Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эмоционально-оценочная рамка высказывания.






В высказывании могут быть представлены элементы, отражающие эмоциональное состояние говорящего, его стремление увеличить иллокутивную силу сообщаемого, его оценку того, о чем говорится. Эмоционально-оценочную рамку называют также модальностью высказывания [147, р. 580], в которой различают два аспекта: эмоциональный (affectif) и оценочный (é valuatif).

Содержание оценки. Оценка, представляющая собой реакцию субъекта на объект в свете представления субъекта о норме, включает четыре компонента: субъект оценки, объект, содержание оценки и норму. Оценка выражается в оппозициях + (положительная)/– (отрицательная). По содержанию различают оценку объективную и субъективную. Первая рациональна, поддается объяснению, вторая – сочетается с выражением эмоций, объективно обоснована быть не может. К объективной оценке относят: техническую или аксиологическую (правильно/неправильно, хорошо/плохо): Il danse bien; этическую (хорошо/плохо, прилично/неприлично): Il n'agit pas bien envers ses amis; количественную (много/ мало), качественную (так/иначе), эпистемологическую (истинно/ ложно). К субъективной оценке относятся сенсорная (приятно/неприятно) и эстетическая (красиво/некрасиво). Объектом оценки может быть любой актант: Je dé teste cet homme и само действие: L'enfant criaille. Субъектом оценки может быть как говорящий, так и источник информации либо протагонист. Например, je trouve que отражает позицию говорящего. Il pré tend que – расхождение между говорящим и другим лицом.

Средства выражения. Оценка может быть выражена существительным (paperasse, chauffard), прилагательным (bon, mauvais), глаголом отношения (dé plorer, louer), глаголом осуществления (é chouer, ré ussir), наречием (heureusement), междометием (bravo! hé las!), интонацией. В структурном плане это может быть ЧПр, вводный элемент, даже соседнее высказывание, образующее с данным сверхфразовое единство.

Место оценочного элемента может быть различным, как и место модального. Последний может предшествовать диктуму: Je crois qu'il est venu, быть включенным в него или следовать за ним: П est venu, je crois.

Эмоционально окрашенный оценочный элемент также может предшествовать основной смысловой части высказывания, особенно если речь идет о глаголе: Je vous admire d'avoir fait cela.

Но прилагательное и наречие не могут обычно предшествовать определяемому слову и поэтому если имеется необходимость вынести эмоционально-оценочный элемент вперед, то используются особые конструкции, основанные на интерверсивных словосочетаниях (§ 390 ), где формально господствующий член семантически оказывается определяющим: un drô le de type.//Le gamin s'affairait à manier sa pelle. В этой фразе вначале указывается впечатление, производимое на говорящего, затем обозначается само действие. На уровне частей сложного предложения или отдельных предложений эмоционально окрашенный элемент может предшествовать основной информативной части: (1) Tu es horrible avec ce chapeau! Ç a ne te va pas du tout. (2) J'ai une affreuse nouvelle à t'apprendre: Pierre est mort или следовать за ней: (3) Je t'en prie: retire ce tableau, c'est une vé ritable horreur!

Итак, эмоционально-оценочная рамка может либо открывать высказывание, либо завершать его. Каково же ее назначение в этих случаях?

Функции эмоционально-оценочного компонента. Эмоциональное состояние, как показывает современная психология, носит в структуре человеческой деятельности мобилизующий или компенсационный характер. Компенсация проявляется в том, что эмоции позволяют принимать решения при недостаточности информации или при недостатке времени. В речевом акте особенно важна мобилизующая функция эмоций. Начиная речь с эмоционально окрашенного элемента, говорящий привлекает внимание слушающего, затем говорит ему, в чем дело. Это выступает особенно наглядно во второй фразе. Нередко вначале событие или объект оценивается, характеризуется, а потом уже раскрывается, в чем проявляются особенности объекта или события. Это представлено в первом примере.

Эмоционально-оценочный элемент в конце высказывания придает ему большую категоричность, способствует реализации перлокутивного эффекта, воздействия на слушающего (см. третий пример выше). Для эмоционально-оценочных компонентов характерно их многократное использование в высказывании, они образуют в тексте «блоки», это повышает их воздействие. Например:

Ce livre m'avait alors bouleversé. Aujourd'hui, je suis plein de ré serves et reagis assez violemment contre lui. Il me paraî t atroce, abominable.

Отрицательная оценка книги высказана многократно: существительным (ré serves), наречием (violemment) и заканчивается прилагательными, показывающими высшую степень отрицательной оценки (градация).

Итак, эмоционально-оценочная рамка высказывания способствует тому, что говорящие осуществляют сам процесс речи (говорение – слушание) и делают вывод в результате сообщения. Она играет большую роль в создании иллокутивного и перлокутивного эффекта.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.