Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПРОЯВЛЕНИЯ КсенофобиИ и нетерпимостИ в СМИ






Ксенофобская литература и СМИ

В январе 2005 г. в Москве прошли громкие презентации книг сопредседателя НДПР А. Севастьянова «Время быть русским!», содержащей ряд антисемитских статей, и экс-лидера НДПР Б. Миронова (несмотря на то, что последний в тот момент находился в федеральном розыске) «Иго иудейское». Книги антисемитской направленности регулярно выпускают издательства «Витязь», «Русская правда», «Пересвет», «Алгоритм», «Яуза» и другие.

На сайте газеты «Русь православная» регулярно публиковались антисемитские материалы, начиная с «письма 500». Редакция газеты «Русь православная» осенью начала рассылать во все адреса предложение о приобретении видеофильма ксенофобской и антисемитской направленности «Россия с ножом в спине. Еврейский фашизм и геноцид русского народа», создателем которого был главный редактор газеты К. Душенов[373].

«Письмо 500» (полностью или в отрывках) было перепечатано рядом газет и журналов в основном «патриотической» направленности: «Великолукская правда» («Великие Луки»), «Патриот», «За русское дело» (Санкт-Петербург), «Засечный рубеж» (Тула), «Земское обозрение» (Саратов), «Премьер» (Вологда), «Южный Урал» (Оренбург), «Русский фронт Московии», журнал «Молодая гвардия» (Москва).

Помимо перечисленных выше в Санкт-Петербурге продолжается издание газет «Новая система», «За русское дело», «Новый Петербург», пропагандирующих ксенофобию и расизм. В начале 2005 г. было возобновлено издание газет подобного же толка - «Славянский набат» (Вологда) и «Русское вече» (В. Новгород).

В Приволжском федеральном округе издаются газеты - «Колокол» (Волгоград), «Ижевская дивизия» (Ижевск), «Алекс-информ» (Самара), распространяющие идеологию ксенофобии, экстремизма и расизма.

В Сибирском федеральном округе выходят подобные же газеты - «Русский восток» (Иркутск), «Русская Сибирь» (Новосибирск).

Ксенофобские передачи регулярно шли по «Народному радио», вещающему в УКВ и CD диапазоне и в Интернете. В январе оно предоставило свой эфир М Назарову, пропагандировавшему «письмо 500», а весной на этой радиостанции прошел цикл передач, в которых математик И. Шафаревич в сжатом виде излагал содержание своей книги «Трехтысячелетняя загадка. История еврейства из перспективы современной России», переполненной различными юдофобскими мифами[374]. В ноябре на «Народном радио» прошла передача с участием А. Севастьянова, полная его мигрантофобских и ксенофобских измышлений (включая и подсчет процентов нерусской крови у мэра Москвы Ю. Лужкова)[375].

Петербургские националисты пытались использовать убийство в Санкт-Петербурге в ночь на 1 января 2005 г. олимпийского чемпиона по велоспорту Д. Нелюбина, совершенное выходцами с Кавказа якобы по национальному признаку, противопоставляя его убийству 9-летней таджички Х. Султановой, совершенному в феврале 2004 г. скинхедами. Националистическое «Агентство русской информации» опубликовало обширный комментарий, смысл которого состоял в обличениях «кавказцев», которые «много кого убивают» и порабощают русских, а власти им якобы не противодействуют. В этом же комментарии была грубо искажена информация по поводу убийства Х. Султановой: вновь воспроизводилось лживое утверждение, что погибшая была якобы дочерью наркоторговца, и нагло заявлялось, что следствие до сих пор не знает, «какого рода-племени были убившие девочку ублюдки» (хотя в конце декабря 2004 г. был задержан уже шестой подозреваемый по этому делу[376]). В «патриотических» интернет-форумах информация об убийстве спортсмена была подана намного более грубо: «Хачи убили русского спортсмена», «Ешё одна жертва хачей», «Кавказцы зверски зарезали нашего олимпийского чемпиона в Питере»[377].

