Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






БИЛЕТ № 10






 

1. Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения.

Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения

Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV -- XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.

Предпосылками возникновения философии и культуры эпохи Возрождения были:

* совершенствование орудий труда и производственных отношений;

* кризис феодализма;

* развитие ремесла и торговли;

* усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви;

* укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти;

* появление первых парламентов;

* отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии;

* повышение уровня образованности в Европе в целом;

* великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана);

* научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно-технические достижения).

Основными направлениями философии эпохи Возрождения являлись:

* гуманистическое (XIV - XV вв., представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) - в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;

* неоплатоническое (сер. XV - XVI вв.), представители которого - Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. - развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;

* натурфилософское (XVI - нач. XVII вв), к которому принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия;

* реформационное (XVI - XVII вв.), представители которого -Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский и др. - стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью;

* политическое (XV - XV ] вв., Николо Макиавелли) - изучало проблемы управления государством, поведение правителей;

* утопическо-социалистическое (XV - XVII вв., представители -Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) - искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти.

К характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся:

* антропоцентризм и гуманизм -- преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;

* оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии -- схоластики);

* перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию;

* принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.);

* большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству;

* торжество индивидуализма;

* широкое распространение идеи социального равенства

Гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия как направления философии эпохи Возрождения

1. В философии эпохи Возрождения (XIV - XVII вв.) принято выделять следующие основные направления:

* гуманистическое;

* неоплатоническое;

* натурфилософское;

* реформационное;

* политическое;

* социалистическо-утопическое.

Последние три течения принято объединять под общим названием " социально-политические направления". Предметом их исследования являлись проблемы общества, государства и Церкви. Более подробно они описаны в вопросе 24 " Социально-политическая философия эпохи Возрождения". Данный же вопрос посвящен гуманистическому, неоплатоническому и натурфилософскому направлениям, предметом исследования которых были проблемы человека, бытия и природы.

2. Гуманизм как философское направление получил распространение в Европе в XIV - середине XV вв. Его центром была Италия.

К основным чертам гуманизма относились:

* антицерковная и антисхоластическая направленность;

* стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать самоценность человека;

* антропоцентризм - особое внимание к человеку, воспевание его силы, величия, возможностей;

* жизнеутверждающий характер и оптимизм.

По своему жанру гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась иносказательно и в художественной форме. Наиболее известные философы-гуманисты одновременно были писателями. К ним прежде всего относились Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Балла.

3. Неоплатонизм -- идеалистическое направление в философии, которое ставило своей целью строгую систематизацию учения Платона, устранение из него противоречий и его дальнейшее развитие. Особого расцвета неоплатонизм достиг в эпоху Возрождения, в XV в.

Теоретики неоплатонизма:

* противопоставляли сложившейся и чрезмерно систематизированной схоластической философии новую философскую систему, основанную на идеях Платона;

* предложили новую картину мира, в которой уменьшалась роль Бога и усиливалось значение первоначальных (по отношению к миру и вещам) идей;

* не отрицали божественную природу человека, но в то же время рассматривали его как самостоятельный микрокосм;

* призывали к переосмыслению ряда постулатов прежней философии и созданию целостной мировой философской системы, которая охватила бы собой и согласовала все имеющиеся философские направления.

Наиболее известными представителями неоплатонизма эпохи Возрождения являлись Николай Кузанский и Джованни Пико делла Мирандола.

4. В период Позднего Возрождения (XVI -- XVII вв.) в Европе (особенно Италии) получили распространение натурфилософские идеи.

Представители натурфилософии:

* обосновывали материалистический взгляд на мир;

* стремились отделить философию от теологии;

* формировали научное мировоззрение, свободное от теологии;

* выдвигали новую картину мира (в которой Бог, Природа и Космос едины, а Земля не является центром Вселенной);

* считали, что мир познаваем и в первую очередь благодаря чувственному познанию и разуму (а не Божественному откровению).

