Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос: Тема Петра 1 в творчестве А.С.Пушкина




Одна из центральных тем в творчестве А.С. Пушкина – тема Петра I. Она получила своё художественное воплощение в стихотворении «Стансы» (1826), в историческом романе «Арап Петра Великого» (1827), в поэмах «Полтава» (1828), «Медный всадник» (1833). Интерес А. Пушкина к личности и деятельности Петра I обусловлен как объективными причинами, так и субъективными: 1. А.С. Пушкин является потомком Ибрагима Петровича Ганнибала (прадед поэта), который был сподвижником Петра Великого (субъективная причина). 2. Поэт считал, что Российская империя нуждается в преобразованиях, подобных реформам Петра I (объективная причина).Тема Петра Великого нашла своё отражение в стихотворении «Стансы». Произведение написано через несколько месяцев после коронации Николая I, вернувшего Александра Сергеевича из ссылки. В произведении Пушкин обращается к Николаю и призывает его «во всём быть пращуру подобным». Поэт восхищается личностью Петра Великого, считает его примером для подражания: Семейным сходством будь же горд; Во всем будь пращуру подобен: Как он, неутомим и тверд, И памятью, как он, незлобен. В 1828 г. Пушкин, снова обращаясь к теме Петра, пишет поэму «Полтава». «Полтава» – героическая поэма. В центре её – изображение Полтавского сражения, как великого исторического события. Пётр I в поэме изображён великим русским полководцем. Выходит Петр. Его глаза Сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, Он весь, как божия гроза. Так, образ Петра в поэме «Полтава» выступает символом государ­ственной власти, самодержавия. В 1833 году А.С. Пушкин пишет поэму «Медный всадник». Поэт не случайно обращается к образу Петра, который становится своего рода символом своевольной, самодер­жавной власти. Вопреки всему, Пётр строит Петербург на болотах, чтобы «отсель грозить шведу». Этот поступок пред­стает в поэме высшим проявлением самодержавной воли властителя, который всю Россию «поднял на дыбы»: И перед младшею столицей Померкла старая Москва, Как перед новою царицей Порфироносная вдова. В поэме «Медный всадник» «самовластье» предстаёт перед читателем в чистом виде – в лице «медного всадника», который даже не явля­ется Петром, но воплощением мифа о нём — мифа об иде­альном самодержавном властителе: На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн, И вдаль глядел… Пушкин любит Петербург, любуется его красотами и ге­нием зодчих, но тем не менее, на городе на протяжении сто­летий лежит божья кара за то изначальное самовластье, ко­торое было выражено Петром в основании города на месте, непригодном для этого. И наводнения – это лишь наказа­ние, своего рода «проклятие», тяготеющее над жителями сто­лицы, напоминание обитателям Вавилона о том преступле­нии, которое в свое время они совершили против бога. Таким образом, мы видим, что тема Пера I прошла через все этапы творческой деятельности А.С. Пушкина и нашла своё отражение во многих произведениях поэта.


11. Основные темы и мотивы лирики М.Ю.Лермонтова.
М.Ю.Лермонтов –
яркий представитель русской литературы первой половины 19 века, достойный приемник А.С.Пушкина. Но эстетические явления, которые характерны для поэзии Пушкина, не во всем соответствуют художественному стилю Лермонтова. Уравновешенная, оптимистичная лирика Пушкина сменяется бурными, мятежными, нервными интонациями в поэзии Лермонтова. Дм. Мережковский отмечал: «Пушкин- дневное, Лермонтов – ночное светило русской поэзии, вся она между ними колеблется, как между двумя полюсами – созерцанием и действием». Для художественного стиля Лермонтова характерна контрастность образов: жизни и смерти, гармонии и борения, света и тьмы (антитеза).Лирика поэта многообразна по темам и мотивам. М.Ю.Лермонтов – поэт-философ. Нравственно-философские вопросы - взаимоотношения личности и общества, человека и природы – характерны для стихотворений «Монолог», «И скучно, и грустно», «Дума»,
«Выхожу один я на дорогу» и др.В стихотворении «И скучно, и грустно» звучит трагический голос поколения, современников поэта: «И скучно и грустно, и некому руку подать, В минуту душевной невзгоды…» В стихотворении названы три главные эмоции, которые переполняют душу каждого человека: желанья, любви и страсти. Желание мыслится с отрицательным знаком, любовь нужна вечная, «сладкий недуг» страстей увянет от холода рассудка. Стихотворение пронизано неудовлетворенностью настоящим, одиночеством, бесперспективностью жизни, тоской по гармонии личного и общественного. Эту тему продолжает ст. «Дума» - общественно-философское размышление поэта о судьбе своего поколения: «Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно,
Меж тем под бременем познанья и сомненья! В бездействии состарится оно…»
Это поколение одиноко и потеряно во времени, оно приближает себя к смерти. В стихотворении «Выхожу один я на дорогу» лирический герой стремится найти забвение от постоянных мук и терзаний на фоне природы. Главное в ст.- мечта о свободе и покое, которая доступна тогда, когда «спит земля в сиянии голубом» и «звезда с звездою говорит».
Важная тема в лирике поэта – тема Родины. Любовью к родине наполнены ст. «Когда волнуется желтеющая нива», «Родина». В ст. «Родина» Лермонтов называет свою любовь к Отчизне «странной»: Люблю Отчизну Я, Но странною любовью!... России официальной, гордой победами и славой, противопоставлена Россия народная. Патриотическая тема характерна и для ст. «Бородино», посвященного 25 годовщине Бородинского сражения. Лермонтов создает в ст. собирательный образ русского народа – героя Отечественной войны 1812 года. Старый солдат – артиллерист, который ведет повествование, не избранная натура, а равный другим. Эта общность подчеркивается местоимением «мы»: «Мы долго молча отступали», «И умереть мы обещали». В центра стихотворения –идея единения, сплочения, коллективизма, согласия всех русских перед общей опасностью. Темы поэт и общество, поэт и толпа реализованы в ст. «Смерть поэта», «Пророк», «Поэт», «Не верь себе». В ст. «Смерть поэта» написано на вполне конкретный повод – гибель А.С.Пушкина. Поэт обвиняет придворную чернь в гонении поэта, в умышленной травле его. Автор ст. грозит им суровым и справедливым судом потомков, которые отомстят за гибель гения. В стихотворении «Пророк» Лермонтов ведет диалог с Пушкиным. Героическому пафосу Пушкина Лермонтов противопоставляет трагический скептицизм. Пушкин верит в то, что поэт-пророк должен «жечь сердца людей» словом, а слово лермонтовского пророка может быть услышано только «звездами». В ст. «Поэт» речь идет о противопоставлении героического прошлого и мелочного настоящего. Соответствует этому и положение поэта в мире. Прежде его голос «звучал, как колокол на башне вечевой», теперь же он уподобился кинжалу, превратившемуся из оружия в украшение. Лирика Лермонтова пронизана следующими мотивами: мотив одиночества«Белеет парус одинокий», «Выхожу один я на дорогу»; мотив избранности«Нет, я не Байрон, я другой…»; христианский мотив«Молитва» (1837, 1839), «Ветка Палестины», «Ангел» и др. Т.о., лирика М.Ю. Лермонтова представлена широко по темам и мотивам.



Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.