Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фасилитация — усиление доминантных реакций, действий, деятельности в присутствии других людей — наблюдателей и содеятелей (Д. Майерс).

Основные понятия и термины

 

АБСТРАГИРОВАНИЕ — процесс формирования абстракции, заключающийся в исключении частных и второстепенных признаков предмета и выделении главных.

АБСТРАКЦИЯ — процесс формирования реальных образов (представлений, понятий, суждений) путем использования лишь части их свойств и отношений. Нередко этот процесс осуществляется или упрощением реального образа, или усложнением его

АБУЛИЯ — психическое состояние безволия, отсутствия побуждений к деятельности, патология воли

АГГЛЮТИНАЦИЯ — создание новых образов на основе «склеивания» частей, имеющихся образов и представлений

АГОРАФОБИЯ — разновидность патологического беспокойства; состояние, при котором люди испытывают страх перед общественными местами и открытым пространством АГРАФИЯ — нарушения письма, возникающие при различных расстройствах речи

АДАПТАЦИЯ — процесс активного приспособления личности или социальной группы к меняющейся социальной среде, заключающийся в способности индивидуума изменять свое поведение, состояние в зависимости от изменения внешних условий

Аддиктивное поведение — один из наиболее распространенных вариантов отклоняющегося поведения; выражается в стремлении человека уйти от реальности посредством изменения своего пси­хического состояния с помощью приема некоторых веществ (алкоголь, курение, наркотики и т.д.) или постоянной фик­сации внимания на определенных предметах.

АККОМОДАЦИЯ — вид адаптации, при которой ребенок развивает новые схемы или модифицирует уже существующие для более эффективного взаимодействия с окружающей средой (Ж. Пиаже)

АКМЕОЛОГИЯ — раздел психопедагогики взрослых, изучающий проблемы оптимизации и использования интеллектуально-творческих возможностей людей зрелого возраста.

АКСЕЛЕРАТ — ребенок, подросток, который развивается ускоренно

АКСЕЛЕРАЦИЯ — ускорение роста и полового созревания детей и подростков по сравнению с предыдущими поколениями

АКЦЕНТУАЦИЯ ЛИЧНОСТИ — неосознанное усиление индивидуумом каких-либо духовных или материальных ценностей как наиболее существенных и значимых

АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА — чрезмерное усиление отдельных черт характера, проявляющееся в избирательной уязвимости личности по отношению к определенного рода психогенным воздействиям (тяжелым переживаниям, чрезвычайным нервно-психическим нагрузкам и т.д.) при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим (А. Е. Личко). ТИПЫ: гипертимный, циклоидный, лабильный, астеноневротический, сензитивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный, конформно-гипертимный [39].

АКЦЕНТУИРОВАННАЯ ЛИЧНОСТЬ — индивидуум, имеющий чрезмерную выраженность черт характера и их сочетаний, представляющую собой крайний вариант нормы, граничащий с психопатиями (К. Леонгард). ТИПЫ: гипертимический, циклотимический (аффектно-лабильный), аффектно-экзальтированный, эмотивный, тревожный, педантичный, интровертированный, возбудимый, демонстративный, экстравертированный, застревающий, дистимический [36].

АЛАЛИЯ — отсутствие или ограничение речи у детей вследствие недоразвития или поражения речевых зон головного мозга

АЛЕКСИЯ — полная неспособность овладения процессом чтения

АЛОГИЗМ — умозаключение, противоречащее законам логики

АЛЬМА-МАТЕР — старинное студенческое название университета (совр. — института, колледжа и т.п.).

АЛЬТРУИЗМ — система ценностных ориентаций личности, при которой центральным мотивом и критерием нравственной оценки являются интересы другого человека или социальной общности

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ — одновременное проявление противоположных эмоций и чувств, проявление внутреннего конфликта личности

Аналитическая психология - система взглядов швейцарского психолога К.Г. Юнга, в которой, как и в концепции психоанализа 3. Фрейда, придается большое значение бессознательному. Помимо личного бессознательного выделяется и коллективное бессознательное.

анализТрансакционный — анализ взаимоотношений людей, в том числе их дело­вых отношений, с точки зрения взаимодействия психологических со­стояний (Э. Берн ).

АППЕРЦЕПЦИЯ — зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей

АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний.

АССИМИЛЯЦИЯ — механизм, посредством которого новый предмет или ситуация объединяется с совокупностью предметов или с другой ситуацией, для коей уже существует схема (Ж. Пиаже).

