Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Торжественные шествия.






В заключении стоит сказать о таком новом виде искусства петровской эпохи как торжественные шествия. Такие шествия были очень популярными в XVIII в. Организовывались торжественные шествия в честь какого-либо важного события: победа русских войск, коронация царственных особ и т. п. Во многом это было связано со стремлением европеизировать придворную жизнь, придать ей больше блеска и величия. В организации и оформлении таких шествий были задействованы все виды искусств. Архитекторы возводили триумфальные ворота. Художники расписывали их аллегорическими или символическими изображениями. Скульпторы украшали ворота фигурами из дерева и изразцами, созданными на аллегорические сюжеты. Поэты писали приличные случаю стихи. Музыканты сочиняли музыку, а певцы исполняли так называемые панегирические канты - светские хвалебные песни, сочинявшиеся и исполнявшиеся в честь какого-либо важного события. Во время шествия гремели пушечные выстрелы, звучали фанфары и литавры. Многосотенные хоры певчих провозглашали «виват», пели певцы, стоявшие на верху триумфальных ворот на подвесных площадках, шли войска, развевались знамена. Народ заполнял празднично украшенные улицы, ликовал и вместе с тем учился праздновать на новый европейский лад, разгадывать аллегории и эмблемы, знакомясь тем самым с античной мифологией. Так в 1696 г. впервые в Москве по случаю взятия Азова были устроены грандиозные триумфальные ворота, на которых были изображены античные боги Нептун и Марс.

Особенно торжественно праздновалась Полтавская победа 1709 г. Преподавателями Славяно-греко-латинской академии были устроены триумфальные ворота, расписанные многочисленными картинами на сюжеты, заимствованные из греческих и римских мифов, сказаний Овидия, сочинений древнеримских историков. Картин и надписей было так много, что потребовалось дать им специальное объяснение. Для этого в Москве была издана книга под названием «Политиколепная апофеозис достохвальныя храбрости Всероссийского Геркулеса», во многом благодаря этой книге, знания об античной мифологии и символике проникли в начале XYIII в. не только в профессиональную литературу, но и в фольклор и лубок.

Триумфальные шествия 1690-1720 годов демонстрируют нам смешение стилей и художественных приемов, царивших в этот период и в литературе, и в искусстве. Античность смешивалась с христианством, фантастика и чудеса с грубым натурализмом, излишняя пышность и репрезентативность с утрированной скромностью. Но в России петровского времени литература и искусство тяготели, прежде всего, к просветительскому началу, что и предопределило их дальнейшее развитие в эпоху классицизма.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.