Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Индивидуальный и коллективный субъект науки и влияние его ценностей и интересов на процесс социального исследования






Под субъектом науки подразумевается активно действующий индивид или их группа. В силу этого правомерно говорить как об индивидуальном, так и о коллективном субъекте социально-гуманитарных наук.

Категория «субъект» науки: эмпирический субъект, т.е. реально действующий в истории человек; коллективный субъект, т.е. научное сообщество.

Индивидуальный субъект науки — это один участник познавательного процесса, исследования, который в ходе познания мира привносит в научное знание личностную позицию, обогащает мировую культуру своеобразием личностного видения, личностными ценностями и взглядами.



Индивидуальными субъектами науки могут быть представитель любого этноса, ученый, мыслитель, литератор, художник, а также лидер, общественный деятель. Тот, кто анализирует общественные процессы и способен обеспечить содержательные приращения научного знания (в различных его дисциплинарных областях).

Особенности индивидуального субъекта науки:

· он обладает наиболее зрелой формой рефлексии по отношению как к индивидуальным, так и к общечеловеческим проблемам бытия, стремится понять суть эпохи, место и предназначение человека;

· он, изучая свой объект, одновременно решает проблему собственной самореализации;

· характеризуется использованием сложного взаимодействия высокой концентрации сознания, ориентирующегося на строгую логику и аргументацию и потенциала бессознательного, интуитивного миропостижения;

· для него чрезвычайно значимы подлинно гуманистические цели и ценности.

Понятие «коллективного субъекта науки» обозначает некое системное образование, под которым подразумевают всех работающих в данной области исследователей.

Коллективным субъектом науки и проводником идей общественного совершенствования в нашей стране являлась интеллигенция, которая всегда готова к аргументации и от имени разума, и от имени совести, связанной с эмоциями и переживаниями, по поводу идеалов, долга, справедливости.

Однако для полноценного функционирования коллективного субъекта науки необходимо еще достаточное количество людей, поддерживающих поток интеллектуальных нововведений и способных к интеллектуальной инициативе.

Как для индивидуального, так и для коллективного субъектов науки свойственно перенесение личных интересов, ценностей, взглядов на предмет своего исследования. Некоторые ученые придают большее значение одной проблеме, меньше при этом рассматривая другую, по их мнению, менее важную проблему исследования.


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.