Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепция психоанализа и его современные формы.






Фрейд сформулировал психологическую концепцию, согласно которой психика, личность человека состоит из трех компонентов, уровней: " ОНО", " Я", " СВЕРХ-Я". " ОНО " – бессознательная часть психики, бурлящий котел биологических врожденных инстинктивных влечений: агрессивных и сексуальных. " ОНО" насыщено сексуальной энергией – " либидо". " ОНО" подчиняется принципу удовольствия. Уровень " Я" сознания находится в состоянии постоянного конфликта с " ОНО", подавляет сексуальные влечения. На " Я" воздействуют три силы: " ОНО", " СВЕРХ-Я" и общество, которое предъявляет свои требования к человеку. " Я" старается установить гармонию между ними, подчиняется не принципу удовольствия, а принципу " реальности". " СВЕРХ-Я" служит носителем моральных стандартов, это та часть личности, которая выполняет роль критика, цензора, совести. Если " Я" примет решение или совершит действие в угоду " ОНО", но в противовес " СВЕРХ-Я", то испытывает наказание в виде чувства вины, стыда, укоров совести.

Для спасения от конфликта между " Я" и " ОНО" применяются средства психологической защиты: вытеснение, подавление – непроизвольное устранение из сознания недозволенных мыслей, чувств, желаний в бессознательное " ОНО"; проекция – бессознательная попытка избавиться от навязчивого желания, идеи, приписав ее другому лицу; рационализация – бессознательная попытка рационализировать, обосновать абсурдную идею. Становление психики у ребенка происходит через преодоление эдипова комплекса.

Неофрейдизм
Вышел из психоанализа Фрейда. Представители — Альфред Адлер (1870 – 1937), Карл Густав Юнг (1875 – 1961), Карен Хорни (Хорнай) (1885 – 1952), Эрих Фромм (1900 – 1980), Эрик Эриксон (1902 – 1994) (не путать с Милтоном Эриксоном, основателем позитивной психотерапии) и др. Основные концепции:
- индивидуальная психология Адлера,
- аналитическая психология Юнга,
- эго-психология Эриксона,
- социокультурная теория Хорни,
- теория Фромма
- теория Райха и др.
Общее во всех этих воззрениях — признание значительности бессознательного в жизни людей и стремление этим объяснить многие человеческие комплексы.
Так, Адлер полагал, что человеком управляет комплекс неполноценности, который он получает с момента рождения, будучи беспомощным существом. Стремясь преодолеть этот комплекс, человек действует разумно, активно и целесообразно. Цели определяет сам человек, а уже исходя из этого формируются познавательные процессы, черты личности, мировоззрение.

Основными принципами Эго-психологии Э. Эриксона являются следующие:
а) важнейшая часть психики - Эго и его адаптивные способности;
б) любой психологический феномен есть сочетание биологических, поведенческих, эмпирических и социальных факторов,
в) важнейшими для понимания человека является понимание изменений, происходящих в процессе развития на протяжении всей жизни;
г) главное - изучение нормы, а не патологии;
д) главное внутреннее чувство - чувство идентичности;
е) финансово важны и клинические наблюдения и культурологические и историографические исследования человека.

5. Гештальтпсихология: ключевые понятия.

Его создание связано с именами М. Вертгеймера (1880-1943), В. Келера (1887-1967), К. Коффки (1886—1941) и К. Левина (1890—1947), заложившими методологию этой школы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.