Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пожарные автомобили комбинированного тушения – пожарные автомобили с несколькими видами огнегасящих веществ.






В настоящее время разработан метод комбинированного тушения, который успешно применяется во многих странах. Сущность метода заключается в последовательной подаче на очаг горения огнетушащего порошкового состава и воздушно-механической пены. Порошковый состав обеспечивает тушение на основной площади, а отдельные участки горения дотушиваются пеной. Для реализации этого метода созданы пожарные автомобили комбинированного тушения. Основная сфера применения автомобиля такого типа – это защита разного рода химических и нефтехимических производств.

Компоновка автомобилей комбинированного тушения зависит от типа установок (порошковой, пенной или водопенной) и базового шасси. На лёгких автомобилях комбинированного тушения, как правило, применяются порошковые установки в комбинации с пенными, т.е. без насосного агрегата. В этом случае для подачи раствора пенообразователя из ёмкости к пенным стволам и генераторам пены средней кратности используется энергия сжатого газа, хранящегося в баллонах установки.

Примером автомобиля комбинированного тушения лёгкого типа, построенного по такой компоновочной схеме, является АКТ-0, 5/0, 5(66)207 на шасси автомобиля ГАЗ-66. На платформе за кабиной водителя размещены порошковая и пенная установки с запасом огнетушащих веществ по 500 кг в каждой. Пенная и порошковая унифицированы по рабочим сосудам, запорной арматуре и коммуникациям. Унификация узлов позволяет использовать автомобиль в качестве АП или АПТ, изменяя при этом лишь лафетный и ручные стволы.

В настоящее время на шасси автомобиля КамАЗ-53229 выпускается пожарный автомобиль комбинированного тушения тяжёлого типа АКТ 6/1000-80/20(53229), представляющий собой комбинацию пожарных автомобилей порошкового и пенного тушения (см. рис. 2.23 слева). Автомобиль комплектуется водопенной и порошковой

установками, смонтированными соответственно в задней и средней частях автомобиля. В основе водопенной установки лежит центробежный насос FP48/8-2H «Ziegler» подача которого в номинальном режиме составляет 80 л/с при напоре 100 м, два пенобака вместимостью 1000 л и 6-тонная цистерна для воды. С помощью водопенной установки возможна подача от автомобиля воздушно-механической пены как через стационарный лафетный ствол (на крыше автомобиля), так и через ручные пенные стволы ГПС-600. Порошковая установка включает в себя ёмкость с 1000 кг огнетушащего порошка, баллонный блок и систему порошковых коммуникаций, представляющих собой комплекс запорной, предохранительной, регулирующей и контрольной арматуры и трубопроводов, предназначенных для подачи сжатого воздуха в цистерну и выдачу порошка через стационарный лафетный ствол с расходом 20 кг/сек и ручные стволы пистолетного типа. На рис. 2.23 справа показан вариант этого АКТ в экспортном исполнении. На данной модели за счёт уменьшения ёмкости для воды до 5 тонн дополнительно смонтирована установка углекислотного тушения. Таким образом, автомобиль может решать широкий спектр задач, представляя собой комбинацию АЦ, АПТ, АП и АГТ.

ПОЖАРНЫЕ АВТОМОБИЛИ ГАЗОВОДЯНОГО ТУШЕНИЯ – пожарные автомобили, предназначенные для тушения и охлаждения горящих объектов газо-водяной струёй.

Основной задачей АГВТ является тушение нефтяных и газовых фонтанов. Газо-водяная струя высокой энергии образуется за счёт смешивания воды с отработавшими газами турбореактивного двигателя (ТРД). В настоящее время в ОАО " Пожтехника" (г. Торжок) выпускается автомобиль газоводяного тушения АГВТ-150(43114)ПМ-586, (см. рис. 2. 24), изготовленный на шасси повышенной проходимости КамАЗ-43114 с колёсной

формулой 6× 6. На специальной платформе установлен турбореактивный двигатель ВК-1, обеспечивающий расход газо-водяной смеси 150 кг/с (при этом расход воды составляет 90 л/с). Углы поворота реактивного двигателя составляют ± 45º по горизонту и –15º … +60º в вертикальной плоскости. Работа ТРД обеспечивается топливным баком ёмкостью 2500 литров. Автомобиль оборудован сложной системой тепловой защиты, включающей специальные кожухи и водяную завесу по всему периметру автомобиля.


