Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Краткая история факторов рождаемости






Рождаемость — это процесс деторождения в совокупности людей, определяющих поколение с определенным репродуктивным поведением.

Процесс рождаемости изучают следующими основными показателями:

Историческая эволюция рождаемости связана с социально-экономическим развитием общества. Уровень рождаемости во всех классовых докапиталистических формациях был ориентирован на максимальное число рождений. Многодетность поощрялась социальной и культурной традициями. В древности и средневековье рождаемость повсеместно была очень высокой, близкой к физиологическому максимуму (50—60 ‰). Она стала заметно снижаться с конца ХVІІІ в. в связи с изменениями в уровне развития производительных сил и репродуктивном поведении в обществе (с переходом от многодетной семьи к малодетной), связанными с развитием капиталистических отношений [5].

Регионом, где впервые в истории стало ощущаться заметное снижение рождаемости, была Европа. Во второй половине ХІХ в. в странах Западной Европы началось сначала медленное, а потом интенсивное снижение рождаемости, распространившееся постепенно на все европейские страны, а также США, Канаду, Австралию и Японию (табл. 3.1).

В настоящее время выделено несколько групп факторов, определяющих уровень рождаемости и его изменение в том или ином направлении:

1) природно-биологические факторы:

§ наследственность;

§ экологическая обстановка, физическая среда. Здесь можно выделить, прежде всего, климат, оказывающий влияние на начало и конец детородного периода женщины;

§ биологические ритмы и др.

2) социально-экономические факторы:

§ уровень жизни населения. Уровень благосостояния населения и уровень рождаемости связаны, по результатам многочисленных обследований, как в нашей стране, так и за рубежом, обратной корреляционной зависимостью. То есть, как это не парадоксально, в семьях с более высоким доходом показатели рождаемости во всех возрастных группах ниже, чем в семьях с меньшим доходом. Многие авторы объясняют это следствием более высоких культурных и экономических запросов у женщин с высокими доходами, их большей занятостью;

§ уровень удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Этот фактор, как и предыдущий, оказывает обратное влияние на уровень рождаемости. Чем выше степень удовлетворения различных потребностей в обществе, тем больше возможностей у женщины реализовать себя в какой-либо другой сфере, помимо рождения и воспитания детей.

§ культурно-образовательный уровень населения.

§ религиозные традиции, определяющие репродуктивное поведение населения. Многие религии запрещают применение мер регулирования числа детей в семье, способствуя тем самым высоким показателям рождаемости;

§ развитие системы здравоохранения.

§ обеспеченность населения детскими учреждениями.

§ социальное положение женщин, занятость женщин в общественном производстве.

§ законодательство, определяющее демографическую политику страны. Для повышения уровня рождаемости в стране недостаточно лишь мер социальной и экономической поддержки семей: пособий, льгот и т.д., хотя и они в современных условиях крайне необходимы в нашей стране.

§ войны и др. факторы. Войны, вызывая жертвы и лишения среди населения, сокращают численность населения, изменяют его половозрастной состав, а, следовательно, нарушают естественный ход всех демографических процессов.

3) демографические (структурные) факторы: половой, возрастной, брачный, территориальный, национальный и т.д. состав населения. Главный объективный демографический фактор рождаемости, как видно из предыдущих параграфов – состав населения по полу и возрасту. Чем выше удельный вес женщин возрастов, наиболее способных к деторождению, в женском населении и во всем населении в целом, тем выше соответственно и показатели рождаемости. Однако дети рождаются в основном в браке, а число женщин, состоящих в браке или собирающихся в него вступить, определяется числом потенциальных женихов. Таким образом, для роста рождаемости необходимы благоприятные условия для оптимальной брачной ситуации, т.е. оптимального соотношения числа лиц обоих полов в бракоспособном возрасте.

При изучении влияния структурных факторов на интенсивность рождаемости большое внимание всегда уделялось дифференциации рождаемости по типам поселений. Многочисленные демографические исследования не только в нашей стране, но и за рубежом, свидетельствуют о том, что уровень рождаемости в городах, как правило, ниже, чем в сельских местностях.

Влияние национальных факторов на рождаемость связано с традициями, особенностями культуры, с определенной религиозной принадлежностью населения. Однако изучение рождаемости, дифференцированной по национальному признаку, в крупнейших городах с преобладанием населения таких национальностей как русские, украинцы, белорусы, татары и других малодетных национальностей в настоящее время теряет смысл, так как все они имеют в основном по одному ребенку в семье.

В целом, как полагают специалисты, причинами низкой рождаемости в настоящее время являются: ослабление потребности в детях, все большее распространение семей, не желающих даже при благоприятных условиях иметь двоих, троих детей; восприятие условий жизни как неблагоприятных для рождения детей, что связано как с объективными жизненными трудностями материального, жилищного и иного характера, так и с повышенным уровнем притязаний, низкой ценностью нескольких детей по сравнению с другими жизненными целями.

Выявление факторов, предопределяющих ту или иную ситуацию в области рождаемости, является сложной задачей. Прежде всего, это связано с тем, что уровень рождаемости, ее эволюция являются следствием взаимодействия целого комплекса факторов: и экономических, и социальных, и психологических, и еще ряда других.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.