Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Смысл названия романа И. С.Тургенева «Отцы и дети». Эволюция образа Базарова






И.С. Тургенев – известный русский романист 19 века. В 1862 году выходит из печати роман «Отцы и дети». В книге отражен важнейший факт русской жизни 60-х гг. 19 века – борьба двух общественно-политических лагерей: либерально-консервативного и революционно-демократического. В демократической практике этого времени «детьми» называли сторонников новых, радикальных идей, а «отцами» людей консервативных, утративших верное понимание современности. В романе запечатлелись споры между либералами и демократами по вопросам философии, истории, культуры, экономики.Название произведения тесно связано с основным конфликтом романа – противопоставление «отцов» и «детей», которые по-разному понимали социальные и нравственные нормы поведения. Перед нами столкновение идеологическое, поскольку представители «отцов» и «детей» были выразителями различных идей и устремлений. Так, Белинский, которому посвящен роман, по возрасту относится к «отцам», а по характеру взглядов он родственен «детям». Напротив, А. Кирсанов по возрасту принадлежит к «детям», но по своим пристрастиям он тяготеет к «отцам» и в финале объединяется с ними.В романе осмысляется не столько конфликт людей разных возрастов, положений, сколько сторонников разных социальных групп и мировоззрений – социально-исторический конфликт. Но это столкновение осложняется и размежеванием в области семейных отношений – общечеловеческий конфликт.Семейная тема в романе придает социальному конфликту особую гуманистическую окрашенность. Ведь никакие социальные, политические, государственные формы человеческих отношений не поглощают нравственное содержание семейной жизни. Отношение сыновей к отцам не замыкается только на родственных чувствах, а распространяется далее на сыновнее отношение к прошлому и настоящему своего отечества, к тем исторических и нравственным ценностям, которые наследуют дети. Отцовство в широком смысле слова тоже предполагает любовь старшего поколения к идущим на смену молодым, терпимость и мудрость, разумный совет и снисхождение.Однако конфликт между представителями разных поколений имеет не только идеологический, но и культурный характер: в лице Базарова и Кирсановых сталкиваются две культуры, аристократическая и демократическая, причем первая имеет намного более богатое прошлое. Отличие двух культур проявляется и во внешнем описании героев. Сравнить хотя бы безупречный внешний вид Павла Петровича, его кофе и какао в положенный час, манерность, присущая светским людям, и Базарова, который небрежен в одежде, не слишком следит за собой, просто и естественно ведет себя за столом. Базаров отрицает предшествующую культуру, полагая, что поэзию и музыку создали «от нечего делать» «проклятые аристократишки». Поэтому Тургенев отдает Базарову должное в знаниях, логике его ума, трудолюбию и упорству. Он – сторонник грубого материализма, который прямо выводил дух из материи: «строения одинаковы и люди одинаковы». Подобная философия отрицала наличие идеального начала в жизни, с чем не мог не согласиться ни сам Тургенев, ни «старички» Кирсановы. Базаров – атеист, который отрицает Бога и религию, и это крайнее проявление нигилизма ни автор, ни большинство читателей так же не могут поддержать.Конфликт двух поколений видно также на примере взаимоотношений Базарова с родителями. На примере семьи Базаровых Тургенев показал конфликт поколений на смене эпох, конфликт между добрыми и честными родителями и сыновьями-отрицателями, которые идут по своей дороге не потому, что у них есть личное негодование против родителей, а потому, что они более чутки к требованиям жизни. Базаров не хочет жить, как его родители, а они не могут понять его смутную душу. Отсюда и трагедия между «отцами и детьми». Базаров любит своих родителей и страдает оттого, что между ними нет взаимопонимания. Этот конфликт, который можно и нужно сгладить, но нельзя снять.Таким образом, роман «Отцы и дети», по мнению критика Н.Страхова, потому что проблемы, затронутые в нем, актуальны и в наше время.


19 вопрос. «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского как социально-философский роман. Образ Раскольникова. Ф.М.Достоевский – один из величайших писателей России, философ, психолог, религиозный мыслитель поставивший в своем творчестве важнейшие проблемы человеческого бытия. «Преступление и наказание» - первый социально-философский роман Достоевского, в котором поставлены вопросы о ценности и значимости человеческой личности в обществе, о нравственном перевоспитании человека путем смирения и сострадания. В романе писатель продолжил тему униженных и оскорбленных, соотнеся ее с темой бунта человека, не желающего быть «тварью дрожащей». В центре романа - история преступления бывшего студента Родиона Раскольникова, убившего старуху -процентщицу. Раскольников задавлен нищетой, ютится на пятом этаже большого дома, в тесной, похожей на «гроб», коморке. Здесь он погружен в свои мрачные мысли и думает не только о себе. В провинции живет его мать, со скромной пенсией, от плетения кружев слепнет сестра Дуня. Она жертвует собой и готова идти замуж за нелюбимого, но богатого Лужина, чтобы помочь брату. Раскольников наблюдает нищенскую трагическую жизнь семьи Мармеладовых. В тесных подвалах и квартирах Петербурга мучаются задавленные болезнями, нищетой «бедные люди». Страшная картина социального неравенства заставляет героя искать причины трагедий и несчастий людей. В раскрытии издевательств над людьми большое значение имеет символический сон Раскольникова(из 5 главы), где изображено зверское избиение пьяными мужиками лошади. В этом сне герой вбирает в себя страдания людей и проявляет гуманное к ним сострадание. Но собственная бедность, желание помочь своим ближним – не главные мотивы его преступления.Наиболее важным и значимым в романе является «головной» мотив преступления – разработанная Раскольниковым философская теория, оправдывающая право на преступление. Важно то, что герой романа – убийца-мыслитель, идеолог, который проверяет свою теорию (идею) на практике. Основой для возникновения теории была прежде всего сама буржуазная действительность, где сталкиваются своеволие и бесправие, богатство и бедность. Немаловажную роль в обосновании теории играют и качества героя: тщеславие, гордость, сознание своего превосходства, высокомерие. Истоком теории Раскольникова, по мнению Достоевского, был русский нигилизм, который толкал своих сторонников на преступление. Критик Н.Страхов писал: «Автор взял нигилизм в самом крайнем его развитии». Свою теорию Раскольников излагает в своей статье и развивает в беседах с Порфирием Петровичем. Суть теории: Раскольников делит всех людей на 2 категории: 1. Люди, смело нарушающие моральные нормы и порядок, принятый большинством. Это Наполеоны, «необыкновенные» люди, разрушители миропорядка, совершающие насилие и преступления; 2. Люди, безропотно принимающие любой порядок, «твари дрожащие», «обыкновенные», которые «живут в послушании» и обязаны «быть послушными». Эту теорию Раскольников пытается применить к себе: «Мне надо было узнать тогда, - говорит он Соне, - вошь ли я, как все, или человек? … Твари ли я дрожащая или право имею?». Герой пытается утвердить себя с помощью преступления. Убийство старухи – продуманный шаг, Раскольников рассматривает преступление как эксперимент, как моральное испытание. Там преступления сразу же началось и наказаниемуки проснувшейся совести. Нравственные терзания Раскольникова возрастают, приобретают острый психологический драматизм, смех преследует героя (нагло во сне смеется старуха, смеются в соседних комнатах, насмешка Порфирия). Для Раскольникова было страшным то, что преступление не оправдало, а опровергло веру в себя как сильную личность. Он не Наполеон. Великие не знают жалости, сострадания, чувства вины и совести. Раскольников же не убил в себе окончательно человечность, доказывают это муки совести. Автор выводит героя на путь покаяния: он решается на явку с повинной и принимает постепенно христианские идеи гуманизма к человеку (под воздействием Сони). Таким образом, писатель в романе показывает как происходит нравственное возвышение (возрождение) героя и развенчивает идею о праве сильного на преступление, идею «сверхчеловека».

