Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 9. Роль социологических исследований в развитии социально-культурной сферы и народного художественного творчества.






Тема 9.1. Методы социологических исследований в развитии социально-культурной сферы и народного художественного творчества:

Сама жизнь, практика заставляет нас сегодня самым внимательным образом изучить сложные процессы, происходящие в обществе, в науке, культуре, досуговой сфере. Чем объяснить тенденции к снижению основных показателей работы КДУ и главное как повлиять на этот процесс. Социологические исследования предполагают изучения общих закономерностей и специфики проявления культуры в жизнедеятельности человека; осмысление широкого спектра духовно-нравственной и художественно-эстетических сторон внутреннего мира человека и внешних форм их проявления в разнообразных социокультурных взаимосвязей и видах культурно-досуговой деятельности.

Необходимость проведения соц. исследований вызвана острой необходимостью в получении достоверной информации о социокультурной значимости досуга, досуговой деятельности, поведения и общения, их возможностях для творческого развития индивида, социальные группы. Одним из важнейших направлений социологического изучения досуга можно назвать выявление реальной аудитории посетителей КДУ как определённой общности. Изучения в этой области позволяет полнее учитывать характерные особенности, социально-типичные признаки посетителей КДУ, прогнозировать их возможные реакции на различные виды досуговых занятий и услуг. Социологический анализ поможет выявить, формировать и распространять новые инициативы, образцы деятельности, способствующие качественному улучшению социокультурной ситуации.

Некоторые несложные социологические исследования можно провести силами работников КДУ. Для того чтобы решить более сложные проблемы, провести настоящее социологическое исследование, следует обратиться в отдел социологии, так как излишняя самостоятельность, некомпетентность, может больше навредить, чем принести пользу.

 

Метод опроса:

Социологический опрос – это обращение к людям (в социологии они называются Респондентами) с перечнем (набором) вопросов на определённую тему.

Метод опроса:

Во-первых, достаточно экономичный (дешёвый).

Во-вторых, (это главное) позволяет по сравнительно небольшому количеству опрошенных судить (делать выводы) об отношении людей к сути изучаемой проблемы (например, оценка работы культурно-досугового учреждения).

По степени охвата опрашиваемых различают:

- выборочные опросы – из общего количества выбирают часть респондентов (каждый 5, или юноши, или девушки). Нельзя опрашивать только тех, кто изъявил желание;

- сплошные – опрашивают всех жителей населённого пункта, всех участников коллектива.

Существует две разновидности опроса, связанные с устной и письменной формой общения с респондентами, - анкетирование и интервьюирование. В их основе лежит совокупность предлагаемых вопросов, ответы на которые образуют первичную информацию. Наиболее распространённым в практике прикладной социологии вид опроса – анкетирование.

Анкетирование может быть групповым и индивидуальным.

Групповой анкетный опрос. Анкеты раздаются для заполнения, и обеспечивается 100% возврат анкет. Обычно 1 анкетёр работает с группой из 15-20 человек.

При индивидуальном анкетировании вопросники раздаются на рабочих местах, по месту жительства респондентов, а время возврата заранее обговаривается.

На сегодняшний день анкетный опрос остаётся одним из наиболее оперативных способов сбора первичной информации.

Социологическая анкета – это структурно организованный набор вопросов, каждый из которых логически связан с целью исследования.

В практике изучения досуговых интересов известно 3 метода анкетного опроса:

Почтовый – когда анкету и рассылают и собирают с помощью почты;

Прессовый – когда анкету публикуют в газете или журнале с просьбой вернуть заполненную анкету по определённому адресу;

Раздаточный – когда анкету раздают и собирают специально для того назначенные люди.

Квалифицированно составленная анкета состоит из 3 смысловых разделов:

1. Вводная часть. Указывается организация, проводящая опрос, объясняется цель исследования, гарантируется анонимность ответов, излагаются правила заполнения анкеты. Называется способ возврата анкеты.

2.Основная часть содержит сами вопросы, раскрывающие содержание исследуемой проблемы. В вопросах этой части заключена основная информация. Содержание вопросов определяется целью исследования.

3.Демографическая часть («паспортичка») выявляет статус опрашиваемого в момент заполнения анкеты (пол, возраст, соц. положение и т.д.)

Чтобы анкета могла выполнить своё предназначение, то есть дать достоверную информацию, надо знать и соблюдать ряд правил и принципов её составления:

- вопрос должен быть лаконичным и понятным для различных социально-демографических групп респондентов: молодым и старым, людям с высшим и неполным средним образованием.

- все вопросы классифицируются: по содержанию (о фактах сознания, о мотивах поведения, о личности респондента), по форме (открытые и закрытые, прямые и косвенные), по функции (основные и не основные).

Вопросы о фактах сознания людей направлены на выявление мнений, пожеланий, планов на будущее. Любое мнение респондентов основано на индивидуальном представлении и поэтому носит субъективный характер.

Вопросы о мотивах поведения выявляют поступки, действия, результаты деятельности людей. Верить в истинность надо с осторожностью, человек вольно или невольно старается своё поведение объяснить благородными целями.

Вопросы о личности респондента входят во все социологические анкеты, образуя социально-демографический блок вопросов, выявляющих пол, возраст, национальность образование и другие характеристики респондента.

Закрытые и открытые вопросы.

Закрытым вопрос называется в том случае, если на него в анкете проводится полный набор вариантов ответов. Прочитав их, респондент только обводит кружком код напротив того варианта, который совпадает с его мнением. Такая форма вопросов сокращает время для заполнения анкеты и её обработки

Закрытые вопросы могут быть альтернативными и не альтернативными.

Альтернативные вопросы предполагают возможность выбора всего одного варианта ответа.

Не альтернативные – вопросы допускают выбор нескольких вариантов ответов.

Открытые вопросы не содержат подсказок и не «навязывают» респонденту вариант ответов. Они дают возможность выразить своё мнение. Именно при помощи открытых вопросов можно собрать более богатую по содержанию информацию.

Закрытые вопросы предлагают выбор ответов заранее составленных и освобождают отвечающих от самостоятельной работы над возможными вариантами ответов, открытые наоборот. На открытые вопросы охотнее отвечают те, кто очень хорошо знает проблему, т.е. компетентны в них. Если нет, то чаще люди отклоняются от заполнения анкеты и вы можете не получить ответов на интересующие вас вопросы.

Выбирая форму вопроса, целесообразно учитывать и особенности обработки полученных данных. Все разнообразие ответов на открытый вопрос придётся кодировать самому исследователю, сводя, в конечном счете, к некоторому ограниченному числу наиболее повторяющихся ответов. Закрытая форма вопроса позволяет избежать этого. Поскольку, отмечая один из вариантов ответов, респондент одновременно кодирует его.

Прямые и косвенные вопросы.

Иногда вопросы анкеты требуют от респондента критического отношения к себе, к обстоятельствам. Такие вопросы чаще всего остаются без ответов или содержат неточную информацию. В таких случаях вопросы лучше формулировать в косвенной форме. Респонденту предлагается воображаемая ситуация. Отвечая на такие вопросы, респондент опирается на собственный опыт, однако сообщает о нём в безличной форме, что снимает остроту критических оценок, характерную для высказываний от первого лица.

Основные и не основные вопросы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.