Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Война в литературе 40-х годов






 

Период войны как особое состояние мира. Общие чер­ты литературы военных лет.

II. Поэзия в годы войны и послевоенного времени.

1) Монументальный стиль в поэзии: а) образ человека-воина, родины-матери, национально-государственного мира; б) жанры воззвания, клятвы, плаката; в) возрождение ора­торского слова; г) человек как носитель национального ми­роощущения, этика самоотречения, мужества; д) панорам­ное пространство, «прорастание» войны и мира.

2) Лирика индивидуального переживания: а) психоло­гизм и полнота в изображении человека; б) автор и герой в лирике; в) жанры диалога и внутреннего монолога, плача, исповеди, письма; адресаты лирики; г) отражение эпическо­го конфликта, мотивы жизни и смерти, значение фольклор­ных и библейских образов. '

3) Лирика поэтов «фронтового поколения» (С. Гудзенко, А: Межиров, П. Коган, М. Дудин, С. Орлов): а) конкретный взгляд на фронтовые обстоятельства, уродливый лик войны; б) чувство избранничества своего поколения, аскетизм (от­решенность от жизни во имя исполнения своей судьбы); в) психологическая сложность и откровенность лирического ге­роя, поэтика «потока сознания»,

4) Эволюция поэзии в 1946 – 1947 годах: усложнение образности, тема «жестокой памяти». Общие мотивы поэзии: героизма и предательства, женской верности, детства ивойны, мести и ненависти, от­каза от индивидуального счастья, воинского братства, муж­ской дружбы и жертвенности во имя нее.

III. Проза военных и послевоенных лет.

1. Онтологическая миссия человека на войне в рассказах А. Платонова («Одухотворенные люди», «Неодушевленный враг»): а) изображение открытого противостояния двух ми­ров, символизация сюжета и образов, авторское слово в рас­сказах; б) трагедия войны в рассказах «Мать» и «Афроди­та», тема памяти о погибших и ответственности за их ги­бель, женские образы в рассказах.

2. Трудность «возвращения» человека-воина к мирной жизни в повести «Возвращение». Тема детства у Платонова.

 

Литература:

Кузьменко Ю. Советская литература вчера, сегодня, за­втра. М., 1981. Гл. «Эпос Великой Отечественной».

История русской советской поэзии: 1941 —1980. Л., 1984, Гл. 1—2.

«Идет война народная…». Литература Великой Отечественной войны (1941 – 1945). М.: ИМЛИ РАН, 2005.

История русской литературы ХХ века (20 – 50-е годы): Литературный процесс. Учебное пособие. М., 2006. (Раздел: «Литература социалистического выбора: мифотворчество советской эпохи». С. 217 – 260).

Поэтический пантеон победной войны. М., 2005.

Пьяных М. Эпос и лирика воюющей России (Ал. Твардовский и О. Берггольц) // Звезда. 1995. № 5. С. 166 – 174.

Синявская Е. Литература фронтового поколения как исторический источник // Отечественная история. 2002. № 1. С. 101 – 109.

Лейдерман Н.Л. От мифов о войне к правде о человеке // Урал. 1995. № 10 – 11.

Альфонсов В. Поэзия Б. Пастернака. Л., 1990. (Глава о стихах военных лет).

Васильев В. В. Андрей Платонов: Очерк жизни и твор­чества. М., 1990. Гл. «Бессмертие».

Страна философов А. Платонова: Проблемы творчества. М., 2000. Выл. 4. (Ст. о военной прозе С. Семеновой, И. Спиридоновой).

Вьюгин В. Ю. Андрей Платонов: поэтика загадки. Очерк становления и эволюция стиля. СПб., 2004. С. 392 – 412.

Есаулов И. Сатаниские звезды и священная война.//Но­вый мир. 1994. № 4.

Сухих И. О смерти, войне, судьбе и родине – русской и советской (1941 – 1945 «Василий Теркин» А. Твардовского) // Звезда. 2000. №.8. С. 221 – 230.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.