Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






БИЛЕТ № 14. 1. Характеристика закона единства и борьбы противоположностей, как внутреннего источника движения всего сущего.






 

1. Характеристика закона единства и борьбы противоположностей, как внутреннего источника движения всего сущего.

Закон единства и борьбы противоположностей раскрывает источник развития и движения. Всем предметам свойственна относительная устойчивость, определенность, иначе они просто не существовали бы. Этот момент постоянства, устойчивости, единства, многообразия и непрерывности отражается в категории тождество.

Вместо с тем каждый предмет, явление находятся в постоянном движении, изменении. Т.е. предметам свойственна подвижность, изменчивость, неповторимость.



Например, любой организм каждое мгновение меняется:

1) он непрерывно усваивает одни и выделяет другие вещества,

2) происходящие в нем физиологические процессы существенно изменяют внутренние характеристики самого организма. В действительности тождество и различие взаимосвязаны и переплетаются, поэтому в реальности каждая вещь не только равна, т.е. тождественна самой себе, но и различна одновременно.

Устойчивость и изменчивость, т.е. тождество и различие противостоят друг другу в предмете как две противоположные стороны, входящие в данное единство. Каждый предмет - это единство противоположностей. Во всех этих явлениях одна противоположность не существует без другой и в то же время отрицает другую. При нарушении их единства предмет разрушается или превращается в новую вещь.

Противоположные стороны предметов взаимообусловливают друг друга и, взаимодействуя, образуют противоречие. Противоречие - это определенный тип взаимодействия противоположных сторон, свойств, тенденций в предметах и между ними. Противоречия заложены в самой сущности вещей, поэтому являются формой проявления активности материи.

Диалектическое противоречие представляет собой сложную динамическую систему, в которой можно выделить следующие элементы:

1) взаимополагание противоположностей;

2) взаимопроникновение;

3) взаимоисключение.

Взаимополагание и взаимопроникновение означают единство противоположностей, выражающее устойчивость объекта. Взаимоисключение - " борьбу", внутреннюю напряженность в предмете и потребность в разрушении противоречий. Однако эти два момента занимают разное положение в структуре противоречия. Единство противоположностей временно, преходяще, регулятивно (как их совпадение, равенство), а борьба - абсолютна, как абсолютен процесс развития и движения. Таким образом, момент, когда существует данное единство противоположностей, это время относительного покоя, когда между противоположными сторонами, тенденциями еще сохраняется момент равновесия, когда новые тенденции еще не настолько выросли и окрепли, чтобы побороть свою противоположность.

С точки зрения диалектики противоречия носят всеобщий характер. Значит, предмет можно представить в виде системы противоречий, которые делятся на внутренние и внешние, существенные и несущественные, основные и неосновные.

И так, развитие объективной реальности и познания идет через раздвоение единого на противоположные стороны, которые взаимодействуют друг с другом, и это взаимодействие движет и развивает предмет.

Особенности проявления закона в развитии:

ПРИРОДЫ. Действие закона выступает в виде противоречий притяжения и отталкивания, ассоциации и диссоциации, упорядоченности - хаотичности, действия и противодействия частиц, живой организм включает в себя изменчивость и наследственность, электричество характеризуют положительно и отрицательно заряженные частицы.

ОБЩЕСТВА. В социальной сфере - противоречие производства и потребления. Производительные силы и производственные отношения выступают как две стороны способа производства.

Товар - единство потребительной стоимости и стоимости.

Познании: целое и часть, содержание и форма.

 

2. Общая характеристика философских категорий «культура» и «цивилизация»

Понятие культуры. Единство и многообразие культур.

Под понятием культуры философы понимают все виды преобразовательной деятельности общества и человека вместе с ее результатами. По Э.С.Маркаряну " Культура есть способ внебиологической адаптации человеком окружающей действительности".