АВТОЦИСТЕРНЫ С ЛЕСТНИЦАМИ (КОЛЕНЧАТЫМИ ПОДЪЁМНИКАМИ) также

относятся к группе основных ПА целевого применения. Интерес к этим автомобилям был временно утрачен из-за отсутствия подходящего шасси: все ранние образцы базировались на автомобиле ЗИЛ-133, очень неудобном в городских условиях. Появление в производстве новых моделей этих машин началось тогда, когда появилась тенденция к универсализации многих видов ПА, а автомобильная промышленность начала выпускать компактные шасси высокой грузоподъёмности. Одной из первых в этом ряду стала автоцистерна с лестницей АЦЛ-3-40/17 модели ПМ-537 (см. рис. 2.25 вверху) на шасси КамАЗ-43253 с колёсной формулой 4× 2. Этот автомобиль с боевым расчётом 3 человека вывозит 3000 литров воды и 300 литров пенообразователя, оборудован пожарным насосом ПН-40УВ и полным комплектом ПТВ и оборудования. Установленная в качестве дополнительного оборудования телескопическая гидравлическая лестница имеет высоту подъёма 17 метров и обеспечивает работу с вылетом до 14 метров при нагрузке на вершину до 160 кг. Устойчивость автомобиля при работе лестницы обеспечивается выносными опорами (аутриггерами), при этом угол горизонтального наведения башни составляет ± 92, 5º. На основе этого автомобиля разработана новая модель ПМ-537А (см. рис. 2.25 внизу) на шасси повышенной проходимости КамАЗ-43118 с колёсной формулой 6× 6. На этой модели подъёмно-поворотное основание (башня лестницы) имеет кормовое расположение, а опорный контур выполнен по четырёх

 
 

точечной схеме, что повышает устойчивость автомобиля. Стремление повысить характеристики автомобилей этой группы привело к созданию более мощных АЦЛ с высотой подъёма стрелы 22 метра и возимым запасом воды 4 т. Надстройка АЦЛ-4-40/22 устанавливается на шасси КамАЗ-53215 (6× 4) (см. рис. 2.26) или КамАЗ-43118 (6× 6). Возросшая масса машин позволила вернуться к первоначальной схеме со средним расположением башни и при этом обеспечить достаточную устойчивость АЦЛ в том же секторе поворота башни 185º. Все рассмотренные АЦЛ оснащены дистанционно управляемым с пульта лафетным стволом с расходом 20 л/с, имеющим наведение в двух плоскостях.

АВТОЦИСТЕРНЫ ЛЕСОПАТРУЛЬНЫЕ АЦ(Л) (см. рис. 2.27) представляют собой особую категорию основных автомобилей, но по конструкции они ближе всего к обычным лёгким автоцистернам.

Поскольку АЦ(Л) применяются, главным образом, на бездорожье, для них наиболее важными показателями являются небольшая масса при высокой проходимости.

Лесопатрульные автомобили могут в качестве автоцистерн находиться на вооружении подразделений ГПС по охране небольших населённых пунктов, особенно там, где недостаточно развита инфраструктура.

АЦ(Л) чаще всего оснащаются ёмкостями на 1000 – 1600 литров воды и насосами с относительно небольшими расходами, например, ПН-30, ПН-20, ПН-1200ЛА, НЦПВ-20/200 и т.п. Число мест для расчёта может составлять от 2-х до 6-ти.

Техническое оснащение АЦ(Л) позволяет им достаточно успешно решать свою основную задачу – патрулирование лесных массивов и самостоятельное тушение небольших очагов лесных и торфяных пожаров. Крупные же лесные пожары тушатся с помощью другой техники, специальной или приспособленной, на гусеничных, тракторных и вездеходных шасси, а также с помощью авиации. Авторы посчитали нецелесообразным изучение этих технических средств в рамках данного учебника.

 

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОЖАРНЫЕ АВТОМОБИЛИ

ПОЖАРНЫЕ АВТОЛЕСТНИЦЫ И КОЛЕНЧАТЫЕ АВТОПОДЪЁМНИКИ предназначены для доставки расчета к месту пожара и выполнения следующих работ на пожаре:

§ подъема пожарных в верхние этажи здания для организации эвакуации людей или тушения пожара;

§ эвакуации людей в случае невозможности использования стационарных эвакуационных путей или других средств;

§ подачи огнетушащих веществ на высоту;

§ как наблюдательный пункт при штабе пожаротушения;

§ для закрепления прожекторов и освещения места пожара;

§ для подъема и перемещения грузов при разборке конструкций.

Пожарная автолестница - пожарный автомобиль со стационарной механизированной выдвижной и поворотной лестницей.

Основными конструктивными элементами автолестницы являются:

§ базовое шасси с платформой и передней опорной стойкой;

§ силовая установка;

§ опорное основание;

§ подъемно-поворотное основание;

§ комплект колен (стрела);

§ механизмы поворота башни, подъема-спускания, выдвигания-сдвигания стрелы;

§ гидросистема;

§ электрооборудование.

§ пульт (или пульты) управления с механизмами управления и блокировки.

