Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В.В. Зиновьев, Н.А. Никишин, А.В. Мазин






БОНДАРЬ Антон Фёдорович

рулевой 20 лет

БИДЕНКО Иван Аркадьевич электрик ГОЛОВАНЬ Прокофий Никитович

штурман 29 лет

ГОРБАНЬ Иван Андреевич помощник командира 37 лет ГОРОДИНСКИЙ Михаил Сергеевич

электрик 21 год

ДАВЫДОВ Иван Ефимович

торпедист 29 лет

ДУРНОВ Александр Максимович

трюмный 29 лет

ЕРШОВ Валентин Васильевич

боцман 33 года

ЗАХАРОВ Степан Андреевич

командир БЧ-3 28 лет

ЗЕЛИКСОН Самуил Залманович командир группы движения 25 лет ЗОЛОТУХИН Василий Николаевич.

торпедист 21 год

ИВАНОВ Сергей Григорьевич

рулевой 21 год

КАЗАКОВ Василий Васильевич

рулевой 20 лет

КАРАННИКОВ Иван Георгиевич

кок 20 лет

КАЦАВЕТ Тихон Сергеевич

рулевой 20 лет

КОКАРЕВ Пётр Александрович

гидроакустик 23 года

КОРНЕЕВ Михаил Петрович

комендор 29 лет

КУДРЯВЦЕВ Василий Михайлович

моторист 20 лет
КУЗЬМИЧЁВ Пётр Иванович  
моторист 22 года
КУРЛОВ Николай Иванович  
моторист 23 года
КУРСАНОВ Иван Георгиевич  
строевой 21 год
ЛАЗУРКО Николай Ильич  
трюмный 22 года

МАЗЕНКИН Василий Иванович

моторист 23 года

МАРЕЕВ Василий Емельянович

электрик 25 лет

МИЛЮТИН Анатолий Васильевич старшина электриков 29 лет МИТЕНЁВ Алексей Александрович

электрик 25 лет

МОИСЕЕВ Иван Моисеевич

рулевой 26 лет

ПИЛИПЕНКО Фёлор Фёдорович

электрик 23 года

ПЛЮЩИКОВ Алексей Николаевич старшина мотористов 30 лет

ПОЛЕТАЕВ Валерий Александрович

радист 26 лет
ПОПОВ Алексей Григорьевич  
трюмный 20 лет
ПОПЫШЕВ Павел Андреевич  
трюмный 21 год
РОГАНОВ Степан Федорович  
радист 21 год

СЕРЕБРЯКОВ Михаил Васильевич

трюмный 21 год

СЕРЕДА Анатолий Михайлович

командир ПЛ С-11 29 лет

СТЯГОВ Евгений Фёдорович

рулевой 21 год

ТАРАСОВ Николай Степанович

моторист 22 год

ТУЗОВ Иван Никитович командир дивизиона ПЛ 32 года ТУМАНОВ Дмитрий Фёдорович

моторист 24 года

ФЕДОСОВ Пётр Семёнович

фельдшер 21 год

ЧЕРНЯВСКИЙ Яков Григорьевич

торпедист 31 год

ЧЕРТОПОЛОХОВ Виталий Иванович рулевой 23 год

ШАПОШНИКОВ Владимир Павлович комиссар ПЛ 34 года

3 АВГУСТА

Подводные лодки Щ-406, М-96 и М-102 перешли из Триги в Таллин, где М-102 предстояло пройти доковый осмотр.

Подводные лодки «Калев», «Лембит», С-4, С-5 и С-6 прибыли из Кронштадта в Таллин.

Щ-318 и Щ-319 перешли из Ленинграда в Усть-Лугу.

Около полудня эскорт в составе БТЩ-212 и двух МО встретил возвратившуюся из боевого похода Щ-322 и повёл её в Триги. В 13 ч 44 мин, когда конвой миновал западный вход в пролив Соэла-Зунд, БТЩ-212 подорвался на донной магнитной мине и затонул.

4 АВГУСТА

Подводная лодка Щ-320 перешла из Ленинграда в Усть-Лугу.

Возвратившуюся из боевого похода Щ-323 на траверзе мыса Ристна встретили БТЩ Т-210 и Т-215 и сопроводили её в Таллин.

Находившаяся в районе мыса

Брюстерорт Щ-405 обнаружила сторожевой корабль противника.

5 АВГУСТА

Подводные лодки Щ-406 и М-96 прибыли из Таллина в Кронштадт, а М-96 затем перешла в Ленинград, где её подняли на стенку судостроительного завода им. Жданова для подготовки к перевозке по железной дороге на Каспийское море.

Около полуночи эскорт в составе базовых тральщиков Т-207, Т-210, Т-215 и Т-218 и пяти МО вывел подводные лодки С-4, С-5 и С-6 из Таллина в боевой поход.