20. «Война и мир» Л.Н. Толстого как роман-эпопея.
Л.Н. Толстой – яркий представитель русской и мировой литературы. «Война и мир» – одно из вершинных достижений писателя, вобравшее в себя опыт европейского и русского классического романа. Полнее всего этот опыт отразился в жанре произведения, который чаще всего квалифицируют как роман-эпопею. В современном литературоведении нет однозначного понимания этого жанра: 1. Ряд исследователей разграничивают роман и эпопею, утверждая, что эпопея не особый вид романа, а особый жанр, который ведёт свою родословную от древних форм эпоса (А.И. Белецкий, Р.Н. Самарин, В.А. Камянов). Они считают, что в 19 веке в литературе сложились две различные эпические ветви – романическая и эпопейная; к первой относятся повесть и роман, ко второй – повесть-эпопея, роман-эпопея. Роман ориентируется на изображение личности, эпопея – на изображение народа. 2. Другая точка зрения заключается в том, что роман-эпопея – особый вид романа (А.А. Сабуров, С.Г. Бочаров, Л.Д. Опульская, А.В. Чичерин). Произведения «Война и мир», «Жизнь Клима Самгина», «Тихий Дон» – романы нового, эпопейного типа, где «исторические события переплетаются с судьбой частного человека».Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» – роман-эпопея, в котором воплотилась характерная для всего толстовского общества мысль – утверждение общения, единения, взаимопонимания, согласия людей. Писатель отдаёт предпочтение миру народному. Народ играет главную роль в национально-исторических событиях. Символом общенационального единства, носителем духа народной войны выступает в романе М.И. Кутузов. К чертам эпопеи в «Войне и мире» относятся: 1. В центре внимания – историческое событие – Отечественная война 1812 года; введение в произведение исторических деятелей – Александра I, Наполеона I, Кутузова, Сперанского, Аракчеева.2. «Мысль народная» – основная в «Войне и мире»; народ – главная сила истории, носитель нравственности, хранитель духовных ценностей, связующее звено между путём личности и развитием истории, общей жизни.3. Передача воинского эпоса, событий войны, «философии войны», которые обогащаются сценами мирной жизни. Война для писателя – это неестественное состояние человека. 4. Признание роли личности в истории, которая способна определять ход истории, когда её воля совпадает с волей народа (антитеза Наполеон – Кутузов).5. Изображение народа и народной жизни, в книге более 100 массовых сцен.6. Широкий социальный охват русской жизни.7. В «Войне и мире» отражены 15 лет истории России, с 1805 по 120 годы.
К признакам романа относятся:
1. Широта проблематики и тематики романа.2. Изображение частных судеб и личных переживаний героев, их эволюция.3. В центре произведения – история жизни семей Болконских, Ростовых, Безуховых, Курагиных. По мнению писателя, семья накладывает решающий отпечаток на человеческую личность, его характер, нравственные качества.4. Многогранность изображения героев, их нравственных поисков (А. Болконского, П. Безухова и др.).5. В романе 589 персонажей, многие из которых имею свою сюжетную линию.6. Взаимосвязь героев со средой и бытом, со временем.7. Динамичное развитие сюжета.8. История любви героев (Болконский и Ростова, Николай и Марья Болконская, Пьер и Элен, Берг и Вера, Пьер и Наташа).9. Углубленный психологизм романа, «диалектика души» – изображение внутреннего мира героя в его динамике.10. Эпическая форма, сказавшаяся в сложности композиции (принцип антитезы: Кутузов – Наполеон, Ростов – Курагин, Наташа – Элен), спокойном ритме, величавости языка.Таким образом, «Война и мир» Л.Н. Толстого – образец романа-эпопеи в мировой литературе.

 


21.Нравственный путь исканий главных героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир»
Л. Н. Толстой - великий русский и мировой писатель. Центральное произведение Л.Н. Толстого – роман-эпопея, в котором отразилась важнейшая особенность творчества писателя – «диалектика души». Многие страницы «Войны и мира» посвящены раскрытию внутреннего мира героев, их нравственным и идейным исканиям. Сюжетно это реализуется в истории жизни Андрея Балконского и Пьера Безухова. Оба они - типичные толстовские герои, «ищущие герои». Ищут они не социальную теорию, а нравственную истину, ответ на вопрос, каким надо быть и как надо жить. Впервые мы встречаемся с ними в салоне А. П. Шерер.Среди пустых светских людей князю Андрею тяжело, недаром гримаса портит его красивое лицо. Свободнее князь себя чувствует в армии. Его представление о долге тесно слито с представлением о величии России. Нов нем есть наполеоновское, эгоистичное начало: он мечтает о своем «тулоне», о личной славе и завидует головокружительной карьере Наполеона. Переломный момент – Аустерлицкое сражение, где Болконский совершает подвиг, ведет вперед отступающих солдат, но, раненый в голову, падает со знаменем на Праценской высоте. Здесь приходится ему пережить и трагедию Аустрелица, и острый духовный кризис, когда померк в его глазах прежний кумир, рассеялась вера в могущество отдельного героя и мечты о славе. После ранения и плена князь Андрей возвращается домой. Он проходит через новое испытание – смерть жены и рождение сына. Герой отказывается от какой-либо общественной деятельности, стремится жить лишь для себя и своих близких. Встреча в Богучарове с Пьером и напряженный разговор друзей на пароме становится импульсом для возрождения жизни, любви и веры. Итогом душевных перемен становятся преобразования в деревне, улучшение положения крестьян. Встреча в Отрадном с Наташей, ощущение её душевности в лунную ночь укрепляет веру Андрея в себя, любовь к жизни. По-новому встречает его раскидистый дуб на обратном пути из Отрадного: оба они кажутся теперь преображенными. Обновленный Болконский возвращается к общественной деятельности, участвует в комиссии Сперанского по составлению законов. Сближение с Наташей вернуло его к живой жизни, пробудило мечты о счастье и семье. Новое ощущение кризиса углубляется известием об увлечении Наташи Курагиным и разрывом с героиней. Отечественная война 1812 года – особый этап в жизни героя. Он снова в армии, участвует в сражениях, становится свидетелем всенародных бедствий, сближается с солдатами, которые любовно его называют «наш князь». Андрей Болконский вместе с простыми людьми переживает высокий патриотический подъем при Бородино. Под Бородино Андрей был тяжело ранен. Он еще переживает забытое чувство любви к Наташе, но часы его будут сочтены. История князя Андрея будет продолжена в жизни его сына – маленького Николеньки.По-иному в романе Толстого складывается жизненный путь Пьера Безухова. Духовное развитие Пьера в годы перед войной 1812 года осложнено поисками истины и смысла жизни. Пьер – незаконнорожденный сын видного екатерининского вельможи, после смерти старого графа он сделался наследником огромного состояния. Вначале Пьер отдается бесшабашной жизни светского бездельника и кутилы, женится на холодной красавице Элен. Постепенно Пьер начинает понимать ложь и лицемерие жены и разрывает с ней.Поиски нравственного усовершенствования приводят Пьера к масонам, в этот период он ищет причины зла и направляет свои силы на освобождение крестьян, строительство больниц, школ.Важным этапом в духовных исканиях Пьера становится Бородинское поле, где его пронзает «мысль народная». Общение с Платоном Каратаевым приводит Пьера к внутренне гармонии: он «узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей». Герой начинает понимать народ, затем критически анализировать окружающую жизнь. В эпилоге роман Пьер достиг полноты личного счастья в браке с Наташей Ростовой, в семейных заботах и радостях. Таким образом, нравственный и идейный путь исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова - путь лучших представителей дворянской интеллигенции первой половины XIX века.