АСТЕНИЯ — нервно-психическая слабость, проявляющаяся в повышенной утомляемости, сниженном пороге чувствительности, крайней неустойчивости настроения, нарушении сна

атрибуция Каузальная — заключение исследователя о причинах конкретной ситуации

Аттракция — механизм перцепции социальной, способ понима­ния одного человека другим на основе устойчивого положительного чувства (симпатии, любви и др.), которое способствует более полному и глубокому восприятию личности

Аттитюд - складывающееся на основе опыта устойчивое предрасположение, социальная установка человека в отношении людей, событий, социальных явлений

АУТИЗМ — психическое состояние рефлексии, погружение в мир личных переживаний с активным отстранением от внешнего мира

АУТСАЙДЕР — член группы, отвергнутый ею по разным причинам

АФАЗИЯ — полная или частичная утрата способности речи; нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры полушария мозга

АФФЕКТ — сильное и относительно кратковременное нервно-психическое возбуждение — эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств

АФФИЛИАЦИЯ — стремление человека быть в обществе других людей

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — совокупность психических процессов и механизмов, функционирование и влияние которых человек не осознает

БИХЕВИОРИЗМ — психолого-педагогическая концепция технократического воспитания, под которым понимается воспитание, базирующееся на новейших достижениях науки о человеке, использование современных методов исследования его интересов, потребностей, способностей, факторов, детерминирующих поведение

Виктимность — «предрасположенность» человека выступать в определенных обстоятельствах в качестве жертвы, неспособность избежать опасности там, где она объективно могла быть предотвращена (см. виктимология).

ВНИМАНИЕ — сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте

ВОЛЯ — способность человека регулировать психические процессы и свою деятельность, связанную с ними

ВООБРАЖЕНИЕ — психический процесс создания образа предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений

ВОСПРИЯТИЕ — целостное отражение предметов, явлений, ситуаций и событий в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях

ВЫБОРКА (статистическая совокупность) — вся система событий как исходов эксперимента

ВЫТЕСНЕНИЕ — процесс активного неосознанного устранения из сознания и перевода в сферу бессознательного неприемлемых для личности мыслей, воспоминаний, переживаний

ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ — половые различия, определяющие набор ожидаемых образцов поведения

Геронтопсихология - отрасль возрастной психологии, изучающая психологические аспекты старения, изменения психики, поведения, деятельности людей в пожилом и старческом возрастах.

ГЕШТАЛЬТ — 1)функциональная структура, которая по присущим ей законам упорядочивает многообразие отдельных явлений; 2) устойчивый способ организации целого, его изменяющихся частей; целостные психические образования

ГЕШТАЛЬТ-ТЕХНОЛОГИЯ — педагогическая технология, основанная на гештальт-теории усвоения. Упражнения по гештальт-теории оперируют достаточно крупными, законченными в смысловом отношении фрагментами информации, расчет в которых сделан на одномоментном запечатлении самой структуры фрагмента и его смысла (М. Вертгеймер, Г. Мюллери др.).

ГИПЕРБОЛИЗАЦИЯ — характеристика предмета (или его части) в плане увеличения или уменьшения

ГИПОТЕЗА — компонент научного исследования или опытно-экспериментальной работы, заключающий в себе предположение о возможном результате и условиях его достижения

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ — 1) научное суждение, утверждение предположительного характера, выдвижение и экспериментальная проверка которого имеет убедительную научно-практическую основу; 2) исследовательская операция, посредством которой можно предсказать пути и способы достижения цели; 3) метод проектирования способов разрешения выявленного противоречия через решение проблемы в направлении достижения цели на основе исследования выделенного предмета в рамках определенного объекта исследования. Требования к научной гипотезе: соответствие фактам, воспроизводимость, экспериментальная проверяемость, независимость, проблематичность, согласованность с известными теориями, возможная простота формулировки. В сложном экспериментальном исследовании выдвигается несколько логически связанных друг с другом гипотез: общая, частная и рабочая

ДЕВИАНТНОЕ (отклоняющееся) ПОВЕДЕНИЕ — действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) нормам и ожиданиям

ДЕГРАДАЦИЯ ЛИЧНОСТИ — распад личностного поведения, выражающийся в аморальном и противоправном поведении

ДЕСТРУКЦИИ (деформации) ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ —факторы профессиональной стагнации специалиста, детерминированные спецификой профессиональной деятельности и индивидуально-психологическими особенностями личности (в педагогике выделяют такие деструкции, как авторитарность, демонстративность, дидактичность, педагогический консерватизм, доминантность, социальное лицемерие, эмоциональное выгорание и др.)

ДИЛЕТАНТ — любитель, занимающийся каким-либо искусством или наукой без специальной подготовки

Дистресс - чрезмерное стрессовое состояние, оказывающее отрицательное влияние на деятельность человека, его психические и физиологические процессы.