Щ-308 получила приказ атаковать транспорты у входа в пролив Кальмарсунд (в территориальных водах Швеции). Днём был обнаружен конвой, но от атаки Маркелов отказался, сочтя, что лодку обнаружили корабли эскорта. Спустя несколько часов лодку обнаружил и атаковал миноносец (по-видимому – шведский), сбросив на безопасном для лодки удалении пять глубинных бомб.

6 АВГУСТА

Утром подводная лодка М-95

возвратилась в Куйвасту из района УстьДвинска, где она по вине штаба бесплодно патрулировала целую неделю. (На судоходных фарватерах этого района наша авиация и сторожевые корабли выставили мины, и лодке было запрещено туда приближаться, а вне фарватеров вражеские корабли не ходили).

Днём эскорт вывел подводные лодки С-4, С-5 и С-6 в точку погружения на траверзе мыса Ристна, откуда лодки направились на отведенные им позиции:

С-4 в район Либавы, С-5 – в Данцигскую бухту, а С-6 – к Борнхольму. На переходе С-6 была безрезультатно атакована немецкой подводной лодкой U-142.

Этот же эскорт встретил возвратившуюся из боевого похода лодку И.Я. Брауна С-8 и ночью привел её в Таллин.

Щ-405 обнаружила два транспорта, идущих к Мемелю и вышла на них в атаку, но стрелять торпедами не пришлось из-за невыгодного курсового угла.

7 АВГУСТА

Начата подготовка подводных лодок С-7 и С-9 к переходу на Северный флот.

Командиру Щ-308 А.Ф. Маркелову передан приказ возвратиться в базу.

8 АВГУСТА

Эскорт в составе четырёх БТЩ (Т-203, Т-205, Т-210, и Т-215) и двух МО сопроводил из Таллина в точку погружения подводную лодку «Калев», следовавшую на постановку мин в район между маяками Ужава и Овиши. Этот же конвой в 22 милях северо-западнее мыса Ристна встретил подводную лодку Щ-308 капитан-лейтенанта Маркелова и возвратившуюся с минной постановки у острова Борнхольм подводную лодку К-3 капитан-лейтенанта Малафеева и сопроводил их в Таллин. При вскрытии минно-балластных цистерн К-3 в базе выяснилось, что, несмотря на показания приборов контроля постановки мин, из-за неисправности сбрасывающего устройства ни одна мина из цистерн не вышла.

Командиру подводной лодки Щ-405

И.А.Сидоренко приказано следовать в базу, а А.И. Мыльникову (М-97) – перейти из Усть-Луги в Кронштадт.

9 АВГУСТА

Командир подводной лодки С-4 Д.С. Абросимов доложил о занятии позиции на траверзе маяка Папензее.

10 АВГУСТА

В 13 ч 24 мин подводная лодка С-4 произвела торпедную атаку конвоя в составе танкера, транспорта, двух вспомогательных судов в охранении трёх тральщиков и нескольких сторожевых катеров. Абросимов выбрал целью танкер вместимостью около 3000 т и атаковал его двумя торпедами с дистанции 6 кб. Через три минуты на лодке было зафиксировано два взрыва. После залпа С-4 выбросило на поверхность, противник увидел её рубку, и корабли конвоя немедленно атаковали лодку. Глубина места была всего 21 м и Абросимов положил лодку на грунт. Противник оставил возле лодки катера, которые начали бомбометание, продолжавшееся почти до полуночи. От близких разрывов входные и торпедопогрузочные люки пропускали воду, полопалось много плафонов штатного освещения, но серьёзных повреждений не было. Всего катера сбросили 33 глубинные бомбы. Обозначив вешками место лежавшей на грунте лодки, катера удалились, а С-4 вскоре всплыла и полным ходом устремилась на север в сторону больших глубин.

В 17 ч 20 мин подводные лодки Щ-301 и «Лембит» в сопровождении пяти БТЩ (Т-203, Т-205, Т-209, Т-210 и Т-218) и четырёх МО вышли из Таллина и направились в точку погружения.

Поздним вечером, около 22 часов, подводная лодка Щ-307 Н.И. Петрова, приближаясь к западному входу в пролив Соэла-Зунд, обнаружила в сумерках через перископ рубку всплывшей немецкой подводной лодки. Петров приказал приготовить к выстрелу кормовые торпедные аппараты и в 22 ч 20 мин произвёл двухторпедный залп с дистанции 3 кб. Почти слитно прогремел двойной взрыв, и вражеская лодка перестала существовать. Ею оказалась U-144, потопившая 23 июня нашу «малютку» М-78. Весь экипаж немецкой субмарины (28 человек) во главе с капитан-лейтенантом Гертом фон Миттельштедтом отправился на дно вместе с ней.