Все механизма и устройства автолестницы обеспечивают:

§ устойчивость, прочность и жесткость конструкции, допускающей надежную и безопасную работу на поверхности с уклоном до 60;

§ выравнивание подъемно-поворотного основания или комплекта колен;

§ подъем-опускание комплекта колен;

§ выдвигание-сдвигание комплекта колен;

§ поворот лестницы вокруг вертикальной оси.

Базовыми шасси для монтажа узлов и агрегатов автолестниц являются различные модификации автомобилей ЗИЛ, КамАЗ, МАЗ, Урал, МЗКТ, TATRA, которые выбираются в зависимости от необходимой грузоподъемности и проходимости.

Стрела (комплект колен) автолестницы по своему назначению является основным элементом конструкции, при помощи которого осуществляются все операции, предусмотренные техническими данными автолестницы. Стрела состоит из четырех, пяти, шести или семи секций (в зависимости от модели автолестницы), телескопически соединенных между собой. В технической литературе такая конструкция называется открытым ферменным телескопом. Каждое колено изготавливается из высокопрочных легированных сталей, и состоит из двух боковых ферм, каждая из которых образуется профилированной тетивой (снизу) и верхним поясом, соединёнными между собой раскосами и стойками. Боковые фермы соединены между собой в горизонтальной плоскости ступенями.

Комплекты колен высотных автолестниц в обязательном порядке оснащаются лифтом, который служит для быстрой эвакуации людей или подъёма на высоту пожарных и специального оборудования. При помощи лебедки лифт перемещается на роликах по направляющим, приваренным к верхним поясам колен. Лифт снабжен системой торможения (ловителем). В случае обрыва троса лебедки автоматически срабатывает система торможения, и лифт останавливается.

На вершине первого колена автолестницы может быть установлен съёмный лафетный ствол с ручным (канатным) или дистанционным (на основе электроприводов) управлением, либо неуправляемый коллектор (так называемая " гребёнка") для пеногенераторов ГПС-600. В последнем случае автолестница может выполнять функции пеноподъёмника.

На всех современных моделях автолестниц предусматривается использование специальной площадки крепления эластичного секционного спасательного рукава РС-С, позволяющего производить быструю эвакуацию людей, в том числе не имеющих возможности передвигаться самостоятельно.

Ряд моделей автолестниц снабжается съёмной или постоянно закреплённой на вершине подвесной люлькой. Подвесная люлька (чаще всего двухместная) придаёт автолестнице дополнительные возможности, характерные для автоподъёмников. Если автолестница оснащена пропорциональной системой электрогидроуправления, то в люльке устанавливается дополнительный пульт, с которого оператор управляет всеми движениями стрелы.

Традиционно наибольшее распространение имеют автолестницы с высотой подъёма 30 метров, из которых самой массовой является модель ПМ-506 различных модификаций.

Автолестница АЛ-30(131) модели ПМ-506 смонтирована на шасси автомобилей повышенной проходимости ЗИЛ-131 и ЗИЛ-433440 (см. рис. 2.28) или на шасси МАЗ-5337 (см. рис. 2.29 " а").

Высота полностью выдвинутой лестницы при угле подъёма комплекта колен 750

составляет 30 метров. Максимально допустимый вылет[1] вершины лестницы с рабочей нагрузкой 160 кг на вершине составляет 16±0, 5 метров. Диапазон углов подъема лестницы от 00 до 750, поворот башни обеспечивается на 3600.

В состав пожарного оборудования автолестница входит лафетный ствол с насадками 25, 28, 32 мм и коллектор на 2 ГПС-600, которые при необходимости можно закрепить на 1-м (верхнем) колене.

Автолестницу можно использовать в качестве крана грузоподъёмностью до 1 т (при сдвинутой лестнице). Для этого на 4-м колене имеется специальная проушина.

На более поздней модификации ПМ-506В обеспечен угол склонения стрелы до минус 40, что облегчило установку на вершину лестницы оконечных устройств. Кроме того, была незначительно изменена система блокировок и сигнализации.

На следующей модификации – ПМ-506Д – конструкция автолестницы была сильно изменена. Машина получила новую гидросистему с более высоким рабочим давлением на основе рапределителей Salami и принципиально новое дополнительное электрооборудование.

Для этой модели разработана съёмная площадка крепления эластичного рукава спасательного рукава РС-С. В транспортном положении эта площадка закреплена под 4-м (нижним) коленом стрелы (см. рис. 2.28 и 2.29 " а").

Автолестница АЛ-30 модели ПМ-512Б смонтирована на шасси КамАЗ-53211 (до 2001 года) (см. рис. 2.30 " б") или КамАЗ-53215, либо на шасси повышенной проходимости КамАЗ-43114. Лестница рассчитана на работу с вылетом до 24 метров, что обеспечивается большой массой машины и повышенной прочностью комплекта колен. Высота полностью выдвинутой лестницы составляет 33 метра. Автолестница оснащается съёмной люлькой грузоподъёмностью 200 кг с дополнительным пультом управления. На машине применена пропорциональная электрогидравлическая система управления, основанная на гидрораспределителях фирмы Danfoss.

