Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Здравоохранение и социальная работа






Подготовка социальных работников для служб здравоохранения. Число социальных работников, занятых в здравоохранении США, начиная с 60-х годов удвоилось и сейчас составляет приблизительно 45 тыс. 45 % членов Национальной ассоциации социальных работников участвуют в программах медицинской или психиатрической помощи.
Успехи службы социальной помощи в области здравоохранения вызвали повышение интереса к специальному медицинскому образованию. В 1975 г. Общество руководителей социальной работы в больницах при Ассоциации американских больниц и Совет по образованию в области социальной работы рекомендовали обеспечить более основательную научную базу для обучения социальных работников и усовершенствовать учебные планы по биологии, психологии и обретению практических навыков. Сочетание растущего количества социальных работников в медицинских учреждениях и уровня их профессионализма в этой области способствовало выработке стандартов современной практики. Американская ассоциация социальных работников здравоохранения и Ассоциация американских больниц приступили к созданию таких нормативов еще в 20-е годы. Нормативы современной социальной практики в здравоохранении усовершенствованы Национальной ассоциацией социальных работников. В 1982 г. специализированные нормативы для социальных работников в областях, связанных с потерей трудоспособности по возрасту и почечной болезнью в последней стадии, пополнили нормативы социальной работы в учреждениях системы здравоохранения. Более того, многие социальные работники узких специализаций (в частности, перинатальной практики, онкологии и нефрологии) объединились в группы, установившие контакты с национальными специализированными организациями, например, с Американским онкологическим обществом.
Увеличение количества школ, готовящих социальных работников для медицины, отражает растущие требования профессиональных медработников к соответствующей подготовке будущих специалистов в области социальной работы.
Одной из проблем, с которой сталкиваются факультеты социальной подготовки, является создание таких учебных планов, которые отражали бы специфические цели и задачи социальной работы в здравоохранении и давали знания, необходимые для компетентной практики в учреждениях этой системы.
Цели и задачи социальной работы в здравоохранении. Основная задача профессиональных работников здравоохранения — это забота о физическом и психическом здоровье пациента. Что касается социальных работников, занятых в этой сфере, то их задачи могли бы быть сформулированы следующим образом:
1. Оценить психосоциальные стрессы и стрессы, вызываемые воздействием факторов внешней среды, с которыми сталкиваются физически больные пациенты и их семьи, и оказать непосредственную социально-терапевтическую поддержку.
2. Помочь пациентам и их семьям получить максимальную пользу от социальных программ здравоохранения.
3. Создать социальные программы по охране здоровья, включая действенные и приемлемые профилактические программы для населения.
4. Гуманизировать программы лечебных учреждений в интересах пациентов и поставить их на службу обществу.
5. Способствовать всестороннему лечению пациентов в тесном сотрудничестве с врачами и другими медицинскими работниками.
6. Участвовать в анализе сложившегося положения и в разработке мер по улучшению социальной политики в области здравоохранения и планировать ее развитие.
7. Привлекать население к участию в социальной помощи и способствовать повышению уровня его информированности.
8. Оценивать и улучшать социальную медицинскую поддержку, беря на себя инициативу и ответственность.
Чтобы поддерживать социальное функционирование индивидов, семей, общин и социума в целом, система социальной помощи руководствуется в своей деятельности всесторонним целостным подходом к человеку и обществу.
Если прежде в образовании социальных работников основным считались психологические и межличностные элементы этого подхода, то теперь учебный план подчеркивает социальные, культурные, общественные и физические аспекты социальной работы.
Особенности профессиональной деятельности социальных работников в сфере здравоохранения. В середине 80-х годов учебные планы подготовки социальных работников в области здравоохранения были значительно усовершенствованы. Появилось значительное количество учебных программ, разработанных для специализированной подготовки. В основе этих программ лежали определенные общие предпосылки.
