Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диалектика как философский метод. Этапы ее формирования и эволюции.






Первоначальное значение этого понятия – искусство спора, связанное с умением находить противоречия в суждениях оппонента. В этом значении диалектика связана с полемической практикой, которую использовали Софисты, Сократ, Платон.

В современном значении диалектика – это философская теория, рассматривающая действительность в плане ее изменчивости, движения, внутренней противоречивости, а также закономерности развития природы, общества, мышления и психики.

В истории философской мысли выделяют по крайней мере 3 этапа развития диалектики. 1. Стихийная диалектика древних философов. Они отмечали движение и постоянную изменчивость окружающих явлений, обусловленную столкновением, и в то же время единством и взаимообусловленности противоположных начал. Здесь общими контурами намечались основные законы и принципы диалектики, однако этим учениям не хватало системности и/или всесторонности рассмотрения изменчивости бытия.

Подобные взгляды можно увидеть уже в философии Древнего Востока. Яркий пример – философия даосизма. Лао-Цзы (6 в. до н.э.) в качестве субстанции выделял Дао, или энергоемкую пустоту. Она, в свою очередь, представляет единство противоположных начал: активного и пассивного. Недаром знак Дао – это круг, разделенный зигзагом. То есть, черная (Инь) и белая половина (Ян) динамично взаимодействуют. Более того, они взаимопроникают. В черной половине круга – белая точка, в белой – черная. Нарушение принципа единства противоположностей – причина дисгармонии и разрушения. В рамках философской школы Санкхья (Ишваракришна – 4 в. до н.э.) выделены три основных качества, определяющих бытие всех существ. Тамас (инерция, пассивность), раджас (страсть и агрессивность), саттва (ясность) преодолевает противоположность двух предыдущих и является идеальным качеством. Таким образом, намечалась гегелевская триада: тезис – антитезис – синтез.

Из древнегреческих философов наиболее ярким представителем диалектики был Гераклит (544 - 483 гг. до н. э). Полемизируя с Парменидом, он утверждал постоянную изменчивость бытия (чередование моментов бытия и небытия), основанную на борьбе первоэлементов: смерть земли – рождение воды, смерть воды – рождение воздуха, смерть воздуха, рождение огня, смерть огня – рождение земли. Это постоянство изменений отразилось в его изречениях: «в одну и ту же реку нельзя войти дважды», «борьба есть отец и мать всему».

2. Диалектика Гегеля (1770-1831) представляет собой объективно-идеалистическую концепцию на диалектических рельсах. На этом основана концепция бытия. Абсолютная идея (дух) – это исходная точка бытия (тезис). Создание природы из духа – это инобытие абсолютной идеи (антитезис). Одухотворение природы в процессе эволюции, появление человека разумного – это самоактуализация духа в материи, а по сути, синтез. По этой схеме развиваются все явления действительности. Например, в споре рождается истина, или классицизм – изображение пластической составляющей мира и влияния общества на человека, романтизм – изображение внутреннего мира человека, его свободного самовыражения, реализм – это синтез. При этом синтез может становиться новым тезисом, давая начало новому витку спирали. Наконец, именно Гегель впервые сформулировал законы диалектики: взаимопроникновения противоположностей, переход количественных изменений в качественные, отрицание отрицания. В целом диалектика Гегеля была основана на природном материале естественнонаучных данных, например, электричество и магнетизм. Однако в дальнейшем принципы и законы диалектики были распространены на явления духовной и социальной жизни: Восток – единство, монолитность и деспотизм (тезис). Антитезис – античная демократия и отсутствие социального единства. Германская культура – синтез монолитности и демократии.

3. Диалектический материализм К.Маркса и Ф.Энгельса. Основная особенность – перевод диалектики исключительно на материалистические рельсы. В связи с этим они, признавая заслуги Гегеля в широком применении принципов диалектики, они считали его систему недоношенной, перевернутой с ног (материи) на голову (дух). Свою заслугу Маркс и Энгельс видели в перевороте с головы на ноги. Принципиально нового они ничего не придумали.

Заслуга диалектического материализма заключается в достаточно глубоком анализе многообразных явлений природы (Диалектика природы Ф.Энгельса) общества и экономики с точки зрения диалектики. Прежде всего это теория классовой борьбы и смены общественно-экономических формаций по принципу отрицания отрицания. Наконец, социализм и коммунизм, как воплощение социального идеала – это синтез противоположностей.

Диалектический материализм стал философской основой советской идеологии и долгое время считался в нашей стране вершиной философской мысли. Однако есть повод усомниться в этом. Идеалистическая диалектика за изменчивостью явлений стремилась увидеть абсолютное начало, вечное и постоянное, находящееся выше противоречий: Дао, Брахман, Логос, Абсолютный дух. Это абсолютное начало имело не только логическую, но и нравственную основу, определяемую принципом всеединства и абсолютной Любви. Такие представления с большим или меньшим успехом помогали человеку не уходить от противоречий, и в то же время развиваться, искать более продуктивные способы взаимодействия с миром. В диалектическом материализме высшие нравственные ценности были заменены идеалом материального благополучия и гегемонией одного класса. И ради этого идеала действует принцип «цель оправдывает средства. В связи с этим уместно вспомнить слова Энгельса: когда речь идет об интересах пролетариата, нужно забыть о нравственности. Принцип общественного прогресса в условиях советской действительности слал служить оправданием социального насилия. Поклонение классовым интересам и благополучному будущему приводили к нетерпимости по отношению к инакомыслящим. В связи с этим диалектика вырождалась в догматизм, тормозящий продуктивное развитие. Иллюстрацией этому является кризис и распад советской системы. Недаром отечественные философы С.Булгаков и Н.Бердяев отмечали несовместимость диалектики и материализма.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.