Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внимание. Важную роль в дошкольном возрасте играет непроизвольное внимание, так как у детей этого возраста слабо развита способность к произвольному вниманию






Важную роль в дошкольном возрасте играет непроизвольное внимание, так как у детей этого возраста слабо развита способность к произвольному вниманию. Как у нормально видящих, так и детей с нарушением зрения непроизвольное внимание вызывают раздражители, соответствующие значимым потребностям. Оно возникает от сознательных намерений ребенка и без его волевых усилий. Слепые дети в дошкольном возрасте пользуются непроизвольным вниманием с опорой лишь на слуховое и осязательное восприятие. Слабовидящие и частично видящие пользуются непроизвольным вниманием с опорой также и на остаточное зрение.

Начиная с дошкольного возраста, необходимо воспитывать волевое (произвольное) внимание. Произвольное внимание возникает в деятельности, оно определяется целью, задачей и определенной программой действий. Функции произвольного внимания связаны с целью деятельности, при осуществлении которой требуются усилия воли. Волевые усилия для организации внимания проявляются в любой деятельности, например при конструировании по образцу, в игре и учебной деятельности.

Внимание характеризуется рядом свойств (объем, сосредоточенность, устойчивость, переключаемость), проявление и развитие которых у слепых и слабовидящих детей имеют некоторые особенности. Например, затруднения в сфере восприятия отрицательно сказываются на объеме, переключаемости и устойчивости внимания. Однако у детей с нарушением зрения внимание компенсируется благодаря широким возможностям других анализаторов.

При нарушениях зрения главным условием развития внимания является активное участие детей в различных видах деятельности (игровой, трудовой, учебной и др.). Именно в деятельности слепой и слабовидящий ребенок формируют адекватное отражение окружающего мира, произвольно или непроизвольно сосредоточивая и направляя внимание на осознание объекта действительности и формирование своего сознания.

Память

Слепые и слабовидящие дети испытывают известные трудности при осуществлении основных процессов памяти, хотя развитие их памяти происходит по общим с нормой закономерностям.

У детей с нарушением зрения так же, как и у нормально видящих первоначально преобладает наглядно-образный вид памяти, который формируется на основе сенсорного воспитания. При преобладании наглядно-образного вида памяти дети запоминают любой материал с помощью конкретных образов, предметов и явлений. Позже происходит формирование словесно-логического вида памяти. Словесно-логический вид памяти основан на использовании словесных обозначении, логических связей, устанавливаемых с помощью словесно формулируемых понятий. В формировании обоих видов памяти участвует двигательная память. Она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков (ходьбы, речи и др.).

Память слепых и слабовидящих детей характеризуется меньшей продуктивностью сравнительно с нормой, снижением запоминания наглядного материала. Эти особенности памяти слепых и слабовидящих обусловлены недостатком наглядно-действенного опыта, недостаточной полнотой, четкостью и стойкостью, низким уровнем обобщенности представлений, связанным со слабой дифференцировкой существенных и второстепенных признаков предметов и явлений окружающего мира.

В процессе специально организованного обучения эффективность запоминания у детей с нарушением зрения повышается. Благоприятным условием развития памяти является разнообразие учебного материала и разностороннее гармоническое сенсорное воспитание детей. При этом должны учитываться индивидуальные различия в памяти детей с нарушением зрения.

Индивидуальные различия, имеющие значение для развития памяти, выражаются в скорости, точности, прочности запоминания и готовности к воспроизведению. Индивидуальные различия у детей связаны с типом высшей нервной деятельности, состоянием здоровья, характером выполняемой деятельности (игровой, учебной, трудовой и т.п.), наличием интереса.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.