Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Из «Бесед священномученика Владимира, Митрополита Киевского и Галицкого» о причинах дурного воспитания в наше время
(в сокращении) В наше время отовсюду несутся жалобы на то, что большая часть нашего юношества дурно воспитана. Сами родители нередко жалуются на неблаговоспитанность своих детей. Но для успешного лечения какой бы то ни было болезни первое всего нужно узнать, где эта болезнь сосредотачивается, где причина этого дурного воспитания, кто виноват в нем. И в самом деле, кто виноват в дурном воспитании нашего современного юношества? Отвечая на поставленный вопрос, необходимо сказать: родители виноваты более всего в том, что их дети дурно воспитаны. Некоторые из родителей, без сомнения, будут в этом согласны со мною, но многие и очень многие из них думают и говорят, что они безукоризненно исполняли свои родительские обязанности. Так кому же вы, христианские родители, говорящие таким образом, хотите приписать причину того, что ваши дети оказываются воспитанными не так, как бы следовало? Может быть, вы хотели бы в данном случае свалить все на Бога и Ему приписать эту вину? Но разве не для того Бог Отец еще в раю узаконил нерасторжимость брака, чтобы дать возможность родителям лучше исполнить свою обязанность по отношению к воспитанию своих детей? Не для того ли Сын Божий Иисус Христос возвысил брак на степень таинства и запечатлел его благословением Святой Церкви, дабы у вступающих в брак не было недостатка в необходимой благодати и помощи свыше при выполнении ими обязанностей брачного состояния, между которыми самая важная — именно воспитание детей9 А Дух Святой не для того ли освятил и очистил души ваших детей еще во святом крещении, дабы ослабить дурные влечения их сердца и сделать его способным, так что вам остается только продолжать то, для чего Он Сам уже положил основание и приготовил почву, сделав ее достаточно восприимчивою? Но, может быть, в дурном воспитании ваших детей виноваты пастыри и учителя, призванные вместе с вами на это дело? Я отвечу вам словами древнего, не христианского учителя (Квинтилиана): «Дети не из школы впервые выносят дурные привычки, но они приносят их с собою в школу. Они перенимают их у своих родителей, которые подают им дурной пример»..Так рассуждает языческий мудрец. К сожалению, эти слова его приложимы и к нашему времени. Очень многие из детей являются в школу уже совсем испорченными и приносят с собою разного рода пороки и дурные наклонности, как-то: ложь, обман, самолюбие, строптивость, упорство и тому подобные привычки, нажитые ими в уличном товариществе. Но, может быть, вы желали бы указать причину неблаговоспитанности детей в них самих? Спору нет, что сердце человека, а следовательно, и дитяти, испорченные наследственным первородным грехом, с самого рождения его склонно более к злу, чем к добру. Но, однако, дитя, по учению нашей православной церкви, не настолько испорчено, чтобы оно совсем не было восприимчиво для добра и чтобы его нельзя было бы благоразумным воспитанием с самого раннего возраста направить к добродетели. Но ты, может быть скажешь: «Мои дети были вполне честными, воспитанными и благонравными, но на улице и в школе они сходятся с испорченными и безнравственными детьми, под влиянием которых они грубеют, портятся, перенимают разные злости и пороки?.Я спрошу тебя, христианский отец, не твоя ли священная обязанность со всею строгостью следить за тем, чтобы дети твои не имели общения с дурными товарищами, от которых они могут портиться и развращаться? Или ты не знаешь того горя, которое Господь изрекает через пророка Изекииля на тех пастырей, которые не радеют о рассеявшемся стаде и не защищают его от хищных зверей? Итак, видите, христианские родители, что и ссылкою на дурное товарищество вам нельзя извинять себя в недостатках доброго воспитания детей ваших. Посмотрим теперь, не заключается ли причина не благонравия и нравственной испорченности нашего юношества главным образом в испорченности духа нашего времени? Многие из родителей так действительно думают. Это недобрый дух времени производит свое растлевающее влияние преимущественно на детей и на подрастающее поколение, это — факт очевидный и не подлежащий