Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как это начиналось






В. А. Шнирельман

«Чистильщики московских улиц»:

Скинхеды, СМИ и общественное мнение

Работа выполнена по проекту «Анализ распространенных стереотипов в молодежной среде, выработка и реализация мер по преодолению влияния их негативного аспекта» в рамках среднесрочной городской целевой программы «Москва многонациональная: формирование гражданской солидарности, культуры мира и согласия (2005-2007 гг.)»

 

Москва

 

Оглавление:

 

Как это начиналось

Политическая поддержка

Культ насилия и его создатели

Скинкультура и ее развитие

Скинхеды и их благожелатели

СМИ и мигранты

Скинхеды и власть

Арийская идеология и идентичность скинхедов

Реакция правоохранительных органов

«Расовая война» на городских улицах

Наказание или поощрение?

Некоторые итоги

 

Как это начиналось

Зимой 1997 г. журналисты популярной газеты «Московский комсомолец» решили поставить достаточно рискованный эксперимент. Они подготовили фальсифицированный плакат о некоей Республике Виргиния, где якобы власть захватили темнокожие расисты, установив режим террора для местных белых. К этому они добавили фотографии известных на Западе людей – политиков, деятелей культуры и пр. Вооружившись этими материалами, они решили объехать ряд московских вузов, чтобы собрать подписи якобы в защиту «белых узников» расистского режима. Посетив пять московских вузов, включая МГУ, они сумели собрать более 50 подписей, обнаружив не только поразительное невежество части студенческой молодежи, но и откровенно расистские взгляды, бытующие у некоторых будущих российских интеллектуалов[1]. Если даже московское студенчество не обладает иммунитетом от расизма, то что можно сказать о подростках? Задав этот вопрос, мы неизбежно приходим к теме скинхедов.

В ноябре 2005 г., когда парижские пригороды полыхали от беспорядков, устроенных иммигрантами, в России активно обсуждался вопрос о том, возможно ли и здесь такое. Тогда газета «Комсомольская правда» организовала опрос по Интернету. Его результаты оказались неожиданными: 30% из 400 его участников были убеждены в том, что, если в России и начнутся погромы, то их устроят не иммигранты, а скинхеды. С этим согласился и приглашенный газетой эксперт[2]. То же подтверждали опубликованные незадолго до этого результаты всероссийского опроса, проведенного Левада-Центром. Тогда социологи обнаружили, что 57% россиян опасались превращения молодежных движений в отряды погромщиков, причем каждый четвертый (26%) считал, что ими могут стать скинхеды или национал-патриоты[3]. А еще раньше опрос, устроенный газетой «Московские новости», показал, что 83% ее читателей верили в возможность кавказских погромов[4]. Иными словами, в первые годы нового века скинхеды стали заметной силой, игнорировать которую было уже невозможно.

Парадокс состоит в том, что называющие себя патриотами и защитниками русской культуры скинхеды многое заимствовали у западных праворадикальных движений. Это касается как идеологии, так символики и атрибутики. Ведь движение скинхедов берет свое начало в Великобритании 1960-х гг. Тогда это были молодые парни из бедных кварталов, подчеркивавшие свое неприятие сытого буржуазного общества. Они культивировали свою контркультуру, важным элементом которой являлись музыкальные ритмы «регги» (reggae) или «ска» (ska), привезенные чернокожими иммигрантами с Ямайки. В 1970-х гг. некоторые группы скинхедов превратились в фанатов «арийской» рок-музыки «Ой» (Oi) и стали исповедовать свойственную ей расовую идеологию. Их кумиром сделался создатель этой музыки, руководитель рок-группы Skrewdriver («Отвертка») Ян Стюарт Дональдсон, или просто Ян Стюарт (1958-1993), большой поклонник Гитлера и один из активных участников движения «Белая сила», отказавшийся участвовать в движении «Рок против расизма» и назвавший свой стиль «Роком против коммунизма». В начале 1980-х гг. в Англии и Германии в контексте праворадикальной культуры скинхедов сложилось широкое неонацистское музыкальное рок-движение, в котором почетное место заняли языческие мотивы. Установив тесные связи с германскими правыми радикалами, Ян Стюарт культивировал у своих поклонников нацистскую символику, включая увлечение «нордической мифологией». По примеру англичан подобные расистские «арийские» рок-группы возникли в начале 1980-х гг. и в Германии, где они выступали за чистоту крови и активно вели антииммигрантскую пропаганду. Они воспевали мифических арийских предков, преклонялись перед «Асгардом», представляли викингов «защитниками белой расы» и использовали эвфемизм «одинизм» как маску для «гитлеризма». Это движение достигло своего пика в 1992-1993 гг., когда со словами популярной рок-песни на устах немецкие скинхеды принялись убивать африканцев[5].

Сегодня общепризнано, что наибольшей жестокостью и бескомпромиссностью отличается скин-движение Восточной Европы. Если в Западной Европе среди скинхедов встречаются левые, анархисты и даже геи, то в странах Восточной Европы скин-движение приняло откровенно неонацистский и расистский облик и в его идеологии странным образом сочетаются радикальный национализм и лозунги «Белой силы». Жертвами восточноевропейских скинхедов чаще всего становятся цыгане[6].

В СССР первые скинхеды появились в конце 1980-х гг. в Прибалтике, где они считали своей целью «борьбу с оккупационным режимом». Многие из них гордились родственниками, воевавшими против СССР в рядах Ваффен-СС, и, как бы подчеркивая связь поколений, носили особые кепки из джинсовой ткани, напоминавшие фуражки эсэсовцев. Но с распадом СССР и образованием в Прибалтике самостоятельных государств ничто уже не подпитывало их энтузиазм, и он быстро сошел на нет[7].

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.