Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальное и культурно-историческое время






Время классифицируется по разным основаниям на виды:

Объективное время – это форма бытия материи, выражающая длительность существования объектов, последовательную смену их состояния, т.е. их изменение и развитие.

Субъективное время – это отражаемая в сознании человека длительность и последовательность смены прошлых, настоящих и ожидаемых событий и состояний на основе информационного объема его психологической памяти.

Социальное и культурно-историческое (социальное – это время существования общественных явлений, культурно-историческое – это время существования материальных и духовных ценностей определенного общества);

Рабочее и свободное (рабочее – это время трудовой деятельности людей в материальном производстве, свободное время, или досуг – это время личностного развития и отдыха человека вне производства).



Социальное время - это интуитивное ощущение течения социальной жизни, переживаемое современниками. Это ощущение зависит от интенсивности социальных изменений. Если в обществе изменений мало, социальное время течет медленно; если изменений много, время ускоряет свой ход. Согласно «социальным часам», десятилетия застоя равны году революционной перестройки.

Социальное время имеет свою организационную структуру:

· время, характеризующее историю какого-либо народа, и время существования человечества в целом;

· время существования каких-либо этносов, коллективов, семьи и различных социальных институтов;

· время жизни конкретного человека, оставившего свой след в истории.

В структуре социального времени можно выделить такой вид существования времени, как повторение прошлых событий, которое воспринимается как традиция. Повторение связано с необходимостью воспроизведения всего цикла событий в обществе, а традиция – со следованием образцам поведения, закрепленным в его культуре.

Также выделяют ритм и последовательность. Ритм связан с повторяющимся циклом происходящих событий в обществе, с определенным порядком и устойчивостью. Нарушение последовательности протекания социальных процессов ведет к прерыванию постепенности и к социальным революциям и потрясениям в обществе.

Культурно-исторический характер социального времени проявляется в отражении своеобразия восприятия времени в обществе конкретные исторические эпохи, этапы общественного развития. Например, время существования общества в Древнем Китае, Египте, в эпоху Нового времени, Средних веков.

Общество может проводить по отношению ко времени определенные действия: во-первых, синхронизировать процессы посредством введения временных поясов, летнего и зимнего времени и т.д., во-вторых, рассогласовывать процессы посредством обеспечения более быстрого развития одних областей общества, в-третьих, сокращать или увеличивать рабочее и свободное время.

В современном обществе отношение ко времени сложились следующим образом:

· время – это универсальная ценность (время – деньги),

· темпы развития общества постоянно возрастают (каждое новое общественное явление существует более короткое время, чем предыдущее),

· оптимальное развитие общества определяется рациональным соотношением рабочего и свободного времени;

· будущее для общества становится все более важным, чем было раньше (общество все более зависит от хороших прогнозов).

Время активно исследуется в современных социально-гуманитарных науках, в частности изучаются бюджеты времени людей, их рабочее время и досуг, восприятие людьми времени в различных обстоятельствах жизни и т.д. Категория времени важное место занимает в структуре таких методов социального познания, как методы историзма, конкретности. Важное место в социально-гуманитарных науках занимает понятие «осевого времени» (К. Ясперс), которое означает время резкого поворота в истории человечества (между 800 и 200 гг. до н.э.).

Проблема исторического времени в ее бытийном (онтологическом), а не гносеологическом плане была впервые осмыслена частично в работах Ф. Ницше и более полно в " философии жизни". Именно представители этой школы с самого начала поставили своей целью изучение не структуры исторического знания (как это было ранее), а сущности исторического бытия.

Природа времени проявляется в том, что оно, протекая через интервал настоящего, уходит, превращаясь в новое качество — в прошлое. Таким образом, как в исторической практике людей, так и в жизни культуры всегда возникает вопрос об отношении настоящего и прошлого. Прежде всего в фокус внимания попадает природа настоящего.

Очевидно, что историческое время нельзя оценивать по меркам и критериям простой физической длительности. В человеческой жизни настоящее почти никогда не является некой " мгновенной точкой" (в отличие от настоящего в физическом смысле). Это, как правило, определенный временной промежуток, характеризующийся той или иной целостностью: длительностью переживания, временем свершения каких-либо событий, сроками осуществления какой-то задачи. Совершенно ошибочно сравнивать протекание времени существования какого-либо атома или молекулы с тем, как протекает жизнь такой сложнейшей системы, как человек. Человеческое время дифференцируется на отрезки в зависимости от контекста его употребления и освоения.

Как известно, время в механике подчиняется постулату строгого, единообразного и жесткого деления на равные отрезки; причем эти последние могут быть как угодно малы. (Возможно, что механистическая абстракция бесконечной делимости физического времени имеет границу своей применимости в глубинах микромира.) Однако уже астрономическое время имеет другой способ деления на отрезки. Что касается исторического времени, то для своего отображения оно нуждается в особых единицах измерения, согласующихся с его собственным ритмом. Культурно-историческое время как специфическая реальность возникает тогда, когда люди начинают на практике, в своих предметных действиях, в своих коллективных переживаниях членить непрерывный и диффузный поток событий на социально значимые интервалы. Последние приобретают характер завершенных целостностей благодаря повторяющимся ритуалам, церемониям, периодически проводимым спортивным играм, сезонной вегетации, ритмам совместной жизни.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.