ни малейшему сомнению. Не следует ли родителям поэтому слагать с себя всякую вину в дурном воспитании детей своих? Ужели нет никакого средства идти против этого духа времени и отстранять от детей его гибельное влияние? И не в этом ли и состоит задача домашнего воспитания? Конечно, если родители, особенно отцы, сами думают, что нельзя плыть против течений, то понятно, они не могут предохранить от вредного влияния и детей своих. Если отец сам увлечен новомодным просвещением и так называемым «прогрессом», если он сам нерадиво относится к своим религиозным обязанностям, сам редко посещает храм Божий, сам дозволяет себе легкомысленно и с насмешкою говорить о религиозных предметах при своих детях, то может ли он ожидать от них почтения и уважения к вере? Ибо если родители не почитают Бога и Его Церковь, то каким образом дети могут питать страх и уважение к своему отцу и к своей матери? Или, если родители при детях дозволяют себе дурно говорить о духовной и светской властях, их распоряжениях, тогда и дети потеряют уважение к родительской власти, вот почему, если хотите вы, христианские родители, чтоб растлевающий дух времени не касался ваших детей, то искореняйте его сначала сами в себе, держитесь той доброй нравственности, которую содержит христианство и православная Церковь Христова. Итак, видите, братия, что большая часть вины в неблаговоспитанности детей ваших ложится на вас самих, и вы не можете сваливать эту вину ни на Бога, ни на учителей и законоучителей, ни на самих детей, ни, наконец, на дурной дух времени. .Покайтесь перед Богом в своей вине и в глубоком раскаянии примите решимость лучше исполнять вашу обязанность в воспитании детей. Воспитание справедливости Среди добродетелей, которые насаждать в сердцах детей следует с особой настойчивостью, важное и коренное значение имеет правдивость, или чувство любви к истине и отвращение ко лжи. После Послушания этой добродетели нужно предоставить второе место. Если ложь — корень всякого порока, то правда — начало именования всех добродетелей, а посему на воспитание правдивости в детях должно быть устремлено по преимуществу внимание родителей. Каким же способом родители должны и могут воспитывать в душах детей эту добродетель? Чувство истины и стремление к ней прирожденно каждому человеку, а следовательно, и дитяти. Правда, наследственным грехом оно ослаблено и помрачено, но отнюдь не погашено и не подавлено совершенно. Это стремление к истине обнаруживаете в его любознательности. Дитя спрашивает обо всем, и все, что говорят ему взрослые, оно принимает за правду, пока оно еще не было обмануто. Чувство истины вложено в сердце дитяти Самим Богом. Человеку остается только соблюсти этот естественный залог, более развить его и укрепить. А это лежит главным образом на обязанности родителей. Как же могут они это сделать? Двояким образом, а именно: 1. тем, если с колыбели будут насаждать в своих детях глубокое благоговение и любовь к истине, и 2. тем, если с этого же времени будут развивать в них глубокую ненависть ко лжи. В смысле ответа на вопрос о том, как воспитать в детях любовь или благоговение к истине, можно указать три главных правила, которыми следует руководствоваться в этом случае. Первое из них гласит: учить детей ваших любить истину на религиозным основании, на любви к Богу и повиновения Ему. Дитя потому любит истину, правду, что Бог, Который есть вечная и неизменная истина, хочет, чтобы и мы говорили истину, и потому, что Он ненавидит всякую ложь. Только та любовь к истине выдерживает всякую пробу, которая основывается на вере в Бога, на глубоком благоговении к Нему. Второе правило говорит: относитесь к вашим детям с полнейшею откровенностью и искренностью и показывайте, что вы имеете к ним полное доверие. Верьте им на слово до тех пор, пока вы не заметили в них никакой лжи. Не требуйте от них для подтверждения сказанного ими клятвы или божбы, довольствуйтесь в обращении с ними евангельским «да, да», «нет, нет». Если же вы имеете достаточное основание сомневаться в словах их, то не давайте на первый раз им заметить, что вы им не верите, но постарайтесь с точностью убедиться, действительно ли они солгали. И если это случилось, то позови ты, отец, или ты, мать, к