ДИССЕРТАЦИЯ МАГИСТЕРСКАЯ — квалификационная работа выпускника магистратуры, юридически приравненная к диплому, но дающая более высокую академическую степень, влияющую затем на аттестацию учителя и получение более высокой категории

Дифференциальная психология - отрасль психологии, изучающая индивидуально-психологические различия между людьми.

ЗАКОНОМЕРНОСТЬ — объективно обусловленный определенными причинами процесс с действующей в нем совокупностью законов.

ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ:

1) закон эффекта: для развития навыка необходимо знать результат каждого повторения и иметь желание при следующем повторении его улучшить;

2) закон изменения скорости усвоения навыка: быстрое при первых повторениях улучшение продуктивности навыка вскоре все более замедляется (кривая навыков имеет форму логарифмической кривой);

3) закон неравномерности развития навыка: улучшение навыка чередуется с временными ухудшениями под влиянием ряда субъективных и объективных причин, влияющих на его продуктивность (кривая имеет зубчатую форму);

4) закон плато в развитии навыка: временное отсутствие улучшения или ухудшения продуктивности навыка(плато на кривой навыков) говорит о перестройке его психологической структуры;

5) закон отсутствия предела развития навыка: конечное плато в развитии навыка всегда может за счет перестройки структуры навыка дать хотя бы незначительное улучшение его продуктивности;

6) закон угасания навыка: при отсутствии повторений навык претерпевает обратное развитие и, прежде всего, деавтоматизируется, но возобновление повторений восстанавливает навык быстрее, чем первоначальное его развитие.

7) закон переноса навыка: имеющиеся навыки облегчают развитие сходных по психологической структуре навыков (дают положительный перенос) и затрудняют развитие навыков, имеющих резко различную структуру (отрицательный перенос)

Защита психологическая - бессознательное психическое явление, связанное со стремлением человека устранить из сознания тревогу, не допустить в сознание травмирующие личность переживания. Проявляется в защитных механизмах.

Защитные механизмы - понятие, обозначающее совокупность приемов, с помощью которых человек как личность оберегает себя от психологических травм. Примерами защитных механизмов являются вытеснение, сублимация, подавление, отрицание, проекция, идентификация, регрессия, изоляция, рационализация, конверсия и др. У детей защитные механизмы наблюдаются в значительно меньшей степени. В дошкольном и младшем школьном возрасте - это чаще всего фантазирование.

ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ — область человеческой психики, готовая к развитию через обучение и воспитание; ее изучение позволяет прогнозировать возможности развития обучаемого. Определяется содержанием тех задач, которые ребенок еще не может решить самостоятельно, но уже решает с помощью взрослого

Идентификация - отождествление, уподобление в самом широком смысле. Применяется в различных областях науки и практики, например в криминалистике (сличение почерка, фотографии и объекта и т.д.). В психологии употребляется в разных значениях: 1) узнавание, опознание какого-либо объекта; 2) процесс бессознательного отождествления человеком себя с другим человеком или группой.

Идентификация межличностная – готовность человека чувствовать, переживать, действовать в отношении другого так, как если бы этим другим являлся он сам.

Идентичность – свойство человека быть самим собой, сохранять длительное время свою индивидуальность, оставаться верным себе.

Идентичность социальная - представление человека о своей принадлежности к определенной социальной группе (национальности, социальному классу, религии).

ИМПЛИЦИТНАЯ ОБУЧАЕМОСТЬ — способность обучаться без целенаправленных сознательных усилий со стороны обучающегося (см. имплицитный).

ИМПЛИЦИТНЫЙ — подразумеваемый, невыраженный

ИНГИБИЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — (от лат. inhibere — сдер-живать, останавливать) тормозящее, негативное влияние социальных факторов или конкретного человека на мысли, чувства, активность человека или группы. Данный феномен возникает обычно в условиях негативного отношения друг к другу субъектов взаимодействия. Явление, противоположное фасилитации

ИНДИВИД — человек как единичное природное существо, представитель homo sapiens, продукт филогенического и онтогенического развития, единства врожденного и приобретенного

Индивидуальная психология - одно из направлений глубинной психологии, разработанное А. Адлером и исходящее из концепции наличия у индивида комплекса неполноценности и стремления к его преодолению.как главного источника мотивации поведения человека.

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ — один из компонентов педагогического принципа природосообразности, учитывающий возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их интересы, склонности, способности.

Индифферентность - нейтральность, равнодушие, безучастность.