Диалектико-материалистическая философия рассматривает культуру как специфическую характеристику общества, которая выражает достигнутый человечеством уровень исторического развития, включающий в себя определенное отношение человека к природе и обществу, развитие творческих сил и способностей личности. Важнейшей детерминирующей характеристикой культуры является ее качественная сторона. Любое выражение культуры есть проявление качественных свойств и признаков, степени развития человека. Реальная, живая культура неотъемлема от человека как от субъекта культуры. Его человеческие качества есть результат усвоения им языка, приобщения к существующим в обществе ценностям, традициям, овладения присущими данной культуре приемами и навыками деятельности. Культура - это мир человека, и, в известном смысле, способ его бытия, созданный и постоянно воссоздаваемый им самим. Культура - это очеловеченный слой жизни, " вторая" искусственно созданная человеком природа. Там, где есть человек, его деятельность, ее продукты, взаимоотношения между людьми - там и есть культура. Культура представляет собой меру человеческого в человеке.

По мнению большинства современных социологов и философов, занимающихся проблемой культуры, в структуре данного феномена можно выделить два класса элементов. Первый класс включает в себя идеи, ценности, которые направляют и координируют поведение и сознание людей в их групповой и индивидуальной жизни. Второй класс элементов состоит из социальных институтов и учреждений культуры, благодаря которым эти идеи и ценности сохраняются и распространяются в обществе. Первый класс элементов характеризует культуру как систему эталонов общественного поведения людей, а второй - как систему, осуществляющую социальный контроль над ценностями и идеями.

Культуру принято разделять на материальную и духовную. Материальную культуру образуют продукты материального, а духовную - продукты духовного производства. Но их различия ни в коем случае нельзя преувеличивать хотя бы потому, что предметы духовной культуры всегда так или иначе овеществляются, материализуются, а материальная культура несет в себе человеческую мысль, достижения человеческого духа.

Социально-регулятивная функция культуры воплощается в нормах, традициях и обычаях регулирующих жизнь общества. Вторая, не менее важная функция культуры - коммуникативно-репродуктивная. Она заключается в трансляции опыта, знаний, опредмеченных результатов человеческой деятельности от поколения к поколению. Социальной функцией культуры является отбор и отсеивание в ходе трансляции тех культурных ценностей, которые остаются в употреблении у нового поколения и тех, которые отсеиваются, отслужив свое. Эта функция культуры - ценностно-ориентационная.

Культура является продуктом общественной деятельности, независимо от того в какой форме - коллективной или индивидуальной - она осуществлялась. Поэтому главный родовой признак культуры - это неприродный, деятельностный, общественный источник ее происхождения и развития. Под этим источником подразумевается общественный труд, который носит всеобщий характер. Таким образом, культура - это не только производство вещей и идей в их оторванности от человека, это производство самого человека во всем богатстве и многосторонности его общественных связей и отношений, во всей целостности его общественного бытия.

Понятие цивилизации. Цивилизация как социокультурное явление.

Цивилизация - синоним понятия культура; совокупность материальных и духовных достижений общества в его историческом развитии, уровень общественного развития и материальной культуры, достигнутый в том или ином обществе; степень и характер развития культуры определённых эпох и народов.

В диалектико-материалистической философии и социологии цивилизация рассматривается как совокупность материальных и духовных достижений общества, преодолевшего уровень дикости и варварства. Цивилизация является той ступенью развития, на которой разделение труда, вытекающий из него обмен и объединяющее оба эти процесса товарное производство достигают полного расцвета и производят полный переворот во всем прежнем обществе.

Цивилизационный подход к истории рассматривается в качестве противопоставления формационному. Но четкого, общепринятого определения формации, да и цивилизации, не существует.

Классификация формаций и цивилизаций - это лишь определенные ракурсы, в которых изучается история развития человечества. Принято различать цивилизации традиционные и техногенные.