Еще одним каналом проникновения ксенофобской агитации в СМИ стало т.н. дело А. Иванниковой, убившей в декабре 2003 г. водителя машины, в которой она ехала, армянина по национальности, который будто бы пытался ее изнасиловать. Несмотря на явную неоднозначность «дела», националисты подняли А. Иванникову на щит как пример «отпора, оказанного русской женщиной кавказцу». Начавшийся в январе 2005 г. процесс, как и пикеты националистов, требовавших оправдания Иванниковой, широко освещался СМИ. На правоохранительные органы оказывалось прямое давление со стороны депутата Госдумы Н. Курьяновича, требовавшего оправдания Иванниковой. Вначале она была приговорена к 2 годам условно за убийство, совершенное в состоянии аффекта, затем дело было пересмотрено и, после отказа прокурора от обвинения, А. Иваникова 25 ноября была оправдана. Впрочем, адвокаты потерпевшей стороны подали жалобу в судебную коллегию по уголовным делам Мосгорсуда на предмет отмены постановления Люблинского суда г. Москвы и возвращение дела прокурору для перепредъявления обвинения по части IV статьи 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть)[378].

В июле 2005 г. ДПНИ даже вручила А. Иванниковой премию в 50000 рублей – фактически как поощрение за убийство[379]. Сама А.Иванникова стала на некоторое время политической фигурой, подписывая обращения в поддержку полковника Квачкова и т.д[380].

Нужно отметить проникновение «языка вражды» практически во все СМИ федерального уровня, так что Союз прессы Северного Кавказа даже учредил «антипремию» «Черное перо России», вручаемую за разжигание межнациональной розни и шовинизм. Лауреатами «антипремии» за 2005 г. стали газета «Московский комсомолец», интернет-издание «АПН.ру» и тележурналист Михаил Леонтьев[381].

Наглядной иллюстрацией подобного проникновения стал следующий случай. Бытовая драка между студентами-африканцами и представителями местной молодежи, случившаяся в Санкт-Петербурге в ночь на 11 ноября в результате недоразумения, под пером недобросовестных журналистов превратилась в «нападение африканцев на местных жителей», месть за расистские нападения и пр.[382]. В наиболее гиперболизированном виде это проявилось в сообщении корреспондента РИА «Новости», написавшего, что «группа африканцев шла с бейсбольными битами и била попадавшихся навстречу граждан». В дальнейшем другие СМИ ссылались именно на это сообщение[383]. Националисты перетолковывали это сообщение следующим образом: «Два пьяных негра задержаны за нападение на людей»[384].

Нужно отметить крайне негативную роль «Комсомольской правды», в которой регулярно появляются статьи ксенофобского содержания, призванные доказать наличие «мигрантской опасности». Освещая конфликт в с. Яндыки, журналисты «КП» достаточно часто воспроизводили ксенофобские стереотипные представления о чеченцах как «рабовладельцах», хулиганах и т.п. 16 декабря была опубликована статья О. Вандышевой «Москва в хиджабе», уже в самых первых строчках которой журналист стремится убедить читателей, что Москва находится «на острие атаки» мусульман, представляемых ею, как единое целое[385]. В «КП-Рязань» в январе и марте 2005 г. были опубликованы статьи, представляющие «нерусских» как деспотов, бьющих своих жен и запрещающих им учиться[386].

В октябре 2005 г. в газете «Трибуна» была опубликована статья А. Полынского «Кому нужен русский национализм», в которой утверждалось, что случаи избиения «нерусских» злонамеренно раздуваются даже в том случае, когда были виноваты сами избиваемые. Эта статья была перепечатана позже в газете «Южный Урал»[387].

Рупором А.Севастьянова стала «Литературная газета», в которой был опубликован ряд его статей.

Под руководством главного редактора И. Янина на «патриотические» позиции перешла и газета «Гудок»[388].