ИНДИВИДУАЛИЗМ — нравственный принцип, в основе которого лежит противопоставление интересов отдельной личности (индивидуума) интересам общества

Индивидуальность — совокупность неповторимых, уникальных свойств данного человека, отличающих его от других людей. В соци­альной психологии — противоположность уникальных психических характеристик человека групповым

ИНСАЙТ — внезапное, логически невыводимое понимание сущности явления, ситуации в целом; выступает одним из элементов педагогической импровизации и любого творческого процесса

Интеллект социальный — 1) способность, определяющая успешность оценки прогнозирования и понимания поведения людей (Д. Гилфорд); 2) результат развития общего интеллекта под влиянием внешних социокультурных условий (Г. Айзенк).

Интеллект «флюидный» (текучий, «свободный») —врожденная интеллектуальная способность, детерминирующая успешность приспособления к новым ситуациям, овладение новыми знаниями, гибкость и скорость мышления; входит в состав общего интеллекта (Р. Б. Кэттелл).

ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ — формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности. В отечественной психологии трактуется как поэтапное преобразование структуры предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания

ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ — снижение усвоения и запоминания отдельных частей получаемой информации в зависимости от последовательности их изложения. Это явление необходимо учитывать учителю в процессе отбора и подачи учебного материала, особенно при обучении блоками

ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ НАВЫКОВ — ослабление или усиление новых навыков под влиянием уже имеющихся

ИНТРОВЕРТ — тип личности, сориентированный на свой собственный внутренний мир. Поведение интроверта определяется его внутренним состоянием, переживаниями

ИНТРОСПЕКЦИЯ (самонаблюдение) — изучение психических процессов (сознания, мышления) самим переживающим эти процессы

ИНФАНТИЛИЗМ — сохранение у человека качеств предыдущего периода его становления (формирования), характеризующее задержку развития

ИССЛЕДОВАНИЕ — процесс научного изучения какого–либо объекта с целью выявления его закономерностей возникновения, развития и изменения, и преобразования его в интересах общества. В педагогическом исследовании объект находится в образовательной области

ИССЛЕДОВАНИЕ ПАНЕЛЬНОЕ — изучение одного и того же педагогического объекта с определенным временным интервалом по одной и той же методике и программе

ИССЛЕДОВАНИЕ ПИЛОТАЖНОЕ — упрощенная форма пробно-поискового исследования, которое проводится до основного

ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ФАЗА — этап исследования, в котором с помощью всестороннего анализа практической задачи определяются: проблема, тема, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза и методы исследования.

КАТАРСИС — 1) специальный прием терапевтического воздействия, заключающийся в разрядке, в вытеснении одних эмоций другими; 2) эмоциональное потрясение, ведущее к некоторой трансформации чувств

Каузальная (причинная) схема — аспект теории атрибуции, обозначающий ситуацию, когда исследователь обладает рядом усвоенных представлений о причинах, которые могут привести к конкретным следствиям, или о возможных отношениях между ними КАУЗАЛЬНЫЙ МЕТОД — метод исследования, целью которого является нахождение необходимой связи явлений, когда одно из них выступает причиной, порождающей другое явление, называемое следствием

КВАЗИЭКСПЕРИМЕНТ — 1) (в широкой трактовке) —спо-собы планирования исследования и организации сбора эмпирических данных, которые включают не все этапы и элементы, подразумеваемые единой логикой эксперимента как метода; 2) (в узком значении) — исследование, которое, как и экспериментальное, направлено на проверку причинно–следственной гипотезы, но не может быть названо таковым в силу недостаточного контроля за экспериментальным воздействием (независимой переменной) и побочными факторами; 3) разновидность эксперимента, когда экспериментатор не оказывает непосредственного воздействия на участников или условия эксперимента, а пользуется уже существующими группами для изучения интересующих его процессов

Классификационные признаки диссертации — совокупность признаков, характеризующих:

— характер результатов диссертации;

— уровень новизны результатов диссертации;

— ценность результатов диссертации;

— связь темы диссертации с плановыми исследованиями;

— уровень внедрения (использования) результатов диссертации, имеющей прикладное значение;

— рекомендации по расширенному использованию результатов диссертации, имеющих прикладное значение

КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС — психическое состояние, вызванное противоречием между потребностями и интересами как мотивами деятельности и самой, но вынужденной деятельностью (Л. Фестингер).

КОММУНИКАЦИЯ — специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности

КОММУНИКАЦИЯ НЕВЕРБАЛЬНАЯ — передача информации другому человеку или группе лиц без использования речи. Виды невербальной коммуникации.:

кинесика — совокупность телодвижений, жестов, мимики, пантомимики, манеры одеваться, причесываться и т.п.;

проксемика — место и время общения;

паралингвистика — качество голоса: диапазон, тон, тембр, сила, полетность, паузы, звуки-«заполнители» пауз;

экстралингвистика — улыбка, смех, плач, слезы;

визуальное общение — контакт глазами;

такесика — прикосновение

КОМПЕНСАЦИЯ — возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций Компенсация - способность человека избавляться от переживаний по поводу собственных недостатков за счет усиленной работы над собой и развития других положительных качеств. Понятие введено А. Адлером.