АЛ-31(433112)ПМ-559 на шасси ЗИЛ-4331 (см. рис. 2.29 " в") представляет собой совершенно новую конструкцию, для которой были заново разработаны комплект колен на основе не гнутых, а коробчатых профилей, подъёмно-поворотное основание с так называемой " качающейся" башней, гидросистема и электрооборудование. Высота полностью выдвинутой лестницы составляет 31, 4 метра. От своей предшественницы (модели ПМ-506Д) автолестница унаследовала только конструкцию опорного контура и гидрораспределители Salami. На вершине лестницы может устанавливаться лафетный ствол с дистанционным электроуправлением, коллектор с двумя ГПС-600 или площадка для навески спасательного рукава РС-С. Комплект колен лестницы может работать на углах от –70 до +750.

Модернизированный вариант надстройки ПМ-559 оборудован несъёмной люлькой, запрокидывающейся в транспортном положении для уменьшения высоты, а также новым Х-образными опорным контуром. Эта надстройка устанавливается на шасси автомобиля TATRA, изготовленного по компоновочной схеме " кабина перед двигателем" и имеющего для увеличения маневренности укороченную колёсную базу (см. рис. 2.29 " г").

Автолестница АЛ-37(53229) модели ПМ-544 (см. рис. 2.30) устанавливается шасси КамАЗ-53229 или КамАЗ-53228. Высота полностью выдвинутой лестницы 37 метров. Максимальный вылет составляет 18 метров. Стрела автолестницы имеет несъёмную люльку грузоподъёмностью 200 кг с автономным пультом управления. Особенностью лестницы является так называемое " ломающееся" первое колено, состоящее из двух шарнирно соединённых частей. Такая конструкция позволяет автолестнице выводить вершину за перегиб крыши.

Автолестница АЛ-50(53229) моделей ПМ-513 и ПМ-513А монтируется на стандартном

шасси КамАЗ-53229 (см. рис. 2.31 вверху), либо на таком же доработанном шасси с вынесенной кабиной (см. рис. 2.31 внизу). Такое компоновочное решение позволило обеспечить транспортную высоту автолестницы 3500 мм против 3800 мм у стандартного образца. Комплект колен автолестницы состоит из 6-ти колен, имеет допустимую нагрузку на вершине 300 кг, оснащён лифтом грузоподъёмностью 200 кг и съёмной люлькой также на 200 кг. В пол люльки вмонтирована обойма крепления эластичного спасательного рукава РС-С-50. Система блокировок автолестницы позволяет работать при одностороннем выдвигании выносных опор, что облегчает установку лестницы на позицию на ограниченных по размеру площадках и на узких улицах, где вынос аутриггеров на проезжую часть нежелателен или затруднён.

Наиболее мощная из отечественных автолестниц АЛ-62(Т815)ПМ-553 (см. рис. 2.32)

базируется на полноприводном шасси автомобиля TATRA T815. Высота полностью выдвинутой лестницы 62 метра. Комплект колен автолестницы выполнен на базе стрелы АЛ-50(53229)ПМ-513 с увеличением числа колен до семи и применением более мощного механизма выдвигания. Допустимая нагрузка на вершину лестницы составляет 300 кг при максимальном вылете 18 метров. На верхнее (первое) колено может навешиваться съемная люлька, рассчитанная на 2-х человек. Как и на всех высотных автолестницах, комплект колен оборудован двухместным лифтом. Стрела может работать на углах возвышения от –70 до +730. Выдвигание и сдвигание стрелы осуществляется с помощью длинноходовых гидроцилиндров, расположенных под 7-м (нижним) коленом.

Для облегчения подвода лестницы к верхним этажам здания на вершине стрелы установлена видеокамера, передающая видеоизображение на черно-белый монитор, установленный на пульте управления. Для постоянного контроля скорости ветра на вершине первого колена установлен анемометр, сигнал с которого поступает на пульт оператора.

Наряду с высотными автолестницами, всё более мощными и совершенными, разрабатываются относительно простые и дешёвые автолестницы малого класса, предназначенные для высот 15-20 метров (см. рис. 2.33). Они востребованы как в небольших

городах со зданиями не выше 5-ти этажей, так и в старых районах крупных магаполисов с их узкими улочками и низкими подворотнями. В качестве шасси для таких автолестниц используются малотоннажные грузовые автомобили, например, ЗИЛ-5301. Небольшая длина комплекта колен этих автолестниц позволяет монтировать подъёмно-поворотное основание за кабиной, разворачивая стрелу в транспортном положении назад по ходу автомобиля. При такой компоновке самой высокой точкой машины является кабина, и высота машины в целом не превышает 2, 5 метров.

