Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологические особенности детей с ЗПР (церебрально-органического генеза)






У детей с ЗПР отмечается значительное замедление темпа психического развития и его качественное своеобразие по сравнению с нормой. Исследования восприятия свидетельствуют о том, что у детей с ЗПР имеются отклонения в прочесах переработки сенсорной информации. Так, у этих детей скорость зрительного восприятия значительно ниже нормы, отмечаются более низкие показатели зрительного опознавания (П.Б.Шошин, Л.И.Переслени). Дети С ЗПР замечают значительно меньше зрительно воспринимаемых объектов, чем их нормально развивающие сверстники.

Недостаточность зрительного восприятия приводит к бедности и недифференцированности зрительных представлений, что ограничивает возможности наглядно-образного мышления (Т.В.Егорова, С.К.Сиволапов). Эти особенности зрительного восприятия не могут не оказать отрицательного влияния на овладение зрительными образами букв и цифр, что обусловливает большие трудности при обучении грамоте.

У детей с легкой дисфункцией мозга нарушения ориентировки «право-лево», у них часто выявляется невыраженная или перекрестная латеральность.

Многие исследователи отмечают, что в структуре дефекта познавательной деятельности детей с ЗПР большое место занимают нарушения памяти. Особенно ярко эти нарушения проявляются у младших школьников, когда ведущей является учебная деятельность. Известно, что необходимым условием успешной учебной деятельности является сформированность памяти.

Исследования Н. Г. Поддубной показали, что наглядный материал запоминается лучше вербального, а непроизвольное запоминание страдает в меньшей степени, чем произвольное.

У детей с ЗПР страдает как механическая, так и логическая память (Л. В. Подобед). Снижение уровня логической памяти обусловлено недостаточностью смысловой переработки получаемой информации. Отмечается и своеобразие кратковременной памяти: снижение объема и скорости памяти, медленное нарастание продуктивности запоминания, нарушение порядка воспроизведения рядов, излишняя тормозимость за счет побочных факторов.

По уровню развития мыслительной деятельности группа детей с ЗПР очень неоднородна. Незначительная часть этих детей по результатам выполнения мыслительных задач приближается к нормально развивающимся детям. Большая же часть детей с ЗПР характеризуется определенными особенностями интеллектуальной деятельности: сниженной познавательной активностью, отсутствием интереса и сосредоточенности при выполнении заданий, неумением контролировать свои действия(Г.Шаумаров, У.В.Ульенкова).

У детей с ЗПР обнаруживается недостаточная сформированность аналитико-синтетической деятельности как в области наглядно-образного, так и понятийного мышления. Дети затрудняются в решении наглядно-образных задач, не могут вычленить отдельные части сложного, многоэлементного комплекса. Еще большие затруднения наблюдаются при необходимости синтезировать определенные признаки объектов. У этих детей страдает абстрактное мышление, у них с трудом формируется обобщение, решение задач по аналогии, затруднено формирование отвлеченных закономерностей. Дети с большим трудом усваивают абстрактные, временные и пространственные понятия. Мышление детей с ЗПР является преимущественно конкретным, инфантильным и стереотипным.

Нарушения внимания являются характерным признаком ЗПР (В.И.Лубовский, Т.В.Егорова, Л.И.Переслени). К недостаткам внимания детей с ЗПР относятся его слабое развитие и неадекватность. Особенно часто нарушения внимания отмечаются у детей с ЗПР церебрально-органического генеза. Выделяют следующие особенности внимания:

1.нарушения концентрации внимания как следствие утомления ЦНС;

2.неадекватные колебания внимания, что является отражением незрелости нервной системы;

3.чрезвычайно ограниченный объем внимания. В каждый данный момент дети воспринимают ограниченное количество информации, могут воспринимать не ситуацию в целом, а лишь отдельные ее элементы. В связи с этим, осуществление деятельности замедляется;

4.«генерализованное и неселективное» внимание, что проявляется в неумении сосредоточиться на существенных признаках;

5.«прилипание» (персеверации) внимания, выражающееся в сниженной способности переключать внимание с одного вида деятельности на другой.

Описанные нарушения внимания у детей с ЗПР отрицательно влияют на протекание всех познавательных процессов, снижают эффективность овладения знаниями, умениями и навыками, в том числе и речевыми.

У детей с ЗПР часто обнаруживаются симптомы недоразвития моторики, неловкость, неуклюжесть движений. Выделяют следующие признаки недоразвития моторики у этих детей: неловкость движений; нарушение координации движений; гиперактивность; синкинезии; повышенный мышечный тонус.

Указанные особенности психического и моторного развития детей с ЗПР не могут не отразиться на формировании такой сложной функции, какой является речевая функция. Особенности речи детей с ЗПР изучали Н.Ю.Борякова, Е.В.Мальцева, Е.С.Слепович, РД.Тригер, С.Г.Шевченко. Авторы отмечают полиморфный характер речевых нарушений. В большинстве случаев речевые нарушения носят системный характер и входят в структуру дефекта.

 

3. Основные критерии разграничения умственной отсталости и задержки психического развития:

Умственная отсталость ЗПР
Причины
Большой % составляет генетически обусловленная патология(синдромальные формы олигофрении). Также среди причин выделяют инфекции, интоксикации, травмы при их воздействии в основном в первый триместр беременности. Лишь немногие случаи обусловлены генетически. Чаще всего возникает в результате воздействия экзогенных факторов преимущественно в период с 28 недели беременности до 1-ой недели жизни ребенка или на 1-ом году жизни.
Механизмы
Грубое органическое поражение мозга диффузного характера. Микроорганическое поражение ЦНС или ее функциональная незрелость.
Раннее развитие
Грубая задержка психомоторного и речевого развития. Незначительные задержки в развитии моторики, больше страдает мелкая моторика. Речевое развитие задерживается, но понимание речи более сохранно.
Речевое развитие
Грубое недоразвитие речи системного характера, выражены недостатки семантики, т.е. страдает смысловая сторона речи. Уровень развития речи может быть разным. Недоразвитие речи часто имеет системный характер. Смысловая сторона сохранна.
Мышление
Основной дефект – интеллектуальный, грубо нарушены мыслительные операции. Незрелость мыслительных операций, несформированность предпосылок для мыслительной деятельности (процессов восприятия, внимания, памяти).
Обучаемость
Низкая способность к усвоению знаний. Ребенок не может использовать помощь взрослого, затрудняется в переносе показанных способов решения задачи на аналогичные задания. Обучаемость снижена по сравнению с нормой, но ребенок активно принимает и использует помощь взрослого. Способен к переносу.
Адекватность
При обследовании плохо понимает и принимает инструкцию. Действия неадекватные. Понимает инструкцию, действует в соответствии с ней.
Критичность
Критичность снижена. Ребенок не может оценивать свои действия и их результат, не интересуется оценкой взрослого. Критичен, переживает ситуацию неуспеха, может отказаться от выполнения трудного для него задания.
Мотивация
Интерес снижен или отсутствует. Задания вызывают интерес, особенно если предлагаются в игровой форме. Ребенок заинтересован в сотрудничестве со взрослым.





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.