Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 18. На Западе этот феномен тоже отмечен и пущен в дело, пусть и без нашего русского акцепта на душевное общение






НАСТАВНИКИ

На Западе этот феномен тоже отмечен и пущен в дело, пусть и без нашего русского акцепта на душевное общение. Программа «Большой брат — маленький брат» в США, «Доверенные ученики» в Европе. При ближайшем рассмотрении эти программы представляются развитием некоторых «орлятских» или «коммунарских» методик. Собственно, в этом нет ничего плохого. Мир в основе своей един, и законы развития личности закономерно приводят ученых к использованию схожих форм воздействия на личность. Идеи, которые мы развиваем в Китеже, находятся в той же плоскости сознания. Нам, в силу особенностей нашей российской ментальности, не очень приглянулись термины, вроде «большой брат» или «доверенный ученик».

Теперь в Китеже на общем собрании по взаимному согласию для каждого школьника выбирается наставник из учеников старших классов или молодых учителей.

Помните у Стругацких «Град обреченный»? Наставники впрыскивали в систему все более неожиданные составляющие — то обезьян на горожан напустят, то переворот спровоцируют. Такими способами наставники стимул провали рост сознания. Людей буквально наталкивали на открытия, заставляя в короткие жизненные сроки проживать исторические переломы, накапливать опыт, буквально ло-

 

ассоциировалась с давлением и насилием. Китеж для детей — родной дом, в котором они сами хозяева и устроители. Но поняли они это только после того, как получили право решать, что и как в этом доме делать. Разумеется, все люди разные, поэтому и сте- п е н ь ответстве н н ост и прин и м а ют по - раз н о м у. Это уже вопросы динамики развития отдельных личностей.

Главный вывод. Как только дети убедились, что от их мнения и усилий что-то зависит в реальной жизни, они сразу стали и взрослее, и ответственнее. Вот так, воспитывает, оказывается, сама возможность решать. Мы вовремя поняли: для того, чтобы в будущем получить надежных соратников и сотрудников, мы должны отказаться от монополии на власть, от мысли, что взрослый всегда прав просто потому, что он взрослый.

Надо уважать право ваших приемных детей самостоятельно набивать шишки и приобретать необходимый жизненный опыт. Нам же, родителям, приходится смириться с ролью советников.

Зато у детей чуть ли не с первых шагов по жизни проявляется стремление к выстраиванию собственной иерархии. Очевидно, этот атавизм — наследство доисторических времен. Старшие ревниво оберегают свои привилегии, те, кто помладше, стремятся найти старшего — сильного защитника. И пусть в Китеже никто ни на кого не нападает, все равно, привычка cn делает свое дело. Дружат не по душевной склонно- ■ — сти, а по соображениям безопасности. Численность даже слабых сторонников поднимает значимость, служит мерилом популярности.

Те, кто обладает мышцами или повышенной агрессивностью, обычно занимают более высокое

 

десять раз помириться, узнать друг друга, создать общую мечту о будущем идеальном Китеже и даже приступить к попытке ее воплощения. С ростом силы и авторитета этой группы росла и их возможность влияния на весь детский коллектив.

 

ИЗ ПРОТОКОЛОВ ПЕДСОВЕТА

Март 2002 года

Кризис. Старшеклассники сделали открытие: оказалось, что командовать другими не такое уж приятное занятие. Жизнь потребовала развития новых качеств характера. Начали усложняться и отношения внутри детского коллектива. Эмоционально и глубоко обсуждались вопросы: «Кто ты такой, чтобы командовать? Что делать с теми, кто не подчиняется? А не ввести ли диктатуру?» У детей и взрослых появилась новая богатая тема для обсуждения, а у последних к тому же образовалось и свободное время, так как на Совет была переложена ответственность за организацию и проверку приготовления детьми домашних заданий, соблюдение графика работ, уборку помещений и т. д.

Именно эти ребята в 2004 году своими силами начали сооружение домов в новом поселке, который создается под Москвой по модели Китежа. Название поселка Орион.

Я помню, как, будучи школьником, изо всех сил отбивался от любой общественной нагрузки до тех нор, пока случай и умный классный руководитель не сделали меня режиссером школьного театра. Но я никогда не воспринимал школу в качестве своей малой родины. Увы, школа в моем сознании всегда

— Когда я беру готовые программы, я не сомневаюсь. Я вроде делаю как надо, иду в колее, как все до меня. Значит, меня не в чем будет упрекнуть, если что-то не сложится.

— Сколько энергии пришлось потратить, чтобы отказаться от иллюзии. Твои друзья детства для тебя опасны — они тебя просто программировали на жизненный проигрыш. И нарушить табу означает риск потерять друзей, показаться дураком., подвергнуться осмеянию. Это усилие ты сделал сейчас, опираясь на мое одобрение. — кистеперая рыба проползла, обдирая■ плавники, еще два метра к траве. Но смог бы ты сделать то же самое, оказавшись теперь среди сверстн иков в дет ском доме?

— Я бы, наверное, побоялся.

ДНЕВНИК ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА

2001 год

Август

Мы заметили, что своих командиров дети слушают лучше, чем взрослых, поэтому предложили детскому коллективу перейти к самоуправлению. На уроках обществозна- ния одиннадцатый и десятый классы прослушали лекцию об избирательной системе современной России, обсудили преимущества демократии, плюсы и минусы процедур голосования. После этого сами старшеклассники объявили выборы в Малый Совет. Пять лет назад к выборам допускались дети с пятого класса, теперь с первого!

Первая подготовка к выборам выявила прежде всего полное непонимание остальными детьми предназначения Совета. Честно говоря, мы были удивлены этим результа-

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.