Наиболее яркими представителями натурфилософии эпохи Возрождения являлись Андреас Везалий, Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей.

Николай Коперник (1473 -- 1543), опираясь на астрономические исследования, выдвинул принципиально иную картину бытия:

* Земля не является центром Вселенной (отвергался геоцентризм);

* Солнце является центром по отношению к Земле (геоцентризм заменялся гелиоцентризмом), Земля вращается вокруг Солнца;

* все космические тела движутся по собственной траектории;

* космос бесконечен;

* процессы, происходящие в космосе, объяснимы с точки зрения природы и лишены " священного" смысла.

Джордано Бруно (1548 -- 1600) развил и углубил философские идеи Коперника:

* Солнце является центром только по отношению к Земле, но не центром Вселенной;

* Вселенная не имеет центра и бесконечна;

* Вселенная состоит из галактик (скоплений звезд);

* звезды -- небесные тела, подобные Солнцу и имеющие свои планетные системы;

* число миров во Вселенной бесконечно;

* все небесные тела -- планеты, звезды, а также все, что имеется на них, обладают свойством движения;

* не существует Бога, отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог -- одно целое. возрождение философия гуманизм

Идеи Джордано Бруно не были приняты католической Церковью, и он был сожжен на костре в 1600 г.

Галилео Галилей (1564 -- 1642) на практике подтвердил правильность идей Николая Коперника и Джордано Бруно:

* изобрел телескоп;

* с помощью телескопа исследовал небесные тела;

* доказал, что небесные тела движутся не только по траектории, но и одновременно вокруг своей оси;

* обнаружил пятна на Солнце и разнообразный ландшафт (горы и пустыни - " моря") на Луне;

* открыл спутники вокруг других планет;

* исследовал динамику падения тел;

* доказал множественность миров во Вселенной.

Галилеем был выдвинут метод научного исследования, который заключался в:

* наблюдении;

* выдвижении гипотезы;

* расчетах воплощения гипотезы на практике;

* экспериментальной (опытной) проверке на практике выдвинутой гипотезы.

Социально-политическая философия эпохи Возрождения

1. Для эпохи Возрождения было характерно не только повышение интереса к человеку, но и большой интерес к проблеме государства, устройства общества, взаимоотношений Церкви и государственных институтов, верующих. Данная проблематика нашла отражение в социально-политической философии эпохи Возрождения, основными направлениями которой были:

* философия Реформации;

* политическая философия;

* философия социалистов-утопистов.

2. Философия Реформации имела своей целью реформу католицизма, демократизацию Церкви, установление более справедливых отношений между Богом, Церковью и верующими.

Предпосылками возникновения данного направления были:

* кризис феодализма;

* зарождение и укрепление класса торгово-промышленной буржуазии;

* ослабление феодальной раздробленности, становление европейских государств;

* незаинтересованность руководителей данных государств, политической элиты в чрезмерной, национальной, надгосударственной, общеевропейской власти Папы Римского и католической Церкви;

* кризис, моральное разложение католической Церкви, ее оторванность от народа, отставание от жизни, практика выдачи индульгенций;

* распространение в Европе идей гуманизма;

* рост самосознания личности, индивидуализм;

* рост влияния антикатолических религиозно-философских учений, ересей, мистики, гусизма.

В Реформации выделяются два основных течения:

* бюргерско-евангелическое;

* народное.

Лидерами бюргерско-евангелической Реформации являлись М. Лютер, У. Цвингли, Ж. Кальвин.

Народная Реформация была представлена движением Т. Мюнцера, анабаптистами, диггерами и др.

Основоположником Реформации считается доктор богословия Мартин Лютер (1483 - 1546). 31 октября 1517 года на дверях Виттенбергской замковой церкви в Германии им были прибиты 95 тезисов против индульгенций, что положило начало идеологической (а в ряде стран и вооруженной) борьбе против католицизма.