22 вопрос: Новаторство А.П.Чехова-драматурга в комедии «Вишнёвый сад»

Антон Павлович Чехов – великий русский писатель и драматург конца 19 – начала 20 века. В драматическом наследии Чехова особое место занимает трагикомедия «Вишневый Сад». В Вишневом саде представлены герои, живущие в одном доме, в близких взаимоотношениях друг с другом. Систему образов комедии можно представить условно как дворян (Раневская, Гаев и т.д.) и новых людей (Лопахина, Трофимов и т.д.), людей прошлого, настоящего и будущего, но они не противопоставляются, а сопоставляются друг с другом, имея каждый свои индивидуальные особенности. Основное событие - продажа имения и вишневого сада происходит за сценой, а в комедии мы видим только обсуждение, реакцию персонажей на предстоящее событие и после него. В своем произведении Чехов выступает новатором:

1) Главное в пьесе Чехова не борьба героев с внешними обстоятельствами жизни, а их душевные переживания. психологический подтекст, названный критикой подводным течением пьесы.

2) Тематика пьесы- судьба России на рубеже веков. Прошлое, настоящее и будущее в комедии показано на примере нескольких поколений и тесно связано с судьбой вишневого сада имения Раневской, обреченного на гибель, а также и с судьбой России. Петя Трофимов говорит: «Вся Россия наш сад». В своей пьесе Чехов задает вопросы: Какова дальнейшая судьба России на рубеже веков? Что будет с вишневым садом? Его вырубают по указанию нового хозяина, убежденного в его ненужности.

3) Символика. Символом является не только образ вишневого сада, символичны также и звук лопнувшей струны, замирающий, печальный, и стук топора, возвещающий о гибели сада. Но эти символы не мистические, они имеют реальное, земное объяснение.

4) жанр пьесы лирическая комедия (трагикомедия). Герои комичны в своих речах, обращенных друг с другу, но словно повисающих в пустоте, комичны в пародийности своего сходства, которого они не замечают. Пьеса сочетает в себе драматическое и комическое, не ограничиваясь каким-либо однозначным определением.
Т. о., в пьесе «Вишневый сад» А. П. Чехов выступает новатором русской драматургии.


23.Поэтические течения конца ХIХ - нач. ХХ века (символизм, акмеизм, футуризм).
Литературный процесс начала ХХ века отмечен взаимодействием главных направлений – реализма и модернизма. Их выразители, как правило, не принимали друг друга, вступали в резкую полемику между собой. литературные течения модерна, противостоящего реализму, долгие годы называли упадочническими, декадентскими. Термины «декаданс» и «модернизм» неоднозначны, антонимичны. Декаданс (фр. Decadence – упадок) – тип сознания, отношения к миру в кризисную эпоху, чувство уныния, тревоги, страха перед жизнь. Декадентство это определённый взгляд на мир и отношение к человеку. В декадентских по настроению произведениях часто эстетизируется угасание и гибель. Декадентские настроения присущи Гиппиус, и К. Бальмонту, и В. Брюсову, и А. Блоку, и А. Белому. Модернизм (от фр. «новейший», «современный») -создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества. Эстетические принципы модернизма реализуется в модернистских течениях: символизме, акмеизме и футуризме. Поэзия начала ХХ века переживает небывалый взлёт. Недаром этот период назван «серебряным веком» (1890–1917).Условно началом «серебряного века» принято считать 1892 год, когда идеолог и старейший участник движения символистов Дмитрий Мережковский прочитал доклад «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». Символизм сложился в западноевропейской культуре в 60–70-е годы XIX века. Возникнув сначала в литературе, он позже получил интенсивное развитие в других видах искусства.В России символизм определился в 90-е годы XIX века. Основные принципы символизма: 1. двоемирие; 2.наличие символа; Символ (греч. Symbol – условный знак) – поэтический образ, выражающий суть какого-либо явления; в поэзии символизма передаёт индивидуальные, часто сиюминутные представления поэта.3.подчёркивание роли интуиции, угадывающей «отблески» иного мира; 4.преобладание звука над смыслом; 5.поэтика иносказаний, намёков, недомолвок; 6.отрицание реализма; 7. элементарность, ориентация на читателя – соавтора, творца. В русском символизме существовало два потока. В 1890-е годы заявили о себе так называемые «старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережковский, З. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб. Их идеологом был Д. Мережковский, учителем – В. Брюсов. В 1900-е годы на литературную арену вышли «младосимволисты»: А. Белый (Б. Бугаев), А. Блок, С. Соловьёв, В. Иванов. Теоретиком этой группы стал Андрей Белый.К символистам были близки И. Анненский, М. Волошин. Символисты работали в издательстве «Скорпион», альманахе «Северные цветы», журналах «Весы» и «Золотое руно». 1910 год – кризис символизма, появление новых течений. Акмеизм как литературное течение выделился из символизма, Возникновение течения относится к началу 1910-х годов. Акмеизм (от греч. Acme – высшая степень чего-либо) – модернистское течение, сформировавшееся как реакция на крайности символизма. Представители: Н. Гумилёв, А. Ахматова, О. Мандельштам, С. Городецкий. Позже к ним присоединились Г. Адамович, Г. Иванов, И. Одоевцева, Н. Оцут. Философской основой акмеизма были прагматизм (философия действия). Основные принципы акмеизма: 1. отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности; 2. предметность и чёткость образов, отточенность деталей; 3.передача психологических состояний человека при внимании к телесному началу; 4. перекличка с минувшими литературными эпохами, «тоска по мировой культуре» (О. Мандельштам). футуризм. Он впервые заявил о себе в Париже. футуризм возникает и оформляется как течение в России. Футуристы: Пастернак, Хлебников, Маяковский. Основные принципы футуризма: 1. обращённость к будущему; 2. отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремлённое в будущее; 3. интерес к жизни современного города, урбанизм; 4. внимание к ещё не освоенной реальности, отображение безобразного, антиэстетизм; 5.ориентация на живопись и графику; 6. смешение различных жанров литературы и других искусств, соединение текста с документальным материалом во имя «изобретения» новых форм; 7. бунт против привычных норм стихотворной речи,; 8. эксперименты по созданию «заумного» языка.

24 вопрос: Горький «На дне»

Максим Горький – великий русский писатель и драматург конца 19 – первой половины 20 века, родоначальник социалистического реализма. Вершина его драматургии – пьеса «На дне», которая и по сей день не сходит с мировых театральных подмостков.
«Дно» в названии пьесы понимается многозначно:

1) «Дно» понимается как социальный низ;

2) «Дно» понимается как дно души, сокровенное.

В драматическом произведении поднимаются острые социальные, нравственные, психологические, философские проблемы. Центральная проблема – проблема правды. В произведении представлены три правды:

Первая правда — правда Бубнова, ее можно назвать правдой факта. Бубнов убежден, что человек рождается для смерти и незачем жалеть его: «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты… Чего жалеть… Ты везде лишняя… да и все люди на земле — лишние». Как видим, Бубнов полностью отрицает и себя, и других, его отчаяние порождено безверием. Для него правда — жестокий, убийственный гнет бесчеловечных обстоятельств.