В «Московском комсомольце» 10 июня была опубликована статья В. Речкалова«Чечня закрытого типа», в которой все чеченцы, живущие в России, обвинялись в сознательном игнорировании законов, противоречащих адатам (родовому праву)[389].

В «Независимом военном обозрении» была напечатана панегирическая статья, прославляющая радикально-черносотенного публициста начала ХХ в. М. Меньшикова. Автор публикации демагогически заявляет, что позиция Меньшикова будто бы не была черносотенной[390].

Журналист Б. Клин опубликовал в «Известиях» статью «Семь мечетей пензенской Мекки» в которой абсолютно некритично воспроизвел заявления представителей «официального»ислама о массовой «ваххабизации»самого крупного в Европе татарского с. Средняя Елюзань (Пензенская область) и слова сотрудников правоохранительных органов о том, что жители села массово занимались воровством нефтепродуктов, угоном скота. Читатели запугивались возможностью возникновения в Пензенской области «ваххабитских сел», по аналогии с тем, как это происходит в Дагестане[391].

В январе в газете «МК в Рязани» появилась статья С. Метелеевой «Вывод есть… выхода нет», представляющая практически всех чеченцев пособниками сепаратистов[392]. В июне в газете «Московский комсомолец в Рязани» была опубликована статья «Петровский бунт», акцентирующая внимание на нарушениях при строительстве, ведущемся в центре города, допущенных проживающими в городе азербайджанцами[393].

В сентябре ряд статей ксенофобского содержания опубликовала «Брянская правда». В одной из статей, в частности, превозносилась «антисионистская» деятельность Сталина, к которой были отнесены и осуществлявшиеся им репрессии. Кавказо- и исламофобские публикации в августе-сентябре 2005 г. регулярно появлялись на станицах газеты «Курган и курганцы»[394].

11 августа в алтайской газете «Деловой курьер» была опубликована статья П. Пология «Антисемитизм: термин или междометие?», в которой утверждалось, что антисемитизм будто бы разжигают сами евреи. 17 ноября тот же «Деловой курьер» опубликовал статью А. Сизых «Концерт для медведя с оркестром», главной мыслью которой стал тезис о якобы проводимой в России политике геноцида русских. Еще одна алтайская газета, «Витязь», в своем сентябрьском номере пыталась уверить читателей в том, что слово «жид» относится лишь к евреям-ростовщикам. Там же была помещена статья в защиту автора антисемитской «антисионистской» книги «Теневой народ» А. Прохожева[395].

В Тамбове в октябре 2005 г. распространялся издаваемый ЛДПР журнал «За русский народ». В опубликованном там интервью В. Жириновский заявлял, в частности, что бюджет в России формируется по национальному признаку и «русские» регионы получают в пять раз меньше средств, чем национальные образования[396].

Антицыганские статьи, представлявшие цыган в виде поголовно преступного народа, были зафиксированы в СМИ Белгородской, Вологодской, Новосибирской, Пензенской и Оренбургской областей, Республики Коми.

В газетах Северной Осетии – Алании («Осетия свободный взгляд», «Владикавказ», «Осетия сегодня», «Пульс Осетии») в апреле-июне и декабре был опубликован ряд антингушских статей, толкующих о якобы присущих всем ингушам отрицательных качествах – в том числе о поддержке «своих» преступников, массовом участии в террористических организациях[397]. Вероятно, появление этих публикаций было связано с возобновившимися со стороны некоторых политических сил Ингушетии претензиями на Пригородный район Северной Осетии.

Главный редактор «Эха Москвы» А. Венедиктов неоднократно заявлял о том, что «вход на радиостанцию закрыт только для фашистов», подразумевая под этим термином экстремистов всех мастей. Однако этот демонстративный плюрализм привел к тому, что отнюдь не всегда передачи этой радиостанции отличаются толерантностью: здесь регулярно выступает А. Проханов, а осенью 2005 г. на сайте «Эха Москвы» было размещено данное А. Проханову интервью В. Квачкова, наполненное ксенофобскими лозунгами[398].

