ты не знаешь, Фортунища злая, / Коль ми есть сладка та моя милая? / Несть ее краснее на сем зримом свете, / На вертограде – прекрасном цвете. (Довольно фамильярный разговор молодого человека с Фортунищей).

Большое внимание уделялся и внешнему, графическому виду стиха. Стихи писались в виде креста, сердца, стрелы и т.п. Были развиты так называемые рачьи стихи – палиндромы/ 21 /, акростихи и мезостихи/ 22 /.

Это время экспериментов над словом и образом, ведь все эти образы, которые в последствии стали литературными шаблонами, тогда воспринимались как подлинно поэтическое открытие.

В первые десятилетия XVIII в. возник и новый тип русской сюжетной повести. Под влиянием петровских реформ в их содержании произошли существенные перемены. Одним из таких произведений была «Гистория о российском матросе Василии Кориотском и о прекрасной королевне Ираклии Флоренской земли». Словом «гистория» неизвестный автор подчеркивал подлинный, невыдуманный характер своего повествования. «Гистории» – светские произведения с вымышленным сюжетом, в котором, раскрывается характер главного героя, чья судьба не зависит от действий неизбывного рока, а является результатом поступков героя.

Герой повести, Василий Кориотский, - молодой дворянин, представитель того сословия, на которое опирался Петр в своих реформах. Василий трудолюбив, любознателен, находчив, не боится смерти.

По сравнению с повестями XVII века, в «гисториях» совсем иначе решается традиционная тема «отцов и детей». Если в повестях XVII в. родительский дом объявлялся хранителем моральных и материальных ценностей, разрыв с родным домом приводил героя к полному краху. То в «Гистории о Василии Кориотском…» эта тема решена иначе. Родительский дом разоряется, а герой спасает его, становясь матросом. Этот выбор героя объясняется новой политической обстановкой, когда Россия, после побед на Балтике, становится крупной морской державой.

Василий служит с большим рвением и тем самым завоевывает любовь товарищей и уважение начальства. В повести рассказывается о том, что правитель Австрии –«цесарь» – с большим почетом принимает Василия, простого русского матроса и оказывает ему всяческую помощь. Тем самым автор показывает возросший международный престиж России, называя ее «российскими Европиями», то есть страной, вступившей в круг европейских государств. В конце «гистории» «острый разумом» российский матрос, преодолев все препятствия, становится флорентийским королем. Это событие тоже передает своеобразие петровской эпохи, когда люди незнатного происхождения могли стать «властителями». Достаточно вспомнить историю светлейшего князя А. Д. Меншикова или Екатерины I.

По-новому в «гистории» раскрывается любовная тема. В отличие от повестей XVII в., где любовь расценивалась как нечто греховное («падение блудное»), здесь - это важное и серьезное чувство, возвышенная и в то же время земная страсть, толкающая героя на подвиги.

Любовь заставляет Василия ради спасения Ираклии, дочери «флорентийского» короля, пренебречь опасностью и рисковать своей жизнью.

Кроме «Гистории о Василии Кориотском…» сохранились и другие: “Гистория о храбром российском кавалере Александре и о любительницах ево Тире и Элеоноре”, “Гистория о некоем шляхетском сыне, како чрез высокую и славную свою науку заслужил себе великую славу и честь и ковалерский чин и како за добрые свои поступки пожалован королевичем в Англии”.

Петровская эпоха со всеми характерными чертами (поездки «за море в науку», ассамблеи, новая манера отношений между мужчиной и женщиной, новое отношение к человеческой личности) отразилась в этих «гисториях» так выразительно и многосторонне, что сами «гистории», несомненно, сыграли значительную роль в дальнейшем развитии прозы XVIII столетия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.