Правда Луки — правда сострадания и веры в Бога. Приглядевшись к босякам, он для каждого находит слова утешения. Он чуток, добр к тем, кто нуждается в помощи, он вселяет в каждого надежду: рассказывает Актеру о лечебнице для алкоголиков, советует Пеплу уйти в Сибирь, Анне говорит о счастье в загробном мире. То, что говорит Лука, нельзя назвать просто ложью. Скорее он внушает веру в то, что из любой безвыходной ситуации выход есть. Лука несет людям спасительную веру.

Третья правда — правда Сатина. Он верит в человека, как в Бога. Он считает, что человек может верить в самого себя и надеяться на свои силы. Он не видит смысла в жалости и сострадании. «Какая польза тебе, если я тебя пожалею?» — спрашивает он Клеща… А затем произносит свой знаменитый монолог о человеке: «Человек! Это — великолепно! Это звучит — гордо!».

Три правды в пьесе трагически сталкиваются, что и обусловливает именно такой финал пьесы. Проблема в том, что в каждой из правд есть часть лжи и что само понятие правды многомерно.

Язык Горького лаконичен и ярок, многие реплики героев стали афоризмами: «Талант — это вера в себя», «Человек – это звучит гордо», «В карете прошлого никуда не уедешь», «Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!», «Где тепло, там и родина».

Таким образом, творчество Горького – яркая страница в истории русской и мировой литературы 20 века.


25 вопрос. Новаторство поэзии В.Маяковского.
В. Маяковский вошёл в истории русской литературы ХХ века как поэт-новатор:

1. Если рассматривать содержание, то Маяковский освоил новые темы революции, гражданской войны, социалистического строительства, причём в таком аспекте, Который был характерен только для него. Это выразилось в соединении лирического и сатирического взгляда на действительность. 2. Особенно ярко новаторство Маяковского проявилось в форме. Поэт создавал новые слова, смело вводил их в свои стихи. Неологизмы усиливали экспрессивность поэзии: «змея двухметроворостая», «планов громадьё», «краснокожая паспортина» и т.д., поэтому их называют экспрессивно-оценочными авторскими неологизмами. Маяковский использовал приёмы ораторской и разговорной речи: «Послушайте! Если звёзды зажигаются, значит это кому-то нужно?», «Читайте, завидуйте – я гражданин Советского Союза!» 3. в основе творческого метода поэта лежит принцип контраста, порождающий своеобразное двоемирие, двуполюсность тв-ва поэта: А) духовность – сердце, мысль, чувства лир.героя, он – «чудотворец всего, что празднично», у него «бабочка поэтического сердца», ум, душа, тело, свободное от пут времени и пространства. Б) материальность – мир «жирных и сытых», «мясо», «рубль», жадность и глупость мирская…: 4. для лирического героя Маяковского характерны: одиночество, сила и бессилие, пафос и трагизм, мечты о грядущем, о новом времени и новом человеке. 5. Особое значение в поэзии Маяковского имеют ритм и интонация, которые легли в основу системы его стиха. Сам поэт в статье «Как делать стихи» объяснил особенности своей системы. Для него важными в стихе являются ритм, интонация, паузы. Стих Маяковского так и называется – интонационно-тонический. Поэт ставил самое важное в смысловом отношении слово в конец строки и обязательно подбирал к нему рифму. Чтобы дать возможность читателю почувствовать собственную интонацию, Маяковский графически стал разделять строки паузами. Так и образовалась известная «лесенка»: Земной шар Чуть не весь обошёл

6. Новаторство Маяковского связано не только с системой стиха. Особое значение имеет характер образности поэзии Маяковского.

Существенной особенностью является резкая социальная окрашенность. Чаще всего социальная заострённость поэтического образа проявляется в отдельной тропе – метафоре, олицетворении, сравнении.

При образно социальном восприятии пейзажа явления природы наделяются приметами общественных отношений. Очень распространённым приёмом в поэтике Маяковского является гипербола. Острый взгляд на действительностьи приводил Маяковского к гиперболизму. Через ряд произведений проходит образ пролетариата-громады, планов громадьё и т.д.

Метафора Маяковского всегда приметна. Поэт обращается к явлениям, окружающим человека в повседневной жизни, широко вводит ассоциации с предметами быта: «Море, блестящей. Чем ручка дверная».


26 вопрос: Тема любви в лирике А. Ахматовой и М. Цветаевой
А.А. Ахматова и М.И. Цветаева – символические и знаковые фигуры русской литературы ХХ века. Тема любви в лирике поэтесс Серебряного века – одна из центральных, характерна она для всех периодов творчества А. Ахматовой и М. Цветаевой. Их любовная лирика обращена к внутренней, духовной, потаенной жизни лирической героини. Тема любви в лирике А. Ахматовой получила свое художественное воплощение в стихотворениях «Смятение», «Тебе я милой не была», «Проводила друга до передней», «Сжала руки под темной вуалью» и др. Ее Любовные стихотворения первых книг были лиричны, внутренне драматичны, сюжетны, предельно откровенны. Любовь у Ахматовой почти никогда не предстает в спокойном пребывании. Это обязательно кризис: взлет или падение, первая встреча или разрыв. Примером служит стихотворение «Сжала руки под темной вуалью …»: Сжала руки под темной вуалью…«Отчего ты сегодня бледна?»- Оттого, что я жаркой печалью Напоила его допьяна. ***** Задыхаясь, я крикнула: «Шутка Все, что было. Уйдешь, я умру». Улыбнулся спокойно и жутко И сказал мне: «Не стой на ветру». Многие стихотворения посвящены Н.Гумилеву: «Я не любви твоей прошу», «Она светла в часы томленья …»; Б. Анрепу: «Чернеет дорога приморского сада…». Все тебе: и молитва дневная, И бессонницы млеющий жар, И стихов моих белая стая, И очей моих синий пожар.
В стихотворениях 20-30-ых годов заметно меняется решение любовной темы. Любовная тема приобретает у Ахматовой боли широкий, духовный характер, появляются библейские мотивы: «Я к тебе никогда не вернусь», «Было солнце таким, как вошедший в столицу мятежных…» и др. Любовная стихотворения 30-50-ых гг. более психологичны, характерна философичность. А. Ахматова показывает уникальные отношения 2-ух личностей, которым не дано соединиться.Центральное место в поэзии М. Цветаевой также занимают стихи о любви: «Без любви я вообще не живу…» - писала она. Тема любви выражена в таких стихотворениях как «Я с вызовом ношу его кольцо…», «Генералам 12-го года», «Ты меня любивший фальшью…» (посвящены С. Эфрону); «Мне нравится, что Вы больны не мной» (адресовано Маврикию Минцу) и т.д.М. Цветаева и её лирическая героиня дорожит такими свойствами интимных отношений, как нежность («Откуда такая нежность?...», душевност ь («Мне нравится, что Вы больны не мной…», преданность («Милый друг, ушедший дальше, чем за море!...»), супружеская верностьПисала я на аспидной доске…»), равенство любящих и взаимное уважение, готовность бороться за свою любовь. Последний из этих мотивов развит в стихотворении «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес…», в котором Цветаева использует библейские и космические образы, фольклорные мотивы. В стихотворении лирическая героиня показана эмоциональной, непреклонной, величественной. Она готова сражаться за своего любимого со всеми землями и морями: Я тебя отвоюю у всех времен, у всех ночей, У всех золотых знамен, у всех мечей, … **** Я тебя отвоюю у всех других, - у той, одной, Ты не будешь ничей жених, я – ничьей женой.
В этом стихотворении присутствует максимализм, безудержность, страсть, которые станут характерными для последующей лирики М. Цветаевой.
Таким образом, тема любви в лирике А. Ахматовой и М. Цветаевой занимает особое место.


