Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научная картина мира в социально-гуманитарных науках






В развитии современных научных дисциплин особую роль играют обобщенные схемы – образы предмета исследования, посредством которых фиксируются основные системные характеристики изучаемой реальности. Эти образы часто именуют специальными картина­ми мира. Термин «мир» применяется здесь в специфическом смыс­ле – как обозначение некоторой сферы действительности, изучаемой в данной науке («мир физики», «мир биологии» и т.п.). Наиболее изучен­ным ее образцом является физическая картина мира. Но подобные картины есть в любой науке, как только она конституируется в каче­стве самостоятельной отрасли научного знания.

Обобщенная характеристика предмета исследования вводится в картине реальности посредством представлений 1) о фундаментальных объектах, из которых полагаются построенными все другие объекты, изучаемые соответствующей наукой, 2) о типологии изучаемых объектов, 3) об общих закономерностях их взаимодействия, 4) о про­странственно-временной структуре реальности. Все эти представле­ния могут быть описаны в системе онтологических принципов, по­средством которых эксплицируется картина исследуемой реальности и которые выступают как основание научных теорий соответствую­щей дисциплины. Например, принципы: мир состоит из неделимых корпускул; их взаимодействие осуществляется как мгновенная пере­дача сил по прямой; корпускулы и образованные из них тела переме­щаются в абсолютном пространстве с течением абсолютного време­ни – описывают картину физического мира, сложившуюся во второй половине XVII в. и получившую впоследствии название механической картины мира.

Переход от механической к электродинамической (последняя четверть XIX в.), а затем к квантово-релятивистской картине физической реальности (первая половина XX в.) сопровождался изменением сис­темы онтологических принципов физики. Особенно радикальным он был в период становления квантово-релятивистской физики (пере­смотр принципов неделимости атомов, существования абсолютного пространства – времени, лапласовской детерминации физических процессов).



По аналогии с физической картиной мира можно выделить картины реальности в других науках (химии, биологии, астрономии и т.д.). Среди них также существуют исторически сменяющие друг друга ти­пы картин мира, что обнаруживается при анализе истории науки.

Картину мира можно рассматривать в качестве некоторой теоретической модели исследуемой реальности. Но это особая модель, отлич­ная от моделей, лежащих в основании конкретных теорий.

Во-первых, они различаются по степени общности. На одну и ту же картину мира может опираться множество теорий, в том числе и фундаментальных. Например, с механической картиной мира были связаны механика Ньютона – Эйлера, термодинамика и электродинамика Ампера – Вебера. С электродинамической картиной мира связаны не только основания максвелловской электродинамики, но и основания механики Герца.

Во-вторых, специальную картину мира можно отличить от теоретических схем, анализируя образующие их абстракции (идеальные объек­ты).

Революции в отдельных науках (физике, химии, биологии и т.д.), меняя видение предметной области соответствующей науки, постоянно порождают мутации естественнонаучной и общенаучной картин мира, приводят к пересмотру ранее сложившихся в науке представле­ний о действительности. Однако связь между изменениями в карти­нах реальности и кардинальной перестройкой естественнонаучной и общенаучной картин мира не однозначна. Нужно учитывать, что но­вые картины реальности вначале выдвигаются как гипотезы. Гипоте­тическая картина проходит этап обоснования и может весьма дли­тельное время сосуществовать рядом с прежней картиной реальности. Чаще всего она утверждается не только в результате продолжительной проверки опытом ее принципов, но и благодаря тому что эти принци­пы служат базой для новых фундаментальных теорий.

Вхождение новых представлений о мире, выработанных в той или иной отрасли знания, в общенаучную картину мира не исключает, а предполагает конкуренцию различных представлений об исследуемой реальности.

Таким образом, вырабатываемые философией представления о бытии, соединя­ясь с естественно-научными представлениями о материи, движении, пространстве и времени, находят отражение в общенаучной картине мира. Как основание науки, она представляет собой целостную систе­му представлений о мире, сформированную в ходе систематизации достижений науки. Наряду с общенаучной картиной мира, выступаю­щей формой систематизации знаний, выделяют естественно-научную (картина природы) и картину социальной действительности (картина общественной жизни). Кроме того, выделяют специальные картины мира (астрономическую, физическую, химическую и т. д.). В картине мира выделяют два компонента: а) концептуальный, представленный философскими знаниями, общенаучными понятиями и сведениями о законах, а также понятиями конкретных наук; б) чувственно-образный, находящий отражение в наглядных образах.

Научная картина мира наряду с идеалами, принципами и норма­ми исследовательской деятельности выступает основанием научно-исследовательской деятельности и применения подученного научного знания. Наука в картине мира не просто выражает его образ, но и соз­дает базу для программы действий в нем.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.