Традиционными обычно принято называть те цивилизации, где жизненный уклад ориентирован медленными изменениями в сфере производства, консервацией культурных традиций, воспроизведением часто на протяжении многих столетий сложившихся социальных структур и образа жизни. Обычаи, привычки, взаимоотношения между людьми в таких обществах очень устойчивы, а личность подчинена общему порядку. В традиционных культурах идея господства силы и власти понималась как непосредственная власть одного человека над другим. В патриархальных обществах власть и господство распространялись не только на подданных государя, но и осуществлялись мужчиной, главой семьи над женой и детьми. Традиционные культуры не знали автономии личности и прав человека.

Цивилизация выражает нечто общее, рациональное, стабильное. Она представляет собой систему отношений, закрепленных в праве, в традициях, способах делового и бытового поведения. Они образуют механизм, гарантирующий функциональную стабильность общества.

Цивилизация - это социокультурное образование. Если культура характеризует меру развития человека, то цивилизация характеризует общественные условия этого развития, социальное бытие культуры.

Основные этапы развития мировой цивилизации (кратко):

1) 1- я НТР. Переход к разделению труда. Появление зависимости человека от человека;

2) 2- я НТР. Переход к машинному производству. Переход от личной зависимости к экономической;

3) 3-я НТР. Переход к автоматизации производства, от монополий к малым формам, усиление влияния гуманизма.

НТР -научно-техническая революция

Основные этапы становления мировой цивилизации. Специфика западной и восточной цивилизаций в мировом развитии.

Основные этапы развития мировой цивилизации (кратко):

1) 1- я НТР. Переход к разделению труда. Появление зависимости человека от человека;

2) 2- я НТР. Переход к машинному производству. Переход от личной зависимости к экономической;

3) 3-я НТР. Переход к автоматизации производствава, от монополий к малым формам, усиление влияния гуманизма.

Цивилизационный подход к истории рассматривается в качестве противопоставления формационному. Но четкого, общепринятого определения формации, да и цивилизации, не существует.

Классификация формаций и цивилизаций - это лишь определенные ракурсы, в которых изучается история развития человечества. Принято различать цивилизации традиционные и техногенные.

Традиционными обычно принято называть те цивилизации, где жизненный уклад ориентирован медленными изменениями в сфере производства, консервацией культурных традиций, воспроизведением часто на протяжении многих столетий сложившихся социальных структур и образа жизни. Обычаи, привычки, взаимоотношения между людьми в таких обществах очень устойчивы, а личность подчинена общему порядку. В традиционных культурах идея господства силы и власти понималась как непосредственная власть одного человека над другим. В патриархальных обществах власть и господство распространялись не только на подданных государя, но и осуществлялись мужчиной, главой семьи над женой и детьми. Традиционные культуры не знали автономии личности и прав человека.

Современный период развития общества определяется прогрессом техногенной цивилизации, которая активно завоевывала себе все новые социальные пространства. Технические, а затем и научно-технические революции делают техногенную цивилизацию чрезвычайно динамичным обществом, вызывая часто на протяжении жизни нескольких поколений радикальное изменение социальных связей - форм человеческого общения. Человек понимался как активное существо, которое находится в деятельном отношении к миру. Идея преобразования мира и подчинения человеком природы была главной в культуре техногенной цивилизации на всех этапах ее истории, вплоть до нашего времени. Преобразующая деятельность рассматривается здесь как главное предназначение человека. Причем, деятельностно активный идеал отношения человека к природе распространяется и на сферу социальных отношений. Идеалы техногенной цивилизации - это возможность индивида включиться в самые различные социальные общности и корпорации.

Власть и господство в этой системе отношений предполагает владение и присвоение товаров. Важной в системе ценностей техногенной цивилизации является особая ценность научной рациональности, научно-технического взгляда на мир, которая создает уверенность в том, что человек, контролируя внешние обстоятельства, способен рационально устроить природу и социальную жизнь.

______________________________________________________________________






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.