27 вопрос. Тема Родины в лирике А.Блока и С.Есенина.
Тема Родины обретает в творчестве А. Блока особое звучание. Ведь он творил в ту эпоху, когда решались судьбы России (русско-японская война, революция 1905 года, Первая мировая война, Февральская и Октябрьская революции, Гражданская война). Будучи большим патриотом, поэт не мог не думать о своей стране, не мог не запечатлеть её меняющийся облик и свои раздумья о ней. В ранней поэзии тема России ещё не становится отчётливой и масштабной, хотя автор не раз обращался к русским пейзажам, фольклорным образам и творениям родной культуры. Начиная с 1905 тема Родины становится самостоятельным мотивом. Свидетельство тому – стихотворение «Осенняя воля», «Выхожу один я на дорогу». В 1906 году Блок пишет стихотворение «Русь». Поэт изображает здесь сказочную, заповедную страну с её колдунами, демонами. Он вводит в своё стихотворение народное творчество и крестьянские поверья. Отчизна предстаёт в этих стихотворениях «дремучей», «колдовской», «почиющей в тайне». в 1908 году, эти мотивы получают развитие и находят воплощение в стихотворении «Россия». Это стихотворение вошло в блоковский цикл «Родина». Патриотическая тема звучала здесь широко и раздольно. Стихотворение «В густой траве пропадёшь с головой…» развивает фольклорные образы предшествующих произведений и настраивает читателя на восприятие «песен далёких сёл» и звуков ямщицкого колокольчика. Образ любимой становится сращённым с обликом Родины, а сам герой преисполнен жажды подвига. Любовь к родине у Блока – переживание глубоко интимное. Поэтому, обращаясь к своей стране, поэт говорит о сердечной душевной боли при виде «низких нищих деревень» и, в нарушение принятого обычая связывать образ родной земли с матерью, – сливает его с обликом жены. Тема борьбы за будущую Россию остро зазвучала в стихах «На поле Куликовом» (1908). Куликовская битва представлялась ему символическим событием русской истории, которому «суждено возвращение». Лирический герой этого цикла – безымянный древнерусский воин Дмитрия Донского. Он патриот родной страны, борец за её свободу, готовый сложить голову «за святое дело». Стихи цикла «Родина», отражающие события начавшейся мировой войны, также исполнены высокого смысла. В них слышится предвестие грядущей трагической участи России («Петроградское небо мутилось дождём…»). Поэт ясно видит нищету и бедность деревень, охваченных пожаром мятежей и войн, «заплаканную» красу родной земли. Есенин был вдохновенным певцом Родины. Поэтизация родной природы средней полосы России, постоянная в поэзии Есенина, была выражением чувства любви к родной земле («Сыплет черёмуху снегом…», «Край любимый! Сердцу снятся…»). Очень часто Есенин обращается к Руси. Первое время он прославляет патриархальные начала в жизни родной деревни: рисует «хаты – в ризах образа», уподобляет Родину «чёрной монашке», которая «читает псалмы по сынам», идеализирует радостных и счастливых «добрых молодцев». Таковы стихотворения «Гой ты, Русь моя родная…», «Край ты мой заброшенный…», «Голубень», «Русь». Порой у поэта слышится «тёплая грусть» и «холодная скорбь», когда он встречает крестьянскую нищету, видит заброшенность родного края. В бурные революционные годы поэт говорит уже не о «покойном уголке» и «кроткой родине», а о «воспрянувшей Руси», грозной стране. Она видится теперь Есенину огромной птицей, приготовившейся к дальнейшему полёту («О Русь, взмахни крылами…»). Побывав за границей, Есенин ощутил «красоту «отчего края». В стихотворении «Русь уходящая» (1924) Есенин уже определённо говорит о том старом, что умирает и с неизбежностью остаётся в прошлом. Идея неотделимости своей судьбы от судьбы страны выражена поэтом в стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая…» и «Несказанное, синее, нежное…» (1925).


28вопрос: Поэма А. Блока «Двенадцать», ее идейно-образное содержание Поэма «Двенадцать» (1918)- самое значительное произведение в творчестве А. Блока послеоктябрьского периода. Автор ощущал ее масштабность и новаторство, и закончив свое творение, записал: «Сегодня я – гений». В поэме нашли отражение главные для творчества Блока темы: Народ и революция, Революция и интеллигенция, Судьба России.
Старый мир в поэме представлен в образах буржуя, который «в воротник упрятал нос», «длиннополого попа», барыни в каракуле, реакционного интеллигента-писателя. Поэт зло смеется над этими героями, язвительно их характеризует. Весь этот уходящий в прошлое мир Блок употребляет безродному псу, «поджавшему хвост»: И старый мир, как пес голодный, Стоит безмолвный, как вопрос.И старый мир, как пес безродный, Стоит за ним, поджавши хвост. Или:
Старый мир, как пес паршивый Провались - поколочу!
Блок в поэме показывает послереволюционный хаос и анархию. Сама революция показана в обобщенно – символическом образе вселенского ветра, метели, белое снега, врывающихся в жизни обывателя: Черный вечер.Белый снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Раньше эти стихи отождествлялись с очистительный революционной бурей»; сейчас мы связываем с ними анархию, разыгравшуюся в дни революции, которая подняла на поверхность жизни людей «дна (уголовников, голытьбу, люмпен – пролетариев): В зубах – цигарка, примят картуз, На стену б надо бубновый туз. На фоне природных стихий появляются двенадцать красноармейцев, которые патрулируют город. В начале поэмы они показали как обыкновенные анархисты, разрушители. Их продвижение по улице должно стать символом их эволюции. Их ничего не стоит пальнуть «в святую Русь», у них есть «святая золота», но нет организованности. Происходит убийство, Катьки необдуманное, бессмысленное. Это потрясение заставляет красноармейцев осознать свое предназначение, исчезают игривые реплики, посторонние разговоры, строки приобретают строгость: Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг! Дальше двенадцать героев идет уже «державным» шагом, они осознают свою ответственность за судьбу страны. В финале поэмы появляется образ Христа: В белом венчике из роз – Впереди – Исус Христос.
Существуют различные трактовки образа Христа: В нем видели символ святости революционного дела; Выразителя идеи добра, справедливости; Олицетворение идеи возмездия; Символ будущего; Выражение подвига революционера, сверхчеловека.В соврем работах: Христос – это антихрист. Символ всеобщего обновления христианства, искупление греков.
Христос появляется из метельной мглы, в снежной метели он пропадает, вьюга скрывает его от двенадцати. Он не слит с реальными персонажами, словно следит за ним. Он, как автор, вслушивается в «музыку революции».
Художественные особенности:

1. Фольклорная основа (использование частуничнего ритма, пословиц, городокого романса);

2. Многоголосие (разнообразие художественный-речевых стилей, использование разный лексики – возвышенной, просторегной, вульгарной).

3. В основе построения – контраст (черный вечер – белый снег)

4. Обилие художественных тропов – эпитетов («ветер жесткий) метафор («вьюга заливается смехом») сравнений («старый мир, как пес безродный»)

Драматизм поэмы

Таким образом, поэма А. Блока «Двенадцать» представляет собой попытку лирического осмысления революции.