Компенсация психических функций - возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций.

Комплекс неполноценности - совокупность переживаний и свойств личности, заключающихся в стойкой уверенности человека в своей неспособности решать жизненные проблемы, несостоятельности как личности.

Комплекс превосходства - совокупность переживаний и проявлений личности, заключающийся в чрезмерной самоуверенности. При этом человек производит впечатление тщеславного и высокомерного субъекта с преувеличенным мнением о своих истинных возможностях.

Конформизм - соглашательство, приспособленчество, пассивное принятие окружающей среды, существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции и слепое подражание любому образцу, обладающему наибольшей силой давления, психического принуждения.

Кризис психологический – состояние душевного расстройства; вызванное неудовлетворенностью человека собой, своими успехами и взаимоотношениями с окружающим миром.

Кризисы возрастные – особые периоды возрастного развития личности, характеризующиеся резкими психологическими изменениями; закономерно возникают на определенном возрастном этапе и являются необходимыми для нормального хода личностного развития.

КОМПЕТЕНЦИЯ — 1)круг полномочий какого-либо органа или должностного лица; 2) круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен

конгруэнтность (в процессе общения) — соответствие невербального поведения партнеров их речевым высказываниям. Несоответствие в этом является сигналом лжи

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ — метод выявления и оценки специфических характеристик текстов путем регистрации определенных единиц содержания, а также систематического замера частоты и объема упоминаний этих единиц в отдельных фрагментах текста или во всей совокупности исследуемых текстов. Позволяет выявлять отдельные психологические характеристики коммуникатора и аудитории (применяется в социальной психологии, педагогической психологии и т.п.)

КОНФАБУЛЯЦИЯ — иллюзия мышления, когда человек верит в свою выдумку

КОНЦЕПЦИЯ

— внутреннее представление о чем-либо;

— определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса;

— основная точка зрения на предмет или явление, руководящая идея для их систематического освещения;

— ведущий замысел деятельности

КРЕАТИВНОСТЬ — 1) универсальная творческая способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации; 2) уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности

КРИТЕРИЙ ВИЛКОКСОНА (Ткритерий) служит для сравнения величин двух попарно сопряженных совокупностей, то есть таких совокупностей, которые объединены некоторой связью, общим свойством

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРОБЛЕМЫ (темы) ИССЛЕДОВАНИЯактуальность, новизна, практическая значимость

КРИТЕРИЙ СТЬЮДЕНТА оценивает близость двух средних значений с точки зрения отнесения или не отнесения ее к случайной (при заданном уровне значимости), отвечая на вопрос о том, отличаются ли средние значения статистически достоверно друг от друга

ЛАБИЛЬНЫЙ — нестойкий, неустойчивый, изменчивый

ЛАТЕНТНЫЙ — скрытый, внешне не проявляющийся

Латентный эффект — любой отсроченный эффект, возникающий в результате определенного вмешательства

Либидо - одно из основных понятий психоанализа, означающее сексуальную энергию, которая трансформируется в сфере бессознательного в различные виды психической активности. Согласно теории 3. Фрейда, присутствует с самого рождения и лежит в основе развития личности.

Локус контроля - понятие, характеризующее локализацию человеком причин, исходя из которых он объясняет свое собственное поведение и наблюдаемое им поведение других людей. Характеризует склонность человека приписывать ответственность за результат своей деятельности внешним силам (внешний Л.к.), либо собственным способностям и усилиям (внутренний Л.к.). Л.к. является устойчивым свойством человека, формирующимся в процессе его социализации. Понятие введено американским психологом Дж. Роттером.

ЛИЧНОСТИ НАПРАВЛЕННОСТЬ — совокупность устойчивых мотивов, организующих деятельность личности.

ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД — индивидуальный подход к учащемуся как к личности.

ЛИЧНОСТЬ — 1) человек как носитель социально значимых черт, характеризующих его как члена общества; 2) (в психологии) —системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения

ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ — исследование одного и того же объекта на протяжении длительного времени ( см. исследование пролонгированное).

Маниакальное состояние - характеризуется немотивированным настроением, ускорением ассоциативных процессов, неустойчивостью внимания.

Мания - болезненное возбужденное состояние, сильное пристрастие, влечение к чему-либо.

