Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы моделирования предложений.






Эти вопросы занимают большое место в современной синтаксической теории. Однако в этой области есть ряд дискуссионных вопросов.

Объем модели. Состав модели может пониматься широко (в этом случае в нее включаются все члены предложения) либо узко (только те члены предложения, без которых оно не может структурно существовать). Минимальная модель определяется путем устранения (зачеркивания) необязательных элементов структуры. Например, у предложения Un petit homme traPII est entré brusquement dans la chambre de son voisin широкая модель будет: Ep1+S+Ep2+V+D+Cl+Ep3. Его минимальная модель: S+V+CI, поскольку остальные члены предложения могут быть отпущены без нарушения предикативной схемы. Мы видим, что минимальная модель определяется валентностью глагола (entrer). Это закономерно, ибо глагол – структурный узел предложения, его обязательные валентные связи заполняются.

В структуральной грамматике (см. § 367) модель предложения (ядро – Р) включает два компонента (непосредственно составляющих): SN (синтагма подлежащего) + SV (синтагма сказуемого): Les enfants jouent. Это – минимальная фраза. В простой фразе может быть факультативная предложная синтагма: P=SN+ SV +SP– Les enfants jouent dans la cour. В распространенной фразе (phrase é tendue) каждая синтагма может включать определения: Les petits enfants jouent gentiment aux billes dans la cour de l'é cole. Она имеет свою внутреннюю семантическую и синтаксическую структуру. Так, SN обычно содержит компонент Dé t (детерминатив), SV – компонент Aux (вспомогательный глагол времени и модальности). Семантическая структура группы основана на «конгруэнтности» – семантическом согласовании компонентов (см. § 354).

Семантика и структура в модели. Существуют три подхода к выделению моделей: структурный, семантический и структурно-семантический (см. § 362).

Ввиду асимметрии форм и значений наиболее перспективно выделять модели на основании структурных и семантических признаков одновременно. Структурно-семантические модели выделяются исходя из числа, формы и категориальной семантики членов предложений, с одной стороны, и общего значения предложения, с другой. Что касается плана выражения, то наиболее целесообразно выделять модели на основании наличия глагола и его валентностей, поскольку глагол – структурно-семантический узел предложения и в своих валентностях предвосхищает его основную структуру.

Что касается плана содержания, то здесь речь идет о выявлении основных типичных ситуаций, описываемых предложениями. В этом случае учитывается прежде всего семантика предиката, который во французском языке обычно выражен глаголом. Таким образом, не случайно структурно-семантические модели предложения в значительной степени параллельны значениям и валентностям личной формы глагола.

Семантико-структурные модели и субмодели предложения выделяются на основании следующих компонентов:

– выраженность главных членов предложения;

– количество обязательных актантов и сирконстантов. Модели S+V и S+V+Od различны (ср.: La leç on commence и On a commencé la leç on);

– категориальные значения глагола. Структура S+V+Od с активным глаголом и глаголом восприятия образует две разные модели, ср.: Il é crit une lettre и Il voit son ami;

– категориальные значения существительного: конкретность/абстрактность и т. п. Ср.: Il é crit une lettre и Il fait une promenade;

– некоторые категории глагола, в особенности различение абсолютного времени abs) и конкретного (Т concr). Глагол характеризует субъект при Тabs Предложение Il danse bien может быть понято при Тconcr как описание конкретного действия (Он хорошо танцует, когда мы на него смотрим), а при Тabs как выражение признака (Он хороший танцор).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.