Среди зарубежных моделей у нас в стране получили распространение пожарные автолестницы DL-50 Magirus, DLK-52 Magirus VarioCC и DLK-53 Metz. Эти автолестницы поставляются германскими фирмами IVECO-Magirus Brandschutztechnik и METZ-Feuerwehrgerä te. Автолестницы имеют традиционную компоновку и монтируются на шасси Magirus 310D22, IVECO MP260E34H и Мерседес-Бенц МВ2631.

 

Пожарный коленчатый автоподъёмник - пожарный автомобиль со стационарной механизированной поворотной коленчатой, телескопической или коленчато- телескопической подъемной стрелой, последнее звено которой оснащено люлькой.

Пожарные коленчатые автоподъемники по конструкции напоминают автолестницы, т.к. их системы имеют много общего; опорный контур, поворотное устройство, гидропривод, системы блокировок и т.п. Существенно отличаются от автолестниц лишь их подъемное устройство, выполняемое в виде коленчатой, телескопической или коленчато-телескопической стрелы, оборудованное стационарной системой водопенных коммуникаций. Характерной особенностью управления движения стрелой подъемника является обязательное расположение пультов управления стрелой подъемника как на подъемно-поворотном основании, так и в люльке.

Коленчатые автоподъемники по сравнению с автолестницами имеют большую маневренность, но лишены такого важного преимущества лестницы, как возможности осуществления непрерывной эвакуации пострадавших без изменения положения стрелы. В то же время, АКП имеют более широкие по сравнению с автолестницами возможности по подаче воды на высоту.

В последние годы наметилась тенденция к оснащению коленчато-телескопических автоподъемников параллельным лестничным маршем, что позволяет совместить в одном изделии преимущества автоподъемника и автолестницы.

Наибольшее распространение имеют автоподъемники высотой 30 и 50 метров. В настоящее время создаются автоподъемники, рассчитанные и на большие высоты.

АКП-30(53213) модели ПМ-509Б (см. рис. 2.34) представляет собой типичный коленчатый подъёмник без телескопических элементов. Он смонтирован на специальном удлинённом шасси автомобиля КамАЗ-53213 или КамАЗ-53215.

Главными механизмами и агрегатами автоподъемника являются:

§ базовое шасси;

§ платформа с опорными конструкциями для транспортного положения стрелы

§ силовая группа;

§ гидравлическая система;

§ опорное устройство, включающее раму, 4 выносные гидравлические опоры и систему блокировки рессор;

§ подъемно-поворотная часть, состоящая из вращающей башни, нижней, средней, малой стрел и люльки грузоподъемностью 350 кг;

§ встроенная водопенная коммуникация с осевым коллектором;

§ механизмы раскладки стрел, поворота башни и разворота люльки вокруг вертикальной оси;

§ электрооборудование с системой блокировок и сигнализации

§ органы управления.

Высота подъема люльки автоподъемника 30 метров, рабочая высота – 31, 5 метров, наибольший конструктивно заданный боковой вылет люльки составляет 18 метров, максимальная нагрузка в люльке 350 кг.

 

Вдоль нижней, средней и малой стрел монтируется стояк водяной магистрали. В верхней части стояка на люльке устанавливается лафетный ствол (гидромонитор), Кроме того, в люльке смонтированы лебёдка для подъёма ПТВ или спуска пострадавших, обойма крепления секционного спасательного рукава, пульт управления с переговорным устройством.

Коленчатые подъёмники просты по конструкции и относительно дёшевы, но имеют очень большую транспортную длину (14-15 метров) и требуют большой свободной площадки для развёртывания. От этих недостатков свободны коленчато-телескопические подъёмники (см. рис. 2.35).

Коленчато-телескопические подъёмники АКП-32 модели ПМ-545 и АКП-35 модели ПМ-545А устанавливаются как на полноприводной КамАЗ-43118 (6× 6), так и на КамАЗ-53213, -53215 (6× 4).

Стрела 32-метрового автоподъемника АКП-35 модели ПМ-545 (см. рис. 2.35 слева) коленчато-телескопического типа, с 3-мя цельнометаллическими телескопическими коленами коробчатого профиля и дополнительной шарнирной секцией, на которой установлена поворотная люлька. Максимальный вылет стрелы достигает 18 метров, грузоподъемность люльки 350 кг. В транспортном положении верхняя и нижняя стрелы находятся рядом, а не одна под другой, что обеспечивает меньший вертикальный габарит машины. Раздельное управление каждой опорой позволяет выполнять работы при опорах, выдвинутых только с одной стороны.

Стрела автоподъёмника АКП-35 модели ПМ-545А (см. рис 2.35 справа) отличается только тем, что концевое (верхнее) колено имеет дополнительную телескопическую секцию.