Маргинальная личность - человек, который по своей психологии и особенностям поведения находится между двумя очень разными социальными группами или культурами, но не принадлежит ни к одной из них полностью.

Меланхолик - тип человека, характеризующийся меланхолическим темпераментом (слабостью, низким уровнем психической активности, неуравновешенностью, замедленностью движений, быстрой утомляемостью, болезненным реагированием на трудности, склонностью к переживаниям, некоторой замкнутостью, глубокими и устойчивыми эмоциями при слабом их внешнем выражении).

МЕТОД — путь, способ исследования; способ сбора, обработки и анализа данных; способ применения старого знания для получения нового знания; упорядоченная работа с фактами и концепциями; совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи

МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ — 1) способ достижения какой–либо цели, решения конкретной задачи; 2) совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности

МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК — один из видов научения, при котором умения и навыки приобретаются в результате многократного повторения связанных с ними движений и устранения допускаемых ошибок [66, c. 186; 67, c. 208; 80, c. 284; 82, c. 411].

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ — принципы объективности, детерминизма, познаваемости, развития, историзма, единства теории и практики [89, c. 11].

МЕТОДОЛОГИЯ — 1) " учение о методе", " теория метода"; 2) (в широком смысле) — философская исходная позиция научного познания, общая для всех научных дисциплин; 3) система принципов научного исследования, совокупность методов исследования и обработки данных; 4) учение о принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности; 5) (в узком смысле) —теория научного познания в конкретной научной дисциплине [5, c. 54; 80, c. 235; 91, c. 365].

Модальность - понятие, обозначающее качественные характеристики ощущений (например, цвет - в зрении, тембр - в слухе, запах - в обонянии и т.п.).

МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ

анализ (разложение) — мысленное или фактическое разложение целого на составные части;

синтез (соединение) — мысленное или фактическое воссоединение целого из частей;

абстрагирование — мысленное отвлечение какого–либо свойства (признака), явления, предмета от самого явления или предмета и других его свойств (признаков);

сравнение — сопоставление для установления сходства или различия объектов с целью выявления отношений;

конкретизация — воссоздание реального явления, процесса из выделенных ранее абстракций;

категоризация — отнесение единичного объекта к некоторому классу;

классификация (систематизация) — установление закономерных связей между классами объектов с целью определения их места в системе;

обобщение — объединение объектов в единое целое на основе их общих признаков;

индукция — умозаключение от единичного, частного к общему, от фактов к теории;

дедукция — переход от общего к частному.

Навязчивые состояния - непроизвольные, внезапно появляющиеся в сознании тягостные мысли, идеи, воспоминания, представления, сомнения, страхи, влечения, неодолимо приковывающие к себе все внимание. Воспринимаются человеком как чуждые, эмоционально неприятные, причем их не удается ни отбросить, ни подавить.

Невербальный - несловесный, неречевой - коммуникация происходит посредством жестов, мимики и т. п.

ОНТОГЕНЕЗ — процесс развития человека от рождения до смерти

ощущения Порог ( предел ) — минимальная величина раздражения, приводящая к возникновению ощущения

ПЕРЕНОС (навыка) влияние ранее сформированного действия (навыка) на овладение новым действием; обнаруживается в том, что овладение новым действием производит легче и быстрее, чем овладение предыдущим действием. Механизм переноса заключается в выделении человеком (не обязательно осознанно) общих моментов в структуре освоенного и осваиваемого действий. Чем отчетливее выделяются эти сходные моменты, тем легче возможность выполнения усвоенного способа действия в изменившихся условиях

Подсознательное - совокупность неосознаваемых компонентов психической деятельности, оказывающая непосредственное влияние на поведение и содержание сознания.

Посттравматический синдром - совокупность признаков негативных психических последствий, возникших в результате сильного стресса. Для этих негативных изменений характерны: 1) возбудимость и раздражительность; 2) безудержный тип реагирования на внезапные раздражители; 3) фиксация на обстоятельствах травмирующего события; 4) уход от реальности; 5) предрасположенность к неуравновешенным агрессивным реакциям.

Посттравматический стресс - возникший в результате психической травмы комплекс реакций: повторяющиеся воспоминания о событии, воспроизведение его в ночных кошмарах, интенсивные негативные переживания и физиологические реакции при столкновении с чем-то, что хотя бы отдаленно напоминает травмирующее событие и т.п.

Проекция - один из защитных механизмов, посредством которого человек избавляется от переживаний по поводу собственных недостатков, приписывая их другим людям без достаточного на то основания.

Психоанализ - общепсихологическая и психотерапевтическая теория, разработанная 3. Фрейдом.

