Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Чтение и рассказывание детям






 

Жанры и характер литературного произведения (Какие чувства передает литературное произведение?)

 

Воспитывать интерес к явлениям и событиям общественной жизни, любовь к родной стране, гордость за ее достижения («Гимн Республики Казахстан», авторы слов: М. Алимбаев, К. Мырзалиев, Т. Молдагалиев; «Казахстан» Г.Циферова, «Сын степей» М.Алимбаева, «Родина» К. Аманжолова), уважение к труду, людям труда («Мастерица» С.Буранбаева, «Я посадил цветы» Н.Жанаева, «Первый подарок» К.Идрисова, «Ода десяти пальцам» Ш.Смаханулы, «Мастер на все руки» А. Асылбекова, «Почтальон» А. Дуйсенбиева, «Цветок и плоды» А. Табылдиева, «Как самолет в поле работает» И. Винокурова, «Каравай», «Молотьба», «Руки человека» Я. Дягутите, «Хлеб» М. Глинской, «Пичугин мост» Л. Воронковой, «Чужая калитка» Е.Пермяка); восхищение героическими поступками людей («Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака, «Обвал» Б. Житкова, «Казахстан» Б. Жабаева). Обогащать духовный мир ребенка, углублять его представления о таких нравственных категориях, как справедливость и честность («Почему?» В. Осеевой, «Карасик» Н. Носова, «Лгунишке» А. Оразакын, «Аркан и шест», «Айнур перехитрила папу», «Скромный воришка», «Отец и сын», «Ладонь и кулак» С. Успанова, «Чья шапка?», «Хромой скворец» У. Турмажанова, «Справедливость» А. Митяева, «Самое страшное» Е.Пермяка), доброта и жадность, своекорыстие («Сказка о рыбаке и рыбке» А. Пушкина, «Три брата и прекрасная Айсулу», каз. нар. сказка, «Ах, зачем я поскупился» А. Сопыбекова).

Воспитывать способность к сочувствию, отзывчивости («Хроменькая уточка», перевод с украинского А. Нечаева, «Лев и собачка» Л. Толстого), к осознанию мотивов поведения героев, их внутренних переживаний («Прыжок» Л.Толстого, «Фантазеры» Н. Носова); учить чуткости, заботе, доброте к матери («Кукушка», ненецкая сказка»); понимать иронию, лукавство («Сказка про храброго зайца» Д. Мамина-Сибиряка, «Паук, муравей и ласточка», «Жадный бай и Алдар-Косе», каз. нар. сказки).

Развивать эмоциональную восприимчивость, чувство восхищения красотой, поэтичностью родной природы («Осень» Г. Скребникова), учить различать характер стихотворения – праздничный, радостный («Листопад» И. Бунина), задумчивый, печальный, («Уж небо осенью дышало» А. Пушкина); вызвать желание сказать о природе своими образными словами («Я хочу сказать свое слово» В. Сухомлинского, «Земляника» О. Оскарова, «На джайляу» Н. Жанаева, «Дедушка Алатау» Е. Утетлеуова)

 

Образы художественной литературы (О чем рассказывает литературное произведение- рассказ, сказка, стихотворение?)

 

Развивать умение эмоционально воспринимать образ Родины и ее героических защитников («Казахстан» Д. Джабаева, «Почему маму прозвали Гришкой?» Н.Дилакторской); образы детей, их отношение к труду, дружбе («Маленький садовод» М. Турежанова, «Чук и и Гек» А. Гайдара, иронические образы «друзей» («Как друзья познаются» С. Михалкова).

Формировать умение воспринимать и понимать характеры героев сказок: мудрого, справедливого и могущественного Мороза («Мороз Иванович» В.Одоевского); доброго, умного, терпеливого, ловкого Иванушки («Сивка- бурка», рус. нар. сказка в обработке М. Булатова); доброту и бескорыстие простых людей, фантастичность, загадочность волшебных образов животных («Серебряное копытце» П. Баженова).Развивать умение чувствовать красоту образов зимней природы («Зима» Г. Скребицкого; «Поет зима – аукает» С. Есенина), сочувственно относиться к живой природе («Серая звездочка» Б. Заходера»); понимать мораль и иронию басни («Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и муравей» И. Крылова).Воспитывать чувство юмора, учить различать и понимать народную мудрость, смекалку («Мудрый Жиренше и красавица Карашаш», каз.нар. сказка).

 

Средства образности и выразительности художественной литературы (Как рассказывать литературное произведение?)

 

Воспитывать способность эмоционально откликаться на содержание реалистических произведений: о трудолюбии, заботе о людях («Чужая калитка» Е. Пермяка, «Олешек» Э. Цюрупы), о добром отношении детей к живой природе и помощи ей («Ребята и утята» М. Пришвина), «Алыча» Ж.Карбозина, «Белый верблюжонок» У. Турманжанова, «Лесные домишки В. Бианки). Учить детей понимать прием иносказания («Прозрачный слоник» Г. Гарина), олицетворения в рассказах о родной природе («Золотой лук» М. Пришвина, «Весна» Г. Скребицкого); чувствовать различие языкового стиля юмористического и драматического рассказов.

Развивать способность чувствовать поэтичность волшебных сказок, понимать образные выражения, сравнения, улавливать ритм повествования («Снегурочка», «Василиса Прекрасная», рус. нар. сказки, «Бей дубинка» каз. нар. сказка;), замечать особенности композиции: повторы, троекратность («Царевна-лягушка», рус. нар. сказка в обработке А. Толстого).Развивать чувство юмора, учить понимать прием сказочного преувеличения («Принцесса на горошине» Г.Х. Андерсена). Развивать способность воспринимать выразительные средства поэмы, рассказывающей о добром отношении к природе, взволнованность живой речи, смену интонаций и ритма, разговорный стиль («Дедушка Мазай и зайцы» Н. Некрасова – отрывок) и стихотворный волшебной сказки («Сказка о царе Салтане» А. Пушкина), углубляющей представления о добре и зле. Читая стихи о природе, учить слышать звучание ее «голосов», понимать олицетворение, смысл метафоры («Песня о весне» Я. Коласа, «Я посадил цветы» Н. Жанаева, «Белый камушек» К. Мурзалиева)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.