Обе модели оборудованы телескопическими водопенными коммуникациями. Люлька на обеих моделях одинаковая. Она оборудована лафетным стволом (на стояке), пультом управления, откидной площадкой для крепления спасательного рукава РС-С и переговорным устройством.

На рис. 2.36 показан коленчато-телескопический автоподъёмник Magirus ALP340, имеющий стрелу с параллельным лестничным маршем. Автоподъёмник имеет встроенный насос производительностью 100 л/с при напоре 160 метров, ёмкость для ОТВ (воды или пенообразователя) на 1000 литров, лафетный ствол с расходом 60 л/с, электрогенератор 230/400 В и встроенную силовую электрическую цепь. Грузоподъёмность люльки составляет 400 кг. В режиме эвакуации по параллельной лестнице могут двигаться 8 человек одновременно. Система управления стрелой подъёмника позволяет с помощью двух джойстиков осуществлять одновременно все движения.

На базовом шасси МАЗ-6923 или TATRA T815 монтируется автоподъемник АКП-50 моделей ПМ-514 и ПМ-514А (см. рис. 2.37) с максимальной высотой подъема люльки 50 метров, который по своему устройству напоминает АКП-35 модели ПМ-545.

 

Стрела АКП-50 состоит из основного 5-секционного цельнометаллического телескопа и дополнительного шарнирного колена. Максимальный вылет стрелы достигает 20 метров, люлька имеет допустимую нагрузку до 400 кг.

В настоящее время разработана отечественная модель 70-метрового автоподъемника, который может быть смонтирован на шасси МЗКТ-790912. Стрела подъемника состоит из основного 6-секционного цельнометаллического телескопического колена и дополнительного шарнирного колена. При максимальной высоте люльки подъемника 70 метров вылет стрелы может достигать 23 метров с люлькой, нагруженной до 400 кг.

Среди зарубежных моделей АКП в нашей стране имеют распространение 30-метровые коленчатые автоподъёмники Bronto Skylift 303 на шасси КамАЗ-53213 или Sisu LV136, а также автоподъемники со стрелой коленчато-телескопического типа Bronto Skylift F52HDT и F54HDT на шасси Sisu SK242CKH c максимальной высотой подъёма соответственно 52 и 54 метра. Грузоподъемность люлек 50-метровых автоподъемников достигает 400 кг при максимальном вылете стрелы 21 метр. С правой стороны стрелы по всей ее длине установлена телескопическая лестница, состоящая из 5-ти основных и одного концевого колен. Максимальная нагрузка стрелы подъемника составляет 8 человек (7 человек на лестнице и 1 в люльке).

 

ПОЖАРНЫЕ АВТОМОБИЛИ ГАЗОДЫМОЗАЩИТНОЙ СЛУЖБЫ предназначены для:

§ доставки к месту пожара (аварии) личного состава газодымозащитной службы, средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения, пожарно-технического вооружения;

§ развертывания на пожаре (аварии) контрольного поста (поста безопасности) ГДЗС;

§ освещения места пожара (аварии);

§ обеспечения электроэнергией на пожаре (аварии) вывозимого электрооборудования, электроинструмента, дымососов, прожекторов и пр.

Автомобили АГ состоят из следующих основных частей:

§ базового шасси с дополнительной трансмиссией для привода электросиловой установки;

§ салона для расчета и отсеков для ПТВ;

§ электросиловой установки;

§ системы дополнительного электрооборудования;

§ стационарной осветительной мачты.

В качестве основных источников питания электросиловых установок должны применяться генераторы трехфазного тока мощностью 8, 16, 20, 30 кВт с частотой тока 50 и 400 Гц и выходным напряжением 230 или 400 В.

В настоящее время серийно выпускается АГ-20(433362) моделей ПМ-585 и ПМ-585А с задним и средним расположением салона расчёта (см. рис. 2.38).

На автомобиле установлен стационарный приводной генератор трехфазного переменного тока ГС-250-20/4, мощностью 20 кВт, частотой тока 50 Гц и выходным напряжением 400 В. Автомобиль оснащен 6-метровой телескопической мачтой с 2 стационарными прожекторами.

Автомобиль комплектуется гидравлическим аварийно-спасательным инструментом, механизированным инструментом с бензо- и с электроприводом, пожарными дымососами ПДЭ-7, выносными прожекторами, катушками с электрическим кабелем, электрическими разветвлениями и другим пожарно-техническим вооружением и оборудованием, необходимым для работы звеньев ГДЗС при тушении пожаров и выполнении аварийно-спасательных работ.