Психогигиена – отрасль знаний, изучающая и предлагающая меры и средства сохранения и укрепления психического здоровья людей и предупреждения психических заболеваний. Тесно связана с психопрофилактикой.

Психодиагностика - оценка психических свойств, состояний личности, особенностей психических процессов на основе существующих норм при помощи психодиагностических методик.

Психокоррекция - психологическая помощь по преодолению недостатков психического развития.

Психологическая совместимость - способность людей находить взаимопонимание, налаживать хорошие личные и деловые взаимоотношения, сотрудничать друг с другом.

Психопрофилактика - система мероприятий, направленных на предупреждение психогений и психосоматических (гипертония, язвенная болезнь и т.п.) болезней, а также отклоняющегося поведения.

Психосоматика - направление в медицинской психологии, занимающееся изучением влияния психических факторов на возникновение и протекание некоторых соматических заболеваний (бронхиальной астмы, гипертонической болезни, язвы 12-перстной кишки, язвенного колита, полиартрита, стенокардии, нейродермита).

Психосоматические расстройства - расстройства органов и систем, вызванные психическими факторами.

Психотерапия - комплексное лечебное воздействие на человека с помощью психологических средств с целью устранения или ослабления болезненных симптомов и изменения отношения к себе, своему заболеванию и окружающей среде. Направлена на восстановление и поддержание психического здоровья человека.

Регрессия поведения - форма психической защиты, выражающаяся в возврате к более ранним, более примитивным (нередко детским) формам поведения, которые в прошлом оказывались успешными.

Ригидность - индивидуальная особенность психики, проявляющаяся в заторможенности, замедленности реакций и мышления человека, в трудности отказа человека от однажды принятого решения, способа мышления и действия, в инертности, затрудненной способности человека к изменению ранее намеченной программы действий в изменившихся условиях. Различают когнитивную, аффективную и мотивационную ригидность.

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ — более полное и точное воспроизведение сохраненного в памяти материала по сравнению с первоначально запечатленным (заученным) [49, c. 695].

РЕФЛЕКСИЯ — 1) процесс познания субъектом своих собственных психических свойств, процессов и состояний; 2) особая организация процессов понимания происходящего в широком системном контексте: процесс самоанализа и активного осмысления состояния действий индивида и других людей, включенных в решение задач.

Рефлексия может осуществляться как во внутреннем плане (переживания и самоотчет одного индивида), так и во внешнем (коллективная мыследеятельность и совместный поиск решения)

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ — стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей

Самоактуализирующаяся личность - тип личности по классификации А.Маслоу, для которого характерно непрерывное стремление к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей

Самосознание - осознание человеком себя как личности; рефлексия (отражение) своих психических качеств, чувств, мотивов поведения, ценностей, идеалов, достоинств и недостатков

Сангвиник - человек сангвинического темперамента, характеризующийся активностью, энергичностью, работоспособностью, подвижностью, быстротой реакций, уравновешенностью, стремлением к частой смене впечатлений, общительностью

Сензитивный возраст - период в онтогенетическом развитии человека, наиболее благоприятный для формирования определенных психических функций и свойств

Социализация - процесс усвоения человеком социального опыта, происходящий при его индивидуальном развитии в деятельности и общении

СОЦИОМЕТРИЯ — экспериментальный метод (социально–психологи­ческий тест), обеспечивающий изучение и регуляцию отношений между людьми, применяемый для оценки межличностных эмоциональных связей в группе

СУБЛИМАЦИЯ — трансформация неудовлетворенного напряжения в определенной ситуации и при неких условиях в другие, социально приемлемые формы психической деятельности; направление невостребованной психической энергии человека в другие сферы его деятельности

Супер-эго (сверх-Я) - одна из инстанций организации психической жизни человека в концепции З.Фрейда, играющая роль цензора, совести и ответственная за нравственное развитие, формирование идеалов.

Темперамент - совокупность устойчивых индивидуально-психологических особенностей, характеризующих динамику психической деятельности человека: интенсивность, скорость, изменчивость, темп и ритм протекания психических процессов, а также степень интенсивности и уравновешенности психических состояний

фасилитация — усиление доминантных реакций, действий, деятельности в присутствии других людей — наблюдателей и содеятелей (Д. Майерс).

