Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы развития драматургии 1920—40-х годов






 

1. Основные тенденции развития драматургии 1920 – 1940-х годов («героическая драма», комедия, социально-философская драма; психологическая драма, интеллектуальная драма).

2. Комедия Н. Эрдмана «Самоубийца».

а) Социально-бытовой характер конфликта. Бытовая си­туация (бытовой парадокс) как принцип отражения сущно­сти человека и общества.

б) Осмеяние обывательской философии жизни. Социаль­но-психологические разновидности обывательского сознания (Гранд-Скубик, Виктор Викторович, Серафима Ильинична, Мария Лукьяновна, Егорушка и др.).

в) Место главного персонажа в комедии (Подсекальников): трагическое начало в пьесе.

г) Приемы создания комического: «словесное» саморазо­блачение героев, гиперболизация ситуаций и образов, сим­волика и т. д.

 

2. Эволюция драматургии М. Булгакова Социально-философская драма «Бег».

а) Своеобразие воплощения конфликта: субстанциаль­ный («экзистенциальный») конфликт и частные коллизии.

б) Интеллигенция в ситуации «расколотого бытия» (Го­лубков, Серафима). Тема ответственности человека за исто­рическое самоопределение.

в) Крах белого движения: проблема трагической обре­ченности и вины. Неоднородность белого движения. Траге­дия Хлудова.

г) Авторская позиция и способы ее выражения: поэтика названия, мотивы покоя и бега, функции снов, мотивы безу­мия и разума, роль библейской символики, природно-космических образов.

3. Особенности драматургии Булгакова 1930-х годов. Антиутопия «Адам и Ева».

а) Трансформация конфликтной системы; герои – антагонисты в пьесе.

б) Мировоззрение и система ценностей Ефросимова. Трансформация образа ученого.

в) Структура драматического действия: проблема созидания нового общества; тема войны и мира (милитаризация и органическое саморазвитие жизни).

г) Система парных мотивов, характеризующих героев: слепоты – зрения, безумия –разума; семантика образов животных, числовая семантика, поэтика имени.

д) Библейская символика: миф об Адаме и Еве и его функция в структуре действия.

 

4. Драматургия 1940-х годов: «Дракон» Е. Шварца как философская драма.

1. Философское осмысление эпического конфликта: значе­ние и черты сказочного архетипа в пьесе.

2. Создание модели общественного устройства как поста­новка ключевой проблемы: народ и власть, существование личности в условиях тотальных режимов XXвека и проблема ее вины и ответственности за состояние мира.

3. Структура драматического действия (сюжет) как сред­ство исследования социальной психологии человека и проти­воречий массового сознания. Проанализируйте основные сю­жетные линии: Шарлемань и Эльза; Бургомистр и Генрих; подруги Эльзы, садовник, горожане; кот и помощники Ланце­лота.

4. Особенности изображения героев-антагонистов (Дра­кон и Ланделот). Их место в системе персонажей; принципы создания образов, их мифоло­гические и культурные корни.

5. Способы развертывания драматического действия. Принцип парадоксального переворачивания ситуаций.

6. Полемика с утопическим сознанием: скептическое ис­толкование героя-рыцаря. Утверждение веры в нравственное подвижничество.

Литература:

Эрдман Н. Самоубийца.//Современная драматургия. 1987. № 2.

Булгаков М. Бег. Адам и Ева (или «Последние дни»).

Шварц Е. Дракон.

Леонов Л. Золотая карета.

Парадокс о драме. Перечитывая книги 1920 – 1930-х годов. М., 1993.

Гуськов Н. «От карнавала к канону: русская советская комедия 1920-х годов». СПб.: Изд-во С.-Петер бургского университета, 2003.

Бабичева Ю. Эволюция жанров русской драмы XIX– XX в. Вол огда, 1982. Гема 3. «Театр М. Булгакова». С. 88– 126.

Фролов В. Муза пламенной сатиры. М., 1988. Гл. 4.

Шевченко Е.С. Театр Николая Эрдмана. Самара, 2006.

Стрельцова Е. Великое унижение: Николай Эрдман // Парадокс о драме. М., 1993.

Смелянский А. Мих. Булгаков в Художественном театре. М., 1989. Гл. 4.

М. А. Булгаков – драматург ихудожествен, культура его времени. М., 1988. Ст.: Кораблев А. Время и вечность в пье­сах М. Булгакова. С. 39—57.

Соколов Б. Булгаковская энциклопедия. М., 1997. (Ст. «Бег»).

Козлова С. М. Утопия и реальность // Козлова С. М. Па­радоксы драмы – драма парадоксов. Новосибирск, 1993.

Щеглова Г. Н. Жанрово-стилевое своеобразие драматур­гии Л. Леонова. М., 1984.

Головчинер В. Е. Эпический театр Е. Шварца. Томск, 1992. С. 131-178.

 

СИСТЕМА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

 

1. Выборочные задания

Дополнительные задания к практическим занятиям

 

1. Анализ поэтического текста. Покажите особенности художественного мышления С. Есенина на материале одного стихотворения.

2. Образ коня как универсалия поэтической системы Есенина («Табун», «Голубень», «Отвори мне, страж заоблачный» и др.)

3. Символистские мотивы в поэзии С. Есенина: тема двоемирия.

4. Природа и цивилизация в поэзии С. Есенина и Н. Клюева («Сорокоуст» и «Земля и железо»).

 

 

5. Интеллигенция в ситуации слома эпох: сопоставьте Лютова в «Конармии» и Старцова в романе «Города и годы».

6. Особенности орнаментальной прозы И. Бабеля («Переход через «Збруч», «Жизнеописание Павличенко»).

7. Образ Германии в романе К. Федина «Города и годы».

8. Сюжетная линия Федора Липендина и ее смысл.

 

 

9. Песня и ее значение в структуре романа «Тихий Дон».

10. Исследование социальных противоречий в романе «Тихий Дон» (на материале одного из сражений).

11. Проблема природности человека в романе «Тихий Дон» в интерпретации критики (Ермолаев Г.С. Мих. Шолохов и его творчество. СПб., 2002.Гл. 2.).

12. Концепция образа Гр. Мелехова (по книге: Мусатов В.В. История русской литературы первой половины ХХ века (советский период). М., 2001. С. 78 – 86.

13. Женские характеры в романе «Тихий Дон»: Ильинична и Наталья.

14. Семантика образа Тихого Дона.

 

 

15. Основные мотивы цикла А. Ахматовой «Ветер войны».

16. Поэтика баллады А. Недогонова.

17. Особенности изображения природного мира в поэзии Вел Отеч. войны (стихи А. Твардовского, А. Недогонова, М. Исаковского, О. Берггольц и др.)

18. Поэтика женского образа в поэзии военных лет (К. Симонов «С тобой и без тебя»).

 

 

19. Принципы и приемы создания сатирического образа в пьесе «Самоубийца» (на примере одного из образов).

20. Мотив «живых» и «мертвых душ» в пьесе Е. Шварца «Дракон».

21. Мотив страха в пьесе «Дракон».

22. Мотивы русской литературы в пьесе «Самоубийца».

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.