29 вопрос. Проблематика романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита».Роман «Мастер и Маргарита» - вершина творчества Булгакова. В 1932 году он возобновляет работу над романом, и одним из толчков к тому была встреча с Еленой Сергеевной Шиловской, прототипом Маргариты.Булгаков обращается к мировому сюжету договора человека с Дьяволом. Тема оказалась актуальной и для русской культуры. Булгаков соединяет два архетипических мотива – договора человека с дьяволом и суетности реального мира. Мастер получает от дьявола покой «на том свете», в нижнем, тёмном мире. Писатель размышляет о возможности создания нормальной человеческой жизни, о восстановлении мира в окружающей действительности и душах людей и приходит к выводу о недостижи-мости гармонии. можно говорить о том, что настоящая жизнь начинается для них только после смерти. Роман «Мастер и Маргарита», раскрывающий сложный, многоуровневый конфликт временного и вечного, рационального и мистического, божественного и дьявольского в человеческой природе, сюжетно состоит из двух частей, связанных двумя главными героями – Мастером и Маргаритой. параллельно развиваются три сквозные сюжетно-композиционные линии, реализующие авторскую идею «троемирия»: 1.историче-ский, 2.реальный, 3.фантастическй. 1: прошлое предстаёт здесь исключительно-реалисти-ческими картинами. Рассказывает о том, что произошло 1900 лет назад. Основные герои: Иешуа Га-ноцри, Понтий Пилат. Ведущая проблема: взаимодействие личности и власти. В крытую колоннаду у дворца входит пилат в белом плаще с кровавым подбоем. лицо пилата стройно, глаза тревожны. Пилат направляет все свои действия против Иешуа, торжествует идея могущества государства. В романе Булгакова вместе с Иешуа входит и тема Христа. Обоим антогонистам Пилату и Иешуа даровано бессмертие, столкновение двух этих героев позволило автору поставить вопросы о добре и зле, мужестве, трусости, главная проблема- деспотической власти и личности. 2. реальный план повествования изображает жизнь моск-вы после революции десятилетий (20-30 гг. 20в.) Главными героями явл.Мастер, Маргарита и литераторы. Ведущая проблема – взаимоотношения творца художника и личности общества. Слово Мастер обретает символичное значение вечного искусства, творца- художника и исторического образа. Мастеру свойственны жажда познания, поиск истины. Он вступает в контакт с Воландом. Существует некая похожесть Мастера и Иешуа. Оба они бездомны, преданы и арестованы, оба гибнут. Их роднят правдивость, преданность своему делу и вере, внутренняя свобода, честность, способность сопереживать. Оба они несут идею добра и любви. Христос живет в обоих сердцах. Мастер не проявил необходимой стойкости, не отстоял своё достоинство и оказался сломленным. Сжигает свой роман. Есть у него подруга- Маргарита. Она явл.носительницей огромной вдохновенной любви. Она способна не только на полноту чувств, но и на преданность. Она способна бороться за своего мастера. Сама маргарита связывается с дьяволом и вступает в мир черной магии. Делает ради любви своей. Любовь их счастлива и несчастна одновременно. 3. Здесь приключения Маргариты. Центральные герои: Воланд, Свита, московские обыватели. Ведущая проблема - проблема смысла жизни, обогащенная темой добра и зла. Шайка воланда творит убийства и обманы. Они по-своему интересны и привлекательны. Воланд их предводитель, стремится к познанию и истине. Он умеет всё сильное, значительное и творческое. Будучи князем тьмы он проявляет интерес к свету. Он обладает силой волшебства, творчества, ученостью. Воланд и его свита – кот-бегемот, азазело, благодаря своему дару способны разобраться в том, что твориться в реальной действительности. Но поставить все на своим места не всегда у них получается. Для булгакова важнее было, чтобы эти персонажи фантастические показали бытовую будничную москву. Поражают и московские обыватели, которые способны ошеломить нечистую силу. Все пласьы романа и все герои взаимосвязаны, все объеденены проблемой добра и зла.
30.Концепция истории и революции в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго».
На волне эмоционального подъёма, связанного с героической самоотверженностью народа во время Великой Отечественной войны Пастернак пишет главный труд своей жизни – роман «Доктор Живаго». Автор поставил перед собой грандиозную задачу – осмыслить исторический опыт России в первой половине ХХ столетия Это означало, что писателю необходимо было рассказать о тревожном начале века, о Первой мировой войне, революциях, Гражданской войне.Писатель долго подбирал название для произведения: первоначальное – «Мальчики и девочки» в процессе заменялось другими: «Рыньва», «Свеча горела», «Опыт русского Фауста». Смысл названия неоднозначен: во-первых, автор называет не только фамилию главного героя (Живаго – тот, кто воплощает и несёт живой дух), но и указывает на его профессию (доктор), во-вторых, Пастернак подчёркивает политический нейтралитет героя по отношению к войнам (не разрушитель, а создатель, не убийца, а спаситель жизни и духовный лекарь).произведение охватывает события, происходившие в России на протяжении полувека (начиная с 1902 года, когда герой хоронит свою мать, передаёт первое пятилетие века, революцию 1905 года, последующие трагические события в стране, голод и нэп, катастрофический 1929 год). Заканчивается книга рассказом о Великой отечественной войне и послевоенном времени, когда друзья Юрия читают его стихи и живут ожиданием «победы разнообразия» в духовной жизни России. обширен и пространственный обхват в романе: действие его разворачивается от границы с Венгрией до Дальнего Востока, включая Москву и уральский город Юрятин.Все эти многообразные события полувека и различные пространственные зоны книги цементируются общим сюжетом (сложным и разветвлённым) и единым героем, чьё имя вынесено в заголовок произведения. для автора приоритетным явился показ духовных поисков и эволюции в мироощущении не только российской интеллигенции, но и представителей различных социальных слоёв в переломные моменты российской истории. Центральной проблемой романа становится незащищённость свободолюбивой, ответственной творческой личности, утверждающей, а не разрушающей жизнь.к «Доктору Живаго» нельзя относиться только как к роману в прямом смысле этого слова, а скорее это развёрнутая авторская исповедь-монолог, генетически связанная с эпосом, и с драмой. Главный герой романа Юрий Живаго был воспринят советской критикой как противник революционной эпохи. Юрий Живаго (как и сам Борис Пастернак) уклоняется от прямого социального выбора, предпочитая строить свою жизнь как жизнь частного лица. Живаго, как и сам автор, не политический герой революции, а свидетель времени, воспринявший революцию как художник. Юрий Живаго – представитель русской интеллигенции.Главный герой романа, с одной стороны, человек не гуманитарной профессии (врач), а с другой стороны – личность гуманистических убеждений и гуманного поведения. С этим связано определённое понимание героем своего долга, оказывающегося сильнее личных симпатий: доктор с одинаковой заботой выхаживает раненых партизан и добровольца колчаковской армии, видя в них, прежде всего, страдающих людей.Жизнь и поведение Юрия Живаго построены на соблюдении христианской морали, но основной парадокс заключается в том, что мир живёт по иным законам, по законам революции и социалистического строительства. Трагедия главного героя заключается в том, что он не в состоянии изменить ход истории. Поэтому основной задачей доктора Живаго становится стремление вернуть в мир жизнепонимание, основанное на христианских ценностях, даже жертвуя собственной жизнью.Его профессия заствила его отправиться на фронт, лечить в лазаретах, что дает возможность встречаться и общаться с разными дюдьми. Будучи доктором, Живаго должен попытаться лечить людей не только физически, но и духовно. Проблематика романа: носит философский характер: торжество жизни над смертью, роль личности в истории, цель и смысл человеч.жизни, тема революции, осуждение войны. Стихи Живаго составляют целостный смысл и образуют 17 часть романа.