себе дитя, серьезно и строго, но вместе с любовью посмотри ему в глаза и скажи ему приблизительно так: «Бог запретил лгать. Он всеведущ и знает не только дела, но и все тайные наши мысли, лживые уста — мерзость перед Богом». Третье правило гласит: показывайте сами перед детьми вашими любовь к истине и благоговение перед нею и будьте во всех ваших словах и делах правдивы и нелицемерны. Прежде всего показывайте себя друзьями божественной истины и веры. Остерегайтесь прежде всего равнодушия в вере и особенно бойтесь высказываться, например, таким образом, что частная жизнь нисколько не зависит от веры. В таких речах, которые в настоящее время приходится, к несчастью, слышать очень нередко, высказывается дух лжи в самом «святая святых», и если вы дозволяете себе высказывать такие мысли в присутствии детей ваших, то вы не только исторгаете из сердец их любовь и благоговение пред религиозною истиною, но и убиваете вообще всякое чувство истины. .Воспитывая, с одной стороны, любовь к истине, с другой — вы должны бороться против лжи. Для достижения этой цели могут быть полезны четыре правила: 1. Приучайте детей ненавидеть ложь из религиозных оснований, из основания того, что Бог запретил лгать, что каждая ложь перед Богом — грех 2. не допускайте в ваших детях ни малейшей лжи. Если дитя сделало ошибку и сейчас же добровольно и чистосердечно созналось в ней, то прости ему на первый раз, или если ошибка незначительная, то смягчи ему наказание, но при этом скажи ему, что сделано снисхождение за то, что скоро созналось 3.. никогда не лгите, не обманывайте сами. 4..не вынуждайте ваших детей намеренно или ненамеренно ко лжи сами. Намеренно. когда отец или мать. поступая с розгою в руках говорит: «Я изобью тебя, если ты это сделал!» И сробевшее дитя солжет. Вот, слушатели-христиане, правила, которые могут быть полезны при воспитании в детях, Годной стороны, чувства любви к истине, а с другой стороны — отвращения и ненависти ко лжи!. Воспитание чувства стыдливости Чувство стыда, так же как чувство истины, прирожденно каждому ребенку. Задача родителей и воспитателей. не дать ему погаснуть, но воспитать его, развить, укрепить. При этом, христианские родители, заметьте, соблюдайте следующие правила: 1. Предохраняйте ваших малюток от всего, что растлевает святое чувство стыдливости. Как часто и тяжко погрешат в этом отношении многие родители или по не благоразумению, ли по недостатку бдительности! Как часто можно наблюдать, что матери дозволяют своим малюткам на глазах подрастающих сестер и братьев оставаться в полунагом или совершенно обнаженном состоянии, не воспрещают им бегать не только дома, но и на улице в одной сорочке, дозволяют безнаказанно отправлять свои естественные надобности, раздеваться друг при друге во время купанья, при отходе ко сну. Христианские родители! Допуская подобные поступки, вы тяжело согрешаете против детей ваших и вместо стыдливости развиваете в них чувство бесстыдства. В таких случаях довольно одного серьезного замечания, одного краткого предостережения. Если, например, малютка по глупости обнажит себя, то сейчас же прикрой его, не говоря ни слова. Если же взрослое дитя примет неприличное, противное чувству стыда положение, то скажи ему серьезно: «Ах, как это дурно! Кто так делает? Вперед чтоб этого не было! Подумай, хорошо ли это! Ведь на тебя в таком виде смотрит Бог и святой ангел-хранитель» или что-либо подобное. Если после неоднократных таких замечаний не последует исправления, тогда необходимо построже наказать его. 2 Второе правило гласит: остерегайся, Чтобы тебе самому не быть причиною растления невинности твоих детей. Но каким образом родители могут быть таковою причиною? Различным образом. Очень многие родители уже при рождении передают своим детям страсть к чувственности, наклонность к беззастенчивости как печальное и роковое наследство на целую жизнь Именно: если родители с юности предавались чувственным удовольствиям, добрачное время провели в невоздержании и нецеломудрии, если они и в брачном состоянии переступают законную меру, не умея обуздать свои плотские влечения, то подобная похотливость наследственно переходит и на детей. Чувственные родители рождают и детей с наклонностью к чувственности. .