Это была первая реальная боевая победа подводников Балтики в Отечественной войне, однако дальнейшая судьба героя и автора этой победы Николая Ивановича Петрова сложилась печально. Имеются сведения, что по прибытии в базу комиссар лодки безосновательно обвинил Петрова в том, что тот якобы потопил не немецкую, а нашу лодку. Этот вздор командованием не был принят всерьёз, но на Петрова сам факт этого несправедливого поклёпа со стороны своего комиссара произвел тяжёлое впечатление. Он стал часто выпивать, был вскоре отстранён от командования лодкой, позже был арестован по неизвестному поводу и в страшную блокадную зиму 41-го года умер в Крестах.

11 АВГУСТА

В 16 ч 30 мин корабли эскорта, сопроводившие накануне «Лембит» и Щ-301 в точку погружения, встретили возвратившиеся из похода подводные лодки Щ-307 и Щ-324 и провели их в Палдиски.

В 4 ч 45 мин утра командир подводной лодки Щ-405, совершавшей переход в точку рандеву с эскортом, приказал перейти из крейсерского положения в позиционное. По ошибке командира БЧ-5 был принят главный балласт, в результате чего лодка потеряла плавучесть и ушла под воду с открытым рубочным люком и работающими дизелями. Находившиеся на мостике командир лодки капитан-лейтенант И.А. Сидоренко, помощник командира подводной лодки Щ-406 ст. лейтенант Е.С. Настин, рулевой-сигнальщик Е.Л. Черкасов и комендор Г.Ф. Медведев погибли. Лодка легла на грунт на запредельной глубине 125 м (предел – 90 м).

Командование лодкой принял командир БЧ-1-4 лейтенант Пенькин (штурман). Через полчаса, откачав из полузатопленного центрального поста воду, экипажу удалось поднять «щуку» на поверхность. Лодка продолжила движение, однако в 5 ч 45 мин утра её внезапно атаковал гидросамолёт. Сброшенные им четыре бомбы упали в двух десятках метров от лодки.

Сделав новый заход, самолёт обстрелял из пулемётов находившихся на мостике. При этом был ранен командир БЧ-2-3 (минёр) и торпедист. Спустив раненых в центральный пост, лодка погрузилась. Из-за несогласованных действий экипажа лодка погрузилась с большим дифферентом на нос, в результате чего был разлит электролит

Петров Н.И. командир ПЛ Щ-307

из аккумуляторов.

Лодка снова на грунте. Глубина места немного поменьше – 115 м. Через полчаса всплыли и продолжили движение. В полдень сигнальщики снова обнаружили самолёт. На этот раз лодка погрузилась вовремя и без «приключений» и снова легла на грунт. Глубина места – 68 м. Поскольку «набить» баллоны сжатым воздухом не успели, воздух для продувания балласта пришлось взять из запасных торпед, а для облегчения лодки выстрелить все четыре торпеды из носовых аппаратов.

12 АВГУСТА

В полночь лежавшая на грунте Щ-405 всплыла и направилась к маяку Ристна. В 4 часа утра в районе маяка лодка легла на грунт. Вечером, когда Щ-405 всплыла, штаб 2-й БПЛ запросил её место, но залитый водой передатчик не работал и запрос остался без ответа. Ночью лодка провела зарядку батарей и пополнила запасы сжатого воздуха.

Западнее маяка Ужава подводная лодка «Калев» после проведенной доразведки выставила мины на 5 миль мористее

Сидоренко И.А. командир ПЛ Щ-405

указанного штабом места. Лодка выставила 10 мин тремя банками по три или четыре мины с интервалом 60 м и углублением 3 м.

Щ-301 прибыла на отведенную ей позицию на подходах к Стокгольму.

М-95 перешла из Куйвасту в Рохукюла, а Щ-307 – из Палдиски в Таллин.

13 АВГУСТА

Подводная лодка М-103 вышла для разведывания обстановки в Аландском море. До точки погружения у мыса Ристна её довели базовые тральщики Т-203, Т-211 и Т-215 и два МО.

Утром Щ-405 погрузилась и легла на грунт. Всплыв вечером, лодка пыталась связаться с берегом, послав на маяк надувную шлюпку, но та из-за большой волны затонула у борта «щуки».

14 АВГУСТА

Подводная лодка С-13 после упрощённого цикла государственных испытаний принята в состав КБФ.

Утром и.о. командира Щ-405


Пенькин решил перейти к мысу Тахкуна. Приблизившись к мысу, лодка в 4 часа утра села на камни, погнула лопасти винтов и самостоятельно сняться с камней не смогла. Тогда на маяк Тахкуна вплавь переправился лейтенант Петровский, который тут же был задержан бдительными пограничниками. После выяснения его личности Петровскому удалось связаться с базой и сообщить обстановку. На рассвете со «щуки» был обнаружен и обстрелян перископ подводной лодки. В обстреле приняла участие и 29-я береговая батарея. В 16 часов в сопровождении МО прибыл






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.