Нужно отметить проникновение жесткой ксенофобской риторики на телевидение. Ток-шоу с участием того же А. Севастьянова регулярно проходят на телеканале «Столица»[399].

В закрытом городе Озерск местная телекомпания «Видеоканал» 11 ноября продемонстрировала антисемитский фильм «Россия с ножом в спине»[400].

Нередко ксенофобские мотивы приплетаются буквально к любой теме. Даже в статье, посвященной забастовке учителей в Брянске[401], автор отдельно говорит о «нерусских», захвативших торговлю[402].

Шедший по телевидению сериал «Есенин» вызвал ряд антисемитских публикаций в печати. Подобную статью, в которой делался акцент на том, что поэт будто бы был ритуально убит, опубликовала тульская газета «Засечный рубеж» 16 ноября 2005 г.[403].

Позитивным примером на этом фоне является коллектив газеты «АиФ-Рязань». 5 мая журналисты «АиФ-Рязань» провели акцию по уничтожению фашистских свастик на улицах областного центра[404]. А в мае-июне 2005 г. в газете был опубликован ряд статей М. Колкера, направленных на развитие уважительного отношения к национальным меньшинствам в области[405].

В Великом Новгороде была зафиксирована попытка агрессивной пропаганды национализма в Интернете на «нейтральных» сайтах. По некоторым данным, инициатором этой деятельности был один из подсудимых по делу новгородского отделения РНЕ О. Савельев.

Можно отметить также разгоревшуюся в начале декабря полемику в связи с требованием представителя радикальных исламистских кругов Г. Джемаля, председателя Духовного управления мусульман Карелии А. Бардвила и председателя Духовного управления мусульман Азиатской части России Н. Аширова изменить герб Российской Федерации, убрав оттуда православную символику[406]. В ответ на это предложение зампредседателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей В. Чаплин заявил, что власть, общество и руководство традиционных мусульманских организаций России должны обратить серьезное внимание на деятельность радикалов среди исламских и околоисламских публицистов. Поскольку призыв убрать с герба РФ ассоциирующуюся с христианством символику «выгоден силам, цель которых - спровоцировать межрелигиозный конфликт и лишить исламскую общину страны традиционного руководства»[407]. А Союз православных граждан (СПГ) выступил с заявлением о готовности защищать российскую символику и обвинил Н. Аширова и Г. Джемаля, названных «ваххабитствующими субъектами», в стремлении к «десуверенизации нашей страны»[408]. Таким образом, ни та ни другая сторона конфликта не проявили необходимой в случае споров на такую деликатную тему толерантности.

В конце года было объявлено о проведении под эгидой нескольких полумифических националистических организаций (все они так или иначе связаны с сопредседателем НДПР А. Севастьяновым) конкурса на учебник для вузов по истории русского народа. Учитывая, что название одной из этих организаций – Московский гуманитарный университет - почти неотличимо от МГУ, а объявление о конкурсе было опубликовано среди прочего, в «Литературной газете», велика вероятность того, что в провинции этот конкурс сочтут официальным мероприятием, а будущий учебник, написанный с ультранационалистических позиций, будет внедряться в учебные заведения как поддержанный МГУ[409]. Впрочем, в настоящем МГУ также читались лекции националистического характера. На социологическом факультете в конце октября состоялась лекция члена фонда «Единство нации» В. Белокура, посвященная выработке национальной идеи, в подготовке и проведении которой принял участие декан факультета. В качестве подготовительных материалов раздавалась ксенофобская литература, а на самой лекции студентам (которые отнеслись к подобному внушению скептически) пытались внушить понятие о России как об осажденной крепости, окруженной «врагами», в числе которых назывались и кавказские диаспоры в самой России, и некие «иудейские секты» [410].






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.