Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






БИЛЕТ № 12. 1. Закон отрицания отрицания о причинах и механизме поступательного развития.






1. Закон отрицания отрицания о причинах и механизме поступательного развития.

Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само пре­вращается из нового в старое и отрицается все более новым. Соглас­но этому закону, развитие есть процесс, складывающийся из опреде­ленных циклов.

Закон отрицания отрицания выражает направленность, пре­емственность развития и его форму. Важнейшей категорией закона является категория «отрицание».

Она выражает:

а) про­цесс уничтожения предмета в результате действия преимуще­ственно внешних сил и факторов, т. е. прекращение существо­вания данного предмета, конец его развития (внешнее, «зряш­ное» отрицание, деструкция); б) самоотрицание как внутрен­ний момент развития с удержанием положительного содержа­ния отрицаемого («снятие»). В процессе развития оба вида от­рицания тесно взаимосвязаны, но определяющую роль в ко­нечном счете играет внутреннее отрицание.



Закон отрицания отрицания выражает поступательный, пре­емственный, циклический характер развития и его форму: «спи­раль» (а не «круг» или «прямую линию»), повторение на выс­шей стадии некоторых свойств низшей, «возврат якобы к ста­рому». При этом развитие предстает как процесс, как бы повто­ряющий уже пройденные ступени, но повторяющий их иначе, на более высокой основе.

Форма циклического развитиятриада: исходный пун кт — его отрицаниеотрицание отрицания (тезис — антитезис — синтез; теория — практика — новая теория, и т.п.). Каждый цикл выступает как виток в развитии, а спираль — как цепь циклов. Действие закона обнаруживается не в каждый данный момент, а лишь в целостном относительно завершенном про­цессе развития. Закон отрицания отрицания нельзя представ­лять как жесткую схему, пригодную на все случаи жизни, тем более недопустимо «втискивать» в эту схему всю действитель­ность в ее полноте и живой, многогранный процесс познания.

Категория «отрицание» отражает определенный этап развития, от­личающий превращение объекта в нечто иное, определенным обра­зом связанное с отрицаемым объектом. Отрицание является содер­жательным процессом и означает не просто уничтожение старого яв­ления, но и возникновение нового, находящегося в определенной, свя­зи с отрицаемым. Включение в состав новой вещи некоторых «поло­жительных» элементов отрицаемого качества в переработанном виде называется «снятием». Для снятия характерны три взаимосвязанных аспекта: преодоление, сохранение и подъем на новую, более высо­кую ступень.

Отрицание старых форм новыми — причина и механизм поступатель­ного развития. Однако вопрос о направленности развития — дискусси­онный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения:

- развитие — только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, — то есть восходящее развитие;

- развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;

- развитие хаотично, не имеет никакой направленности.

Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим, хотя общая тенденция все же восходящая.

Примеры:

- организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие);

- исторический процесс идет по восходящему направлению разви­тия, но со спадами — расцвет Римской империи сменился ее паде­нием, но затем последовало новое развитие Европы по восходя­щей (Ренессанс, Новое время и т. д.).

Причем, развитие скорее идет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет все что было раньше, но на новом, более высоком уровне.

В диалектике под двойным отрицанием понимают такое, которое завершает определенный цикл развития (типичный пример: зерно— стебель—зерна колоса). Таким образом, двойной переход противо­положностей не будет буквальным возвратом в прежнее состояние, т. е. возврат якобы к старому сопровождается обогащением, прира­щением развития, когда развитие идет не по замкнутому кругу, а по спирали, имеет место поступательность в развитии. Иногда возврат осуществляется путем большого количества скачков, ряда отрицаний. Количество отрицаний и способ отрицания зависит от конкретной спе­цифики того или иного явления.

Названные нами законы диалектики " схватывают" реальные связи и процессы материального мира и поэтому имеют большое познавательное значение. Выделение и познание этих законов является, без сомнений, одним из достижений философской мысли. Однако в окружающем мире кроме линейного (спрямленного, однонаправленного) развития существуют и другие типы изменений (хаотическое, колебательное, турбулентное и др.), которые требуют иных теоретических средств познания. Поэтому законы диалектики, конечно же, не могут восприниматься как некое абсолютное и завершенное философское знание о связях и процессах развития в мире.

 

Изложенные нами выше понятия, принципы и законы дают возможность сформулировать основные идеи диалектики как ее своеобразный вывод, итог. Таковыми являются, во-первых, идея связи всего со всем, что подтверждается историей развития мира и данными естественных и общественных наук. Во-вторых, это идея противоречивости мира как фундаментальный принцип и условие его существования. И в-третьих — идея изменчивости всего существующего в этом мире. Суммируя, можно сказать, что материальный мир не есть некая сумма независимых друг от друга вещей, а представляет собой систему различных взаимодействий и процессов. Мир —это огненный поток, говоря словами Гераклита. Диалектика, как метод философского мышления, запрещает изолированное, одностороннее и искаженное рассмотрение предметов. Все они вовлечены во всемирный процесс взаимодействия друг с другом и не могут быть по-настоящему познаны, если рассматриваются каждый в отдельности

 

2. Философское понимание общества и истории

Сегодня невозможно обсуждать социальные, культурные, антропологические проблемы, не принимая во внимание развитие научной мысли. Ни одна из крупнейших философских концепций ХХ века не могла обойти феномена науки, не выразить своего отношения к науке и к тем мировоззренческим проблемам, которые она ставит. Что такое наука? Какова главная социальная роль науки? Существуют ли границы научного познания и познания вообще? Каково место основанной на науке рациональности в системе других способов отношения к миру? Возможно ли вненаучное познание, каков его статус и перспективы? Можно ли научным способом ответить на принципиальные вопросы мировоззрения: как возникла Вселенная, как появилась жизнь, как произошел человек, какое место занимает феномен человека в всеобщей космической эволюции?

Обсуждение всех этих и множества других мировоззренческо-философских вопросов сопровождало становление и развитие современной науки и было необходимой формой осознания особенностей как самой науки, так и той цивилизации, в рамках которой научное отношение к миру стало возможным. Сегодня эти вопросы стоят в новой и весьма острой форме. Это связано, прежде всего, с той ситуацией, в которой оказалась современная цивилизация. С одной стороны, выявились невиданные перспективы науки и основанной на ней техники. Современное общество вступает в информационную стадию развития, рационализация всей социальной жизни становится не только возможной, но и жизненно необходимой. С другой стороны, обнаружились пределы развития цивилизации односторонне технологического типа: и в связи с глобальным экологическим кризисом, и как следствие выявившейся невозможности тотального управления социальными процессами.

В последние годы внимание к этим вопросам в нашей стране заметно снизилось. Думается, что одна из главных причин этого в общем резком падении престижа научного знания в нашем обществе, в той катастрофе, которую переживает наука России в последние годы. Между тем совершенно ясно, что без развитой науки Россия не имеет будущего как цивилизованная страна.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.