Основные идеи М. Лютера сводились к следующим:

* общение между Богом и верующими должно происходить напрямую;

* между Богом и верующими не должно быть такого посредника, как католическая Церковь;

* необходимо упрощение обрядов;

* церковь должна стать демократичной, а обряды -- понятными людям;

* необходимо уменьшение влияния на политику других государств со стороны Папы Римского и католического духовенства;

* должен быть восстановлен авторитет государственных институтов и светской власти;

* дело служения Богу -- не только профессия, которую монополизировало духовенство, но и функция всей жизни верующих христиан;

* необходимо освободить культуру и образование от засилья католических догм;

* необходимо запретить индульгенции.

Другим крупным лидером бюргерско-евангелической Реформации был Жан Кальвин (1509 -- 1564). Он продолжил дело Лютера и систематизировал его идеи.

Согласно Кальвину:

* ключевой идеей протестантизма является идея предопределения;

* смысл данной идеи в том, что людям изначально предопределено Богом либо быть спасенным, либо погибнуть, не состояться в жизни;

* все люди должны надеяться, что именно они предопределены к спасению;

* выражением смысла жизни на Земле для человека является профессия;

* профессия -- это не только способ зарабатывания денег, но и место служения Богу;

* добросовестное отношение к своему делу -- путь к спасению;

* успех в работе -- признак богоизбранности;

* вне работы необходимо быть скромным и аскетичным. Кальвин не только выдвинул собственное теоретическое религиозно-философское учение и систематизировал идеи Лютера, но и воплотил протестантизм на практике:

* возглавил реформационное движение в Женеве;

* добился признания реформированной (кальвинистской) Церкви в качестве официальной, упразднил в Женеве католическую Церковь и власть Римского Папы (сам Кальвин получил прозвище " Женевский Папа");

* подчинил кальвинистской Церкви светскую власть;

* провел реформы как внутри собственной Церкви, так и в городе: были запрещены пышные католические обряды, праздники, яркая одежда, развлечения, танцы, ношение украшений, был установлен строгий пасторский надзор за населением, целью которого было воспитание граждан в духе аскетизма, пуританизма, добросовестного отношения к работе.

Результатом теоретических изысканий Кальвина и его практической деятельности стала универсализация Реформации, превращение ее из узкогерманского в международное явление.

Народное направление Реформации возглавил Томас Мюнцер (1490 -- 1525). Будучи священником, он первоначально примкнул к Лютеру, стал его сторонником, однако в 1520 г., через три года после начала Реформации, разошелся с учителем. В целом соглашаясь с Лютером, Мюнцер выдвинул и собственные идеи Реформации, смысл которых в следующем:

* необходимо реформировать не только Церковь, но общество

в целом;

* цель изменения общества -- достижение всеобщей справедливости, " Божьего царства" на земле;

* главная причина всех зол -- неравенство, классовое разделение, в основе которого лежат частная собственность и частный интерес;

* частный интерес необходимо подавить, все должно стать общим (имелось в виду прежде всего имущество, новый способ организации производства);

* жизнь и деятельность человека должны быть полностью подчинены интересам общества, что угодно Богу;

* власть и собственность должны принадлежать простому народу -- " ремесленникам и пахарям".

В 1524 -- 1525 гг. Томас Мюнцер возглавил антикатолическую и революционную по своим социальным целям Крестьянскую войну в Германии. Война была проиграна, а сам Мюнцер погиб.

Значение философии Реформации в том, что она послужила идеологическим обоснованием политической и вооруженной борьбы за реформу Церкви и против католицизма, которая продолжалась в течение XVI в. и в дальнейшем почти во всех странах Европы.

Результатом этой борьбы стало падение католицизма в ряде государств и религиозное размежевание в Европе:

* торжество различных направлений протестантизма (лютеранство, кальвинизм и др.) в Северной и Центральной Европе -- Германии, Швейцарии, Великобритании, Голландии, Дании, Швеции, Норвегии;

* сохранение католицизма в странах Южной и Восточной Европы -- Испании, Франции, Италии, Хорватии, Польше, Чехии и др.