31 вопрос. Трагедия Григория Мелехова в романе-эпопее М.Шолохова «Тихий Дон».
Самым большим достижением автора «Тихого Дона» является раскрытие индивидуальных судеб центральных героев романа. писатель стремится вылепить неповторимый характер, часто наделённый противоречиями, дать портрет, зримый, пластичный, передать душевный мир, эмоциональную сферу личности. На первом месте среди важнейших фигур романа – Григорий Мелехов. Писатель сразу выделяет из казаков Григория с его редкой, диковатой красивостью, удалью, неукротимостью. Трудно забыть его «вислый коршунячий нос», «миндалины горячих глаз», «острые плиты скул», «звероватую» улыбку, грацию его сильного тела.Примечателен он и большим трудолюбием, и чутким вниманием к окружающей природе, и характером, отличительными особенностями которого являются храбрость и вольнолюбие, правдивость и искренность, гордость и жажда справедливости. Но судьба Григория с самого начала складывается трудно: он испытывает страстное чувство к Аксинье, но вынужден жениться на Наталье, жизнь с которой сложилась скверно. он занял какое-то сложное, срединное положение между женщинами. К одной его привязывают дети, желание покоя и собственность, власть отца и общественное мнение, к другой влечёт глубокая, всепоглощающая страсть, которая одолевает всё больше. их связывала не только чувственная страсть, но и общее мироощущение, душевная близость. Однако окончательно соединить свою жизнь с Аксиньей Григорий долго не может, потому что не в силах порвать с собственностью, хозяйством, землей, хутором. Такое же двойственное положение возникает у героя романа в армии, куда он попадает с началом военных событий. Григорий смело сражается в бою и испытывает гнетущую боль, стыд, омерзение от пролитой крови. Промежуточность проявляется и в другом плане: его бросает из одного лагеря в другой, от белых к красным, от офицеров красной армии, вызывающих его ярость и презрение, к большевикам и солдатам. Григорий обретает сомнительную воинскую славу и становится командиром дивизии повстанческой армии. Он оказывается в «серёдке», движется к тупику. Отринув старый мир, он не нашёл нового. Избегая ареста за содеянное, он вынужден малодушно скрываться и примкнуть затем к банде Фомина.Ему удаётся всё же отстать от банды и вместе с Аксиньей собраться в дорогу. И тут Григория постигает самое страшное: от шальной пули погибает Аксинья, и он утрачивает самое дорогое, что было у него на свете и что ещё оставалось в жизни. Григорий прощается с любимой, неся её бережно в яр, подальше от человеческих глаз, чувствуя, «что всё кончено», что случилось в его жизни самое страшное. Он нёс её на руках, на руках у него она и скончалась под утро – его великая любовь, которая выше всех революций и сильнее всех смертей в жизни. Мелехов не сломался, не покорился самой войне, страху смерти, остался жить. Возле птенчика-сыночка, совсем осиротевшего. Правда Мелехова – это правда возвращающегося к родному очагу и сыну для передачи эстафеты из рук своих могучих и сильных в «розовые холодные ручонки сына Мишатки».

 


32. Поэма «Василий Тёркин» как народно-героическая эпопея. Василий Тёркин как национальный характер.
поэма «Василий Тёркин», названная поэтом «Книгой про бойца». Война показана и как легендарно-мужественное время подвигов, как тяжелая солдатская работа, изнурительный труд, и как драма с юмористическими «заставками», всплесками радости (поэма «Василий Тёркин»), в стиле былинно-легендарном и романтическом. Впервые мысль о создании произведения о бывалом солдате возникла у поэта в конце 1939 года (война с Финляндией). Первоначально Вася Теркин был условным персонажем приключенческих фронтовых рассказов-фельетонов в армейских газетах. Но постепенно этот забавный персонаж превратился в широко обобщенный образ российского солдата.Работа над поэмой началась весной 1941 года, а 4 сентября 1942 года в газете Западного фронта «Красноармейская правда» была напечатана часть произведения – вступительная глава «от автора» и глава «На привале». датой окончания поэмы стал 1945, год победы.Сюжетной основой поэмы являются события Великой Отечественной войны. А. Твардовский правдиво рисует ряд жестоких картин войны: страшную, гибельную переправу, изматывающий бой в болоте за деревеньку Борки, сожжённую противником, очередной «смертный бой» «в уже кромешной мгле», сражение окопавшихся солдат с фашистским самолетом и многие другие. по слову автора, поэма не имеет «ни начала, ни конца». В центре всей поэмы и каждой отдельно печатавшейся глав – фигура Василия Тёркина. Этот образ имеет фольклорные истоки. Он возник из зарисовок раннего Васи Теркина, богатыря и весельчака, а также фельетонного героя Ивана Гвоздева. Однако прежде всего это результат пристальных авторских наблюдений во время боев и фронтовых будней, отражение взятых из самой жизни лучших черт бойцов, «обыкновенных», простых, хотя и действующих в исключительных условиях страшной войны.На долю Теркина выпадают все те тяжелые испытания, через которые прошел сражающийся народ: окружение, тяжелое ранение на ничейной земле, гибельная переправа, потеря друзей, госпиталь, новые бои. С этим связана фамилия героя. Возникнув от глаголов «тереть» и «перестирать», она подчеркивает бывалость героя – он «тертый жизнью», искромсанный всеми ее превратностями А. Твардовский не наделяет своего героя примечательной, тем более красивой наружностью («Красотою наделен/Не был он отменной»). Нет в нем и внешнего богатырства. Акцент сделан на богатырстве внутреннем, на делах и поступках, родственных подвигам былинных героев. При этом автор подчеркивает красоту Василия, его обыкновенность и исключительную скромность. Но его героизм очевиден – и в кровопролитных боях, и в изнурительных переходах, и в неожиданных, экстремальных ситуациях. Так, не размышляя, Теркин бросается в ледяную воду, чтобы передать на другой берег реки исключительно важное донесение. Примечательной особенностью героя является слитность его с бойцами, нераздельность его судьбы с участью тысяч, народность. Всегда и всюду он «свой среди своих». Таким «своим» он ощущает себя с пехотинцами, с бойцами «могильной» команды, спасающими его, с танкистами. Тёркин необыкновенно общителен, контактен, дружелюбен, легко вхож в любую группу бойцов.Тёркину присуща беспредельная преданность Родине, которую он воспринимает по-разному: и как отчий дом, и как родимый край (Смоленщину). В герое живет не просто любовь к Родине, а высочайшее чувство ответственности за ее судьбу.А. Твардовский воплащает в своем Теркине черты русского национального характера. Поэт раскрыл в нем бесстрашие и мужество, выносливость, уникальный жизненный опыт и готовность им делиться с людьми, чувство юмора и живого лукавства, бесхитростность и добродушие, пристрастие к песне и любовь к заразительной пляске. Тёркин, отличается большим трудолюбием. Войну он тоже воспринимает как неустанную работу. Он призван создать приподнятое настроение, ободрить, воодушевить. Но Твардовский рисует в поэме не индивидуальную судьбу. Это обобщенный образ, воплощающий облик и пути многих сотен тысяч бойцов. связь с унт: В ткань поэмы вошли пословицы и поговорки («делу время – час забаве»), авторские речения, очень близкие к малым жанрам фольклора («Я от скуки на все руки»; «Не гляди, что на груди. А гляди, что впереди!»), песни, частушки, веселые прибаутки («Дальние фронта не пошлют»). Но эпос органично соединился в поэме с лирикой, которая определяется постоянным присутствием сопереживающего автора. 7 глав произведения, написанных от имени лирического «я», носят глубоко прочувственный, задушевный характер, однако лиризм разлит и в других частях произведения. Простой, ясный, доступный язык «Книги про бойца», живой 4-х-стопный хорей, звучащий легко и непринужденно, углубляют народность произведения.