ФИЛОГЕНЕЗ — процесс возникновения и развития психики и поведения человека, а также эволюция его сознания

Флегматик - человек флегматического темперамента, характеризующийся пониженной реактивностью, медленным темпом движений, уравновешенностью, инертностью, невозмутимым устойчивым настроением, слабо развитой экспрессией

Фобия - навязчивые состояния страха перед определенными объектами и ситуациями, не представляющими реальной угрозы, (навязчивый страх покраснеть, страх пребывания на открытых местах, страх смерти, страх перед школой и т.д.). Развиваются при некоторых психозах

Фрустрация - психическое состояние, связанное с переживанием неудачи, которое возникает при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к достижению цели, удовлетворению потребности. Состояние фрустрации проявляется в различных отрицательных переживаниях: разочаровании, гнетущем напряжении, тревоге, крушении надежд в достижении желаемой цели, чувстве безысходности и отчаяния, агрессии

" ХИ-КВАДРАТ КРИТЕРИЙ" сравнивает частотные распределения двух вероятностей для проверки гипотезы о связи

ХАРАКТЕРОЛОГИЯ — учение о характерах людей, основанное на исследовании соматических данных (строении тела). В настоящее время типология основных характеров выглядит так:

1) циклоид-сангвиник — добродушный, реалистический экстраверт (Гаргантюа, Санчо Панса, Фальстаф);

2) психастеник — реалистический, тревожно-сомневающийся интроверт (Гамлет);

3) истерик — аутистический экстраверт (Хлестаков);

4) эпилептоид — экстраверт атлетического типа сложения (Дикой, Кабаниха);

5) шизоид (аутист) — замкнуто-углубленный интроверт; шизоидный характер присущ экспрессионизму: символизму: постмодернизму; весь ХХ век может быть назван шизотимической эпохой;

6) полифонический (мозаичный тип) — сочетает «несочетаемые» черты (Л.Толстой, Ф.Кафка)

Холерик - человек холерического темперамента, характеризующийся силой нервных процессов, высокой работоспособностью, повышенной возбудимостью, резкостью движений и эмоциональной реактивностью, быстротой, порывистостью, неуравновешенностью, склонностью к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроения

Эйфория - психическое состояние чрезмерной веселости, не вызванное какими-либо объективными обстоятельствами. Характеризуется благодушием, радостью, беспечностью, безмятежностью, беспричинным радостным настроением. Нередко проявляется у душевнобольных

Экспрессия - выразительные движения, сила проявления чувств и переживаний

Экстернал - тип личности, для которого характерна склонность приписывать ответственность за результаты своей деятельности влиянию других людей, окружающим обстоятельствам, а не себе. В случае неудачи больше обвиняет в ней других людей или окружающие обстоятельства, а не себя, тем самым как бы снимая с себя ответственность

Экстраверт - индивидуум, обращенный к внешнему миру и социальной жизни, контактный

Эмпатия - понимание человеком эмоционального состояния другого человека путем сопереживания, вчувствования в переживания другого человека

Эффект ореола - явление, имеющее место при восприятии и оценке людьми друг друга в процессе общения. Заключается в том, что на содержание знаний, умений, оценок личности другого человека оказывает влияние специфическая установка, имеющаяся по отношению к этому человеку у воспринимающего. Эта установка возникает на основании раннее сложившегося образа, статуса, репутации человека и некоторых других характеристик, которые выполняют роль " ореола", мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия

ЭГОЦЕНТРИЗМ — крайняя форма индивидуализма и эгоизма

ЭКСПЕРИМЕНТ КОНСТАТИРУЮЩИЙ — установление экспериментальным путем фактического состояния изучаемых явлений, процессов, зависимостей [80, c. 778].

ЭКСПЕРИМЕНТ КРОСС-КУЛЬТУРНЫЙ — исследова-ние, направленное на изучение психики и поведения человека с точки зрения их обусловленности социальными и культурными факторами.

ЭКСПЕРИМЕНТ ФОРМИРУЮЩИЙ (обучающий, воспитывающий, развивающий, созидательный, преобразующий) — эксперимент, связанный с целенаправленным изменением исследуемых явлений, процессов

Экстраверсия - психологическая характеристика направленности личности на окружающих людей, внешние события, явления, в основном на то, что происходит вокруг него. Проявляется в высоком уровне общительности, живом эмоциональном отклике на внешние явления

ЭКСТРАВЕРТ — тип личности, сориентированной на внешние условия, на другого человека. Экстраверт легко вступает в контакты, в общение, в совместную деятельность

ЭМОЦИИ — особое психическое состояние, в котором отражается специфическое для данной личности отношение к каким-либо жизненным ситуациям и обстоятельствам, проявляемое в поведении человека

ЭМПАТИЯ — способность воспринимать и чувствовать внутренний мир другого человека и сопереживать ему

ЭФФЕКТ ЗЕЙГАРНИК (эффект незавершенного действия) — явление, заключающееся в том, что человек лучше запоминает незавершенные действия

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Модернизация экономики | Общая информация




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.