3. В отличие от философии Реформации, предметом которой были отношения между Богом, Церковью, человеком и государством, политическая философия исследовала проблемы управления реально существующим государством, методы влияния на людей, приемы политической борьбы. Ярким представителем политической философии являлся Никколо Макиавелли (1469 - 1527) - итальянский (флорентийский) политический деятель, философ и писатель. Философия Макиавелли опирается на следующие основные положения:

* человек обладает изначально злой природой;

* движущими мотивами поступков человека являются эгоизм и стремление к личной выгоде;

* совместное существование людей невозможно, если каждый будет преследовать только свои эгоистические интересы;

* для обуздания низменной натуры человека, его эгоизма создается особая организация -- государство;

* правитель должен руководить государством, не забывая о низменной природе подданных;

* правитель должен выглядеть щедрым и благородным, но не быть таковым в действительности, поскольку при соприкосновении с реальностью данные качества приведут к противоположному результату (правитель будет свергнут далеко не благородными соратниками либо противниками, а казна -- промотана);

* ни в коем случае руководитель не должен посягать на имущество и личную жизнь людей;

* в борьбе за освобождение родины от иностранного владычества за ее независимость допустимы все средства, в том числе коварные и аморальные.

Философия Макиавелли, основанная на реалистическом отношении к окружающей действительности, стала руководством к действию для многих политиков как средневековой, так и последующих эпох.

4. В эпоху Возрождения наблюдается повышенный интерес к проблемам общества и государства, Церкви. Как правило, при их изучении философы стремились опираться на реальные факты, исследовать положение в конкретном обществе и государстве, пытались при жизни изменить ситуацию к лучшему. Однако часть философов основное внимание сосредоточила на разработке проектов идеального государства, где были бы уничтожены все социальные противоречия и восторжествовала социальная справедливость. Поскольку их проекты были сильно оторваны от реальности и практически неосуществимы, данные философы вошли в историю как социалисты-утописты.

Наибольший вклад в развитие теории утопического социализма внесли Томас Мор и Томмазо Кампанелла.

Томас Мор (1478 -- 1535) считается основателем утопического социализма. Ему хорошо были знакомы проблемы реального государства, так как он профессионально занимался политической деятельностью: с 1504 г. являлся членом парламента, 1523 -- 1529 гг. -- председателем палаты общин, 1529 г. -- лордом-канцлером Великобритании (высший пост в государстве после короля). В 1535 г. Т. Мор был казнен как сторонник католицизма за отказ дать присягу королю как главе независимой от Папы Римского англиканской Церкви.

Свои идеи по поводу устройства общества и государства будущего Т. Мор изложил в произведении " Утопия". Утопия (греч. -- место, которого нигде нет) -- выдуманный остров, на котором находится идеальное государство.

Согласно Т. Мору в Утопии:

* не существует частной собственности;

* все граждане участвуют в производительном труде;

* труд осуществляется на основе всеобщей трудовой повинности;

* все произведенные продукты (результаты труда) поступают в собственность общества (общественные склады) и затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии:

* в связи с тем, что трудом заняты все, для обеспечения Утопии достаточно короткого рабочего дня -- шесть часов;

* от трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам;

* самые грязные работы выполняют рабы -- военнопленные и осужденные преступники;

* первичной ячейкой общества является не кровнородственная семья, а " трудовая семья" (фактически -- трудовой коллектив);

* все должностные лица избираются -- прямо или косвенно;

* мужчины и женщины имеют равные права (как и равные обязанности);

* жители верят в Бога, существует полная веротерпимость. Другой проект идеального общества был дан Томмазо Кампанеллой (1568 -- 1639) в произведении " Город Солнца". Действие происходит в фантастическом Городе Солнца, где его жители -- солярии -- построили идеальное общество, основанное на социальной справедливости, и наслаждаются жизнью и трудом. По Кампанелле, в Городе Солнца:

* отсутствует частная собственность;

* все граждане участвуют в производительном труде;

* результаты труда поступают в собственность всего общества, а затем равномерно распределяются между его членами;

* труд совмещается с одновременным обучением;

* жизнь соляриев регламентирована до мельчайших подробностей, от подъема до отхода ко сну;

* солярии все делают вместе: ходят с работы и на работу, трудятся, едят, отдыхают, поют песни;

* большое внимание уделяется воспитанию -- с рождения ребенок забирается от родителей и воспитывается в специальных школах, где обучается наукам и приучается к коллективной жизни, другим правилам поведения Города Солнца;

* во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель (избираемый соляриями) -- Метафизик, владеющий всеми знаниями своей эпохи и всеми профессиями.

Идеи социалистов-утопистов, выдвинутые в эпоху Возрождения, были ответом на имевшую место социальную несправедливость и имели много сторонников среди желающих изменить мир как в эпоху Возрождения, так и в будущем.

 

2. Метафизика как альтернатива диалектики, ее основное содержание, отношение к познанию, мышлению и окружающему миру.

 

Метафизика как альтернатива диалектики, ее основное содержание, отношение к познанию, мышлению и окружающему миру.

Метафизика-философское учение о сверхопытных началах и законах бытия вообще или какого-либо определенного типа бытия. Термин «метафизика» ввел Андроник Родосский (1 в. до н.э).

Метафизика в античности

Для раннегреческих мыслителей «философия» и «мудрость» были синкретичным созерцанием истинной картины космоса, а потому собственно философский метод исследования не отличался от научного. В то же время намечается различие между «ионийским» и «италийским» стилями философствования: между подходами «фисиологов»-натурфилософов и «теологов», искавших сверхприродное бытие. Рефлексия над методом, критика «физики» софистами и приводят к осознанию необходимого размежевания натурфилософской и собственно философской установок познания.

У метафизика может быть уже обнаружена как специально обоснованный метод. Не предпринимая формального расчленения «мудрости» на различные науки, Платон дает, тем не менее, в ряде диалогов описание высшего типа знания, восходящего от эмпирической реальности к бестелесным сущностям по иерархической «лестнице» понятий и нисходящего обратно к чувственному миру, обретая при этом способность видеть истинное бытие и находить во всяком множестве единство, а во всяком единстве — множество (Платон называл этот метод «диалектикой»). Таким образом, Платон уже очертил круг специфических проблем метафизики. построил классификацию наук, в которой первое по значению и ценности место занимает наука о бытии как таковом, о первых началах и причинах всего сущего, «первая философия». В отличие от «второй философии», то есть «физики», «первая философия», рассматривает бытие независимо от конкретного соединения материи и формы, от движения оформленной материи. Не связанная ни с субъективностью человека (как науки «пойетические»), ни с человеческой деятельностью (как науки «практические»), метафизика, по Аристотелю, является самой ценной из наук, существуя не как средство, а как цель человеческой жизни и источник высшего наслаждения.

Метафизика в средние века

Античная метафизика явилась образцом метафизики вообще, но на протяжении истории западноевропейской философии существенно менялась как оценка метафизическогого знания, так и положение метафизики в системе философских наук и в горизонте мировоззрения той или иной эпохи. Средневековая философия признает метафизику высшей формой рационального познания бытия, но подчиненной сверхразумному знанию, данному в Откровении. считала, что метафизике доступно богопознание, осуществляемое по аналогии с высшими родами сущего (благо, истина и т. п.). Такое сужение круга допустимых проблем и возможных результатов метафизики позволило в то же время дать углубленную трактовку некоторых вопросов, затронутых античной метафизикой лишь в общих чертах (напр., соотношение свободы и необходимости, природа общих понятий и др.). Средневековая метафизика, достигшая своего расцвета в 13-14 вв., существенно обогатила понятийный и терминологический словарь философии.