ПОЖАРНЫЕ АВТОМОБИЛИ СВЯЗИ И ОСВЕЩЕНИЯ предназначены для доставки к месту пожара (аварии, катастрофы) личного состава, средств связи и освещения, специального оборудования; могут обеспечивать работу штаба пожаротушения, являясь одновременно передвижной электростанцией, питающей агрегаты освещения, аппаратуру оперативной связи и специальное оборудование.

Автомобили АСО состоят из следующих основных частей:

§ базового шасси с дополнительной трансмиссией для привода электросиловой установки;

§ кабины водителя;

§ салона, который должен состоять из двух отсеков: отсека для радистов и для радиотелефонистов;

§ электросиловой установки;

§ средств радиосвязи и проводной телефонной связи;

§ аппаратуры звукозаписи и звукоусиления;

§ средств вычислительной техники;

§ стационарной осветительной мачты.

По своему конструктивному исполнению пожарный автомобиль связи и освещения во многом напоминает пожарный автомобиль газодымозащитной службы: на нем также установлена электросиловая установка с устройством защитного отключения, имеются коммутационные и распределительные устройства, силовые кабельные катушки, осветительная мачта.

Широко распространённый автомобиль АСО-20(3205) (см. рис. 2.39), как и его предшественник АСО-12(3205), изготовлен на базе пассажирского автобуса ПАЗ-3205. Автомобиль АСО-20 оборудован стационарной электросиловой установкой, в основе которой

лежит трехфазный генератор переменного тока ГТ40ПЧ6-2с мощностью 20 кВт напряжением 200 В и частотой тока 400 Гц, имеющий привод от двигателя шасси. (На автомобиле АСО-12 установлен генератор серии ЕСС-5, выдающий напряжение 220/127 В при частоте тока 50 Гц). Автомобиль АСО оснащен телескопической мачтой, выдвигаемой при помощи электропривода, укомплектован радиостанциями КВ- и УКВ-диапазонов, радиотелефоном сотовой системы связи, полевыми телефонными аппаратами с 500-метровыми катушками с кабелями, коммутатором оперативной связи, громкоговорителями, усилителем, магнитофоном, 6-ю переносными прожекторами, катушками с силовым кабелем и другим оборудованием.

В последнее время появились и другие модели автомобилей связи и освещения, в том числе изготовленные на грузовых шасси и шасси повышенной проходимости (см. рис. 2.40).

Основные характеристики этих машин и их комплектация в целом такие же, как для АСО-20(3205).

 

ПОЖАРНЫЕ РУКАВНЫЕ АВТОМОБИЛИ (см. рис. 2.41) предназначены для механизированной прокладки и уборки магистральных рукавных линий и работают в комплексе с передвижными насосными станциями.

 

Устройство пожарного рукавного автомобиля можно рассмотреть на примере АР-2(43114)ПМ-538 (см. рис. 2.41 внизу).

На раме шасси автомобиля установлен цельнометаллический кузов, оборудованный боковыми и задними дверями. Внутреннее пространство кузова разделено перегородкой на два отсека: передний – для размещения рукавного оборудования и задний – для укладки напорных рукавов.

Задний отсек кузова разделен легкосъемными стойками на продольные секции, в которых " гармошкой" уложены рукава диаметром 77 мм, 89 мм (по специальному заказу) и 150 мм, соединенные между собой в три магистральные линии. Общий запас рукавных линий более 2000 метров. В задней части автомобиля для складывания использованных рукавов в кузов, установлен механизм уборки и намотки рукавов с гидравлическим приводом. Управление механизмом уборки рукавов осуществляется дистанционно с выносного пульта.

Задняя стенка кузова оборудуется двухстворчатыми дверьми; при прокладке рукавов двери открываются и фиксируются в открытом положении.Нижняя задняя и боковая двери с правой стороны в открытом положении образуют площадку для оператора, наблюдающего за выкладкой рукавов.

Скорость движения автомобиля при прокладке рукавной линии 8-10 км/час.

В переднем отсеке кузова вывозятся лафетные стволы ПЛС-П20, разветвления РУ-150А, рукавные зажимы и другое рукавное оборудование.

 

ПОЖАРНЫЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ АВТОМОБИЛИ предназначены для:

§ доставки к месту пожара расчета, специального аварийно-спасательного инструмента, оборудования, средств связи и освещения;

§ проведения аварийно-спасательных работ;

§ освещения рабочих площадок.

На шасси трехосного автомобиля повышенной проходимости КамАЗ-43114 монтируется АСА-20(43101)ПМ-523 (см. рис. 2.42).

Для размещения специального оборудования и инструмента на раме базового шасси за кабиной водителя размещён цельнометаллический кузов.

Для питания электроэнергией потребителей (мачтовых и выносных прожекторов, дымососов, электроинструмента) на автомобиле установлена электросиловая установка (ЭСУ), в основе которой лежит генератор ГС-250-20/4 мощностью 20 кВт, вырабатывающий электрический ток напряжением 400/230 В с частотой 50 Гц. По устройству и номенклатуре составляющих ЭСУ аналогична той, которая установлена на автомобили АГ-20(433362)ПМ-585 и АСО-20(4208)ПМ-579.