Родители бывают часто виноваты в растлении детей тем, что они слишком нежат их. Дети, которые спят на мягких и теплых пуховиках, долго по пробуждении остаются в постели, дети, которым дают слишком питательную и приправленную пряными веществами пищу или слишком рано приучают к употреблению спиртных, горячительных напитков, наконец, дети, которые остаются в праздности без всяких занятий — находятся в большей опасности потерять свою невинность и попасть тайному греху юности. Праздность есть мать как всех пороков, так в особенности нецеломудрия. Вот почему, если хотите вы, христианские родители, иметь детей стыдливых, то старайтесь закалять их с самого раннего возраста, приучать их переносить и жар и холод, и нужду и скорби, упражняйте их в труде и работе и предохраняйте их от изнеженности, ибо изнеженное и отучневшее тело представляет из себя плодоносную почву для порока и нецеломудрия. Наконец, очень многие родители бессознательно или сознательно бывают соблазнителями своих собственных детей своим неосторожным, а иногда даже беззастенчивым поведением. Сюда принадлежат те, например, родители, которые на глазах своих детей совершенно свободно одеваются и раздеваются, матери, которые недостаточно скромно и аккуратно кормят грудью своих малюток, которые оставляют четырех- и пятилетних и более детей спать в одной с собою спальне, а иногда даже кладут на одну с собою постель. Далее родители, которые между собою или с другими в присутствии детей ведут нескромные двусмысленные разговоры, рассказывают соблазнительные происшествия, допускают нескромные, безнравственные шутки и остроты, в грубых выражениях говорят о половых отношениях, слишком свободно держат себя в своем взаимном обращении и т.п. Ко всем родителям, которые таким образом ведут себя на глазах детей своих, вдвойне, даже втройне приложимы страшные слова Спасителя: «Кто соблазнит единого из братии Моих меньших, верующих во имя Мое, тому лучше было бы, если бы жернов осельских повесили ему на шею и он потонул бы в пучине морской» (МФ.18). Бойтесь же, христианские родители, навлечь на себя этот страшный приговор, избегайте в ваших разговорах всего того. что может для ваших детей быть камнем соблазна. .Держите ваших детей до тех пор, пока это возможно, в неведении касательно половых отношений. Отвечайте на эти вопросы осторожно, уклончиво, не открывая им всей истины и не прибегая к обману и сказочным выдумкам. 3.. Наблюдайте за малыми детьми, чтобы они не имели никакого повода соблазняться на нарушения целомудрия. В этом случае должен быть бдительный глаз за спальнями малюток. Не дозволяйте детям различного пола спать в одной постели. 4..Насаждайте в сердцах детей своих любовь к стыдливости и целомудренной честности из религиозных оснований, а не из приличий только света. .Необходимо для этого постоянно указывать детям на глаз Бога, Который видит все сокровенное, проникает в самые глубокие тайники сердца, перед Которым ничто не может сокрыться, на каждое нечистое пожелание смотрит как на тяжкий грех. Из многих проповедей митрополита Владимира взяты только эти, хотя большой интерес представляют его проповеди, обращенные к христианским родителям «О воспитании послушания», «О воспитании самоограничения или самоотвержения» современным и родителям, и воспитателям, и педагогам. Печатается по изд.: О религиозном воспитании детей. - М., 199. - С. 26-59.
Вопросы и задания
1. Роль православия в образовании и воспитании человека в России. 2. К.Д.Ушинский о народном и религиозном воспитании. 3. Воспитательная роль исповеди и проповеди. Ваша оценка проповедей митрополита Киевского и Галицкого Владимира.
Литература к лекции
1. Антология социальной работы. — М., 199. — Т. I. 2. Андреев М.И. О православно-христианском нравственном воспитании детей дошкольного возраста. — М., 199. 3. Георгиевский В. Т. СТ. Рачинский. — СПб, 191. 4. Меньшиков В.М. Православная вера в пед. учении К.Д.Ушинского К.Д Ушинский и русская школа — М, 199. 5. Нефедов Г.Н Таинства и обряды православной церкви. —М., 199. 6. Христианское воспитание детей — М., 199. 7. Царевский А.А. Значение православия в жизни и исторической судьбе России. -Л., 199. 8. Тальберг Н. История русской церкви В 2 т — М, 1994
|