Метафизика в новое время

Метафизика нового времени вышла из границ, очерченных теологией, и, пройдя малопродуктивный этап пантеистической натурфилософии, возвращает себе «природу» как объект автономного исследования. Но на смену авторитету богословия приходит наука, не менее властно подчинившая себе метод и направление метафизического знания. Метафизика, оставшись формально «царицей наук», не только испытывает влияние естественных наук, достигших в этот период выдающихся успехов (особенно в механике и математике), но и до некоторой степени сливается с ними. Великие философы 17 в. (века расцвета метафизики нового времени) как правило являются и великими естествоиспытателями. Основная черта новой метафизики — сосредоточенность на вопросах, что делает ее в первую очередь метафизикой познания, а не метафизикой бытия (каковой она была в античности и в средние века). Это справедливо и для метафизики, тесно связанной с традиционной онтологией, и для метафизики, особенно резко размежевавшейся с дедуктивным методом средневековой схоластики, приводившим, по мнению критиков-эмпириков, к понятий, догматическому возведению их в статус бытия. Метафизика 17 века, получившая классическое выражение в системах (создателя нового типа обоснования метафизики через самосознание Я),,, переживает кризис в 18 в., что обусловлено отъединением от нее позитивных наук, вырождением метафизики в догматическое систематизаторство (напр., в системах и), активной разрушительной критикой метафизики со стороны,, механистического материализма и. Показательны в этом отношении система, в наибольшей степени отвечающая критериям метафизики, но в то же время своим учением о невозможности бытия без восприятия подрывавшая основы традиционной метафизики, и учение, фактически осуществившее критикой понятий Я и причинности самодеструкцию метафизики.

Кант

В немецкой классической философии 18-19 вв. происходил сложный процесс радикального пересмотра старой метафизики, парадоксально связанный с реставрацией метафизики как умозрительной картины мира. Определяющую роль в этом процессе сыграла критическая философия. Кант критиковал не метафизику как науку (необходимость и ценность которой он признавал, считая ее завершением культуры человеческого разума), а догматическую метафизику прошлого. Своей задачей он считал изменение метода метафизики и определение собственной сферы ее приложения. Разделяя рассудок и разум, Кант показывает, что некритическое распространение деятельности рассудка за пределы возможного опыта порождает ошибки старой метафизики. Кант предлагает программу построения метафизики как истинной системы (т. е. такой, где каждый отдельный принцип или доказан, или, в качестве гипотезы, приводит к остальным принципам системы как следствиям). В работе «Какие действительные успехи сделала метафизика … он указывает на «два опорных пункта», вокруг которых вращается метафизика: учение об идеальности пространства и времени, указывающее на непознаваемое сверхчувственное, и учение о реальности понятия свободы, указывающее на познаваемое сверхчувственное. Фундаментом обоих пунктов, по Канту, является «понятие разума о безусловном в целокупности всех подчиненных друг другу условий». Задача метафизики — в том, чтобы освободить это понятие от иллюзий, возникших из-за смешения явлений и вещей в себе, и избегнув тем самым антиномии чистого разума, выйти к «сверхчувственному». (См. Кант И. Соч. в 6 тт. Т. 6, С. 239.) Истинная метафизика, таким образом, возможна лишь как систематическое знание, выведенное из чистого и «очищенного» от иллюзий разума. Однако Кант не построил такой системы, ограничившись исследованием противоречий, в которые неизбежно впадает разум, пытающийся синтезировать законченную картину мира. Кант ввел разделение метафизики на метафизику природы и метафизику нравов, толкуя последнюю как такую сферу, где противоречия чистого разума находят практическое разрешение. Он также четко размежевал метафизику и естествознание, указав, что предметы этих дисциплин совершенно различны.

 

_____________________________________________________________________






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.