 

 


33. Нравственно-философская проблематика худож.прозы 70-80-х гг.
Литература 1960–1980-х годов развивает традиции русской классической литературы, обращаясь к судьбе России, к образу «малой родины», поднимает нравственно-философские, этические проблемы. В прозе Ф. Абрамова, В. Астафьева, В. Белова, В. Быкова, С. Залыгина, В. Распутина, В. Шукшина, которую критики называли «деревенской», продолжается художественной исследование жизни русского села, с философской и психологической глубиной и лирической проникновенностью раскрывается духовный облик человека, живущего в деревне. Ярким представителем деревенской прозы выступает В.Г.Распутин. Для его произведений «Последний срок», «Прощанье с Матёрой», «Пожар» характерна нравственно-философская проблематика. Проблема отцов и детей раскрыта в повести «Последний срок». Образы сибирских женщин, особенно старух, наделенных особой силой характера и самоотверженностью, способностью все понять и простить, давно привлекали писателя. По его мнению, «женщины обладают поразительной чуткостью к чужой беде». К тому же старухи – хранительницы народных традиций, национальной памяти. Они связывают поколения рода человеческого.Главная героиня повести, 80-летняя Анна, духовный мир которой тщательно исследует Распутин, явилась первым воплощением этого особого художественного типа в деревенской прозе: именно она открывает галерею распутинских «старух». Автор сумел разглядеть в своей героине природную интеллигентность, нравственную чистоту, совестливость.В повести одно событие – человек уходит из жизни. Тема жизни и смерти, вечная тема мировой литературы, волнует и Распутина. Она выливается в размышления и том, что человек оставит после себя, как он «продолжится» на земле. Анна не боится смерти, она чувствует, что «изжилась до самого донышка». В её семье 5 детей: младший сын Михаил, единственный оставшийся в деревне, собрал остальных телеграммой, чтобы дети попрощались с матерью. Все собрались, но старуха не умерла, ей даже стало легче. Дети поспешили уехать, а на следующую ночь пришла смерть. Была у Анны последняя просьба: «подождать, не уезжать». Она заверяла, что скоро умрет, но это не было услышано. Дети упустили свой «последний срок», чтобы одуматься и попрощаться. Автор психологически тонко изображает пропасть между детьми и матерью, бедность духовного мира этих «блудных» детей, для которых приезд на похороны – поступок рациональный, следование правилам, а не зову сердца.
Повесть Распутина «Прощание с Матерой» (1976) – одно из самых значительных, вершинных произведений «деревенской» прозы. В основе повести - конкретная жизненная ситуация (затопление деревни – острова из-за строительства ГЭС, переселение людей на новые земли) приобретает обобщенно-символическое значение. Жанр повести – философская притча. О судьбе родины, всей земли, некой моделью которой является Матера, с тревогой размышляет писатель. В повести писатель рассказывает не о судьбе отдельного человека, а о судьбе сибирской деревни, связав её с такими важными проблемами как человек и природа, культура и экология, истоки и цель человеческой жизни. Осенью остров должен быть затоплен после завершения строительства плотины. Автор и его герои размышляют по поводу того, что происходит. Они привязаны к своему краю, к природе Матеры. Старухи не желают свыкнуться с мыслью о гибели своей земли, кладбища, где покоятся предки. С чувством горя говорит об этом Дарья: «Она, жизнь ваша, ишь какие подати берет…Матеру ей подавай». Автор изображает картину уничтожения кладбища (работники санэпидемстанции спиливают оградки и кресты, чтобы сжечь их. Драматизм происходящего в том, что люди новых поколений с легкостью разрывают связи с прошлым.
Т.о., Распутин заставляет читателей «оглянуться на самих себя», вспомнить, «с какой матёры каждый из нас».
Ещё одним ярким представителем является В.П.Астафьев. Его произведения: «Прокляты и убиты», «Перевал», «Пастух и пастушка», «Последний поклон», «Царь-рыба». «Последний поклон» – самое объёмное произведение В. Астафьева. Он писал его почти всю свою жизнь, около 20 лет. Вначале появились рассказы и повести автобиографического характера с главным персонажем – Виктором Потолицыным. Затем они были объединены в целую книгу («повествование в рассказах»).
Детское восприятие мира – наивное, доверчивое – придаёт особый, трогательный колорит всему повествованию. Первые главы- это повесть о детстве, ещё далёком от сиротского горя. Автор подводит читателя к мысли, что человек перестаёт быть человеком, когда перестаёт быть добрым. Перестаёт отзываться на добро. Перестаёт воспринимать добро. Не сразу Виктор Потылицын придёт к этой истине: уже взрослым, когда позади будет и детство, и война. И он вновь вернётся в родные места. Здесь все годы войны его ожидала бабушка. После приезда внука она умирает, полностью раздарив свою жизнь людям. Именно с образом бабушки связана в первую очередь главная мысль «Последнего поклона» - мысль о непобедимости добра. Ей, бабушке, т.е. самому дорогому и светлому, что пришлось испытать в жизни, шлёт свой последний поклон В. Астафьев.
Книга «Царь-рыба» создавалась с 1972 по 1975 год. По жанру это повесть в рассказах. Состоит она из двух частей. В первую часть входят рассказы «Бойе», «Капля», «У Золотой Карги», «Рыбак Грохотало», «Царь-рыба», «Летит чёрное перо», во вторую – «Уха на Боганиде», «Поминки», «Туруханская лилия», «Сон о белых горах», «Нет мне ответа». Главная тема- взаимоотношение человека и природы. Губя природу, человек губит самого себя. В нем пробуждаются кровожадные инстинкты. Наступает духовное омертвение. «Забылся человек в человеке!»- вот главная мысль книги. В плане философском книга утверждает природу как великую священную тайну. В. Астафьев затрагивает вечную философскую проблему «человек и мир». Автор ведет читателей к признанию той истины, что, объявив себя царем природы, человек совершил самую тяжелую из всех своих ошибок. В. Астафьев считает, что особенно страшно сеять зло на земле. Сама природа наказывает подобных сеятелей-браконьеров. Об этом рассказ «Царь-рыба», давший название книге. Основу сюжета рассказа составляет сцена борьбы старого браконьера Зиновия Игнатьевича с «царь-рыбой» – огромным осётром, окончившаяся сравнительно благополучно: живы остались и человек, и царственная рыба. Философская идея рассказа «Царь-рыба» ведущая в книге. Её суть – человеку необходимо сохранить душу. Он может сколько угодно в своих неудачах винить внешние обстоятельства, но только от него самого зависит – браконьерствовать или спасать себя.

34 вопрос: Антитоталитарная тема в литературе ХХ века

Период перестройки, наступивший во второй половине 80-х годов (1985–1991), вызвал к жизни гласность, которая имела решающее значение для литературного процесса. Возникли условия для возвращения тех книг, которые были запрещены тоталитарным режимом в сталинские времена и в последующие годы. К читателям вернулись Н. Гумилев, О. Мандельштам, В. Набоков, М. Цветаева. Возвратились «опальные» романы А. Платонова «Чевенгур», «Котлован», «Ювенильное море»; книги М. Булгакова «Собачье сердце», «Роковые яйца», «Мастер и Маргарита»; рассказы и антиутопия «Мы» Е. Замятина; «Реквием» А. Ахматовой; роман «Доктор Живаго» Б. Пастернака. Вернулись и книги Солженицына, ранее запрещенные для чтения в СССР. Александр Исаевич Солженицын – видный русский писатель, публицист, драматург, мыслитель второй половины 20 – начала 21 века. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1970).Антитоталитарная тема – центральная в творчестве Солженицына, она нашла отражение в таких произведениях, как «Один день Ивана Денисовича» и «Архипелаг ГУЛАГ». В повести «Один день Ивана Денисовича» раскрывается проблема трагической судьбы человека в условиях не






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.