Автомобиль оборудован гидросистемой, служащей для работы крана и выносных гидравлических опор. Кроме того, на машине имеется лебёдка, входящая в состав базового оборудования шасси. Выход троса лебёдки, как правило, осуществляется назад.

Привод ЭСУ, насоса гидравлической системы и лебёдки осуществляется от основного двигателя через две независимые дополнительные трансмиссии.

В задней части кузова на специальном опорном кронштейне расположен консольный кран и балки аутриггеров. Кран имеет грузоподъемность на минимальном вылете 3 тонны, на максимальном вылете (6 метров) – 400 кг.

Автомобиль оборудован пневматической телескопической поворотной мачтой высотой 6 м с установленными на ней двумя прожекторами ПКН-1500. В отсеках кузова и на его крыше размещаются: пожарные переносные дымососы ДПЭ-7 с комплектами рукавов, выносные прожекторы ПКН-1500 с треногами, магистральная и рабочие кабельные катушки, разветвительные коробки, аварийно-спасательный гидравлический инструмент, электро- и бензоинструмент, в том числе электрический отбойный молоток, автогенорезательная установка, погружной насос, комплект пневмодомкратов, шанцевый инструмент, переносная пожарная мотопомпа (в качестве дополнительного оборудования), средства спасания с высот, линемёт, надувная лодка и другое оборудование.

Кроме автомобилей тяжёлого класса, как модель ПМ-523, существуют образцы лёгких АСА, предназначенных, главным образом, для ликвидации последствий ДТП и других аварийно-спасательных работ, не требующих от автомобиля высокой энерговооружённости. Эти автомобили изготавливаются на шасси микроавтобусов и внедорожных легковых автомобилей. Основное их вооружение – комплект гидравлического инструмента, пневмодомкраты и средства оказания доврачебной медицинской помощи.

На рисунке 2.43 показан лёгкий аварийно-спасательный автомобиль АСА-МК, выпускаемый ООО " ПКФ Бранд-Мастер" (Санкт-Петебург) на полноприводном шасси ГАЗ-27057. Автомобиль отличается оригинальным компоновочным решением, заключающимся в размещении основного комплекта спасательного оборудования на выкатной тележке. Тележка, не будучи связанной с автомобилем, может перекатываться вручную на значительные расстояния и, при необходимости, подниматься в лифте на верхние этажи зданий.

 

По окончании работ тележка затаскивается в кузов по специальным направляющим с помощью лебёдки.

 

На современном этапе в рамках реализации " Концепции совершенствования пожарных автомобилей и их технической эксплуатации в системе ГПС МЧС России" (Приложение 2 к приказу МЧС России от 31.12.2002 г. № 624) начато изготовление автомобилей нового типа – АПС (автомобилей пожарно-спасательных)[2] с более тесным совмещением функций по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ. Эти многофункциональные автомобили предназначены для доставки к месту пожара или чрезвычайной ситуации пожарно-спасательного расчёта, запаса огнетушащих веществ, ПТВ, специального оборудования, снаряжения и инструмента, средств связи и освещения. На месте пожара или ЧС пожарно-спасательные расчёты этих автомобилей способны наряду с тушением пожаров производить аварийно-спасательные работы в жилых или административных зданиях любого назначения, на объектах промышленности, а также на транспорте.

Характерным представителем автомобилей такого назначения является ПСА-2, 0-40/2(43206)008-МИ, спроектированный и изготовленный ООО " УСПТК-холдинг" на шасси Урал-43206 с колёсной формулой 4× 4, дизельным двигателем ЯМЗ-236НЕ2 мощностью 169 кВт (230 л.с.) (см. рис. 2.44). Автомобиль оборудован 6-местной кабиной боевого расчёта, 2-тонной ёмкостью для воды, 120-литровым пенобаком и комбинированным насосом НЦПК-40/100-4/400, размещённым в отапливаемом отсеке. Встроенные водяные коммуникации

предусматривают установку на крыше автомобиля дистанционно управляемого лафетного ствола. 60-метровая рукавная катушка КРВД-400-60 имеет ствол-распылитель СРВД-2/300 с расходом 2 л/с при напоре 300 м.

Автомобиль оснащён 5-киловаттным бензиновым электроагрегатом " Вепрь" с защитно-отключающим устройством, электроинструментом и прожекторным оборудованием, включая выдвижную осветительную мачту. В комплектацию автомобиля наряду со стандартным для автоцистерны набором ПТВ входит гидравлический аварийно-спасательный инструмент " Спрут", пневмодомкраты, высотное спасательное снаряжение, приборы радиационного контроля.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.