Социальный работник привносит свои профессиональные знания и навыки в деятельность медицинских учреждений. Однако, работая в медицинских учреждениях, социальный работник приспосабливается к специфике их целей и задач. Для понимания нужд больного, находящегося в больнице, социальный работник должен знать природу болезни и учитывать множество психологических, социальных и физиологических факторов, относящихся к болезни и уходу за пациентом. Этиологические факторы не всегда просты или очевидны, и социальный работник должен учитывать, что адаптация к болезни — дело не только самого пациента. Исследуя связь между физическим и психическим состоянием, профессиональный социальный работник, занятый в здравоохранении, должен принимать во внимание семейные, этнические и культурные предпосылки, а также социально-экономическое положение пациента.
Социальный работник здравоохранения всегда взаимодействует с врачами различных специальностей, сестрами и другим медицинским персоналом больницы, приобретая соответствующие знания и опыт. Находясь в медицинском учреждении, он должен овладеть терминологией современного здравоохранения.
Сложная система организации, которую предлагают службы охраны здоровья, подвержена влиянию многих взаимодействующих факторов. Чтобы понять работу этих систем, социальному работнику необходим концептуальный подход к организации и набор методик вмешательства в целях защиты и поддержки пациента. Студентам, собирающимся стать социальными работниками здравоохранения, необходимы глубокие знания относительно направлений развития здравоохранения, программ и служб, а также специальные навыки для взаимодействия с системой службы здоровья. Кроме того, они обязаны вникать в суть происходящих в социальной политике изменений, которые влияют на обеспечение служб медицинской помощи.
Помимо этого социальные работники системы здравоохранения должны учитывать личность пациента, обстоятельства его семейной жизни. В своей практической деятельности им следует проводить консультирование больного, его семьи или их друзей и соседей, объяснять им суть социальной политики и их права. Социальный работник больницы должен уметь оказывать услуги, связанные с процессом реабилитации больных после выписки из больницы, что очень важно, поскольку действенная реабилитация — это ключ к выздоровлению пациента.
Развитие специализированной подготовки социальных работников здравоохранения. Несмотря на то что цели, задачи и проблемы, знание которых необходимо для практической деятельности социальных работников в здравоохранении, в достаточной мере изучены, тем не менее остается немало сложных вопросов. В плане развития специализированного образования социальных работников здравоохранения начинающему социальному работнику нужны достаточно разнообразные медицинские знания для практической деятельности в лечебном учреждении. Как лучше организовать такое обучение? Как следует осуществить связь между академической программой и практикой в школе социальной подготовки? Какое место в образовании социальных работников должна занять такая специализация? Насколько специфика медицинского учреждения может быть интегрирована в двухгодичную программу подготовки специалиста по социальной работе? Сколько часов следует отвести приобретению практических навыков и практическим занятиям, повышению квалификации? И наконец, поскольку новые технологии делают здравоохранение более сложным, каким образом в образовательный процесс включить овладение знаниями и навыками, необходимыми для понимания узких медицинских специализаций?
В дополнение к традиционному поиску сближения медицинских курсов с практикой социальной работы некоторые школы подготовки социальных работников здравоохранения готовы предложить совместные программы повышения квалификации или включить в планы социальной работы практические курсы, необходимые для оказания помощи пациентам. К тому же созданы консорциумы школ и университетов для совместного обучения студентов преподавателями социальной работы и врачами в клинических учреждениях. Очевидно, наиболее эффективна модель, когда преподаватель-практик высшего учебного заведения работает в учреждении здравоохранения, т. е. когда социальный работник является в то же время профессионалом-медиком.
Существует мнение, что даже очень высокая квалификация преподавателя (на уровне магистра) не обеспечивает студенту адекватного уровня компетенции, необходимого ему как специалисту-практику. Поэтому для продолжения специализированного образования была предложена трехлетняя клиническая интернатура.

 

 

Вопрос 48

. Социальная работа в системе образования
2. Медико-социальная работа

 

1. Социальная работа в системе образования как самостоятельное направление деятельности только начинает складываться, активизируется процесс внедрения социальных работников в данную сферу на всех ее уровнях.

Обычно социальный работник оказывает помощь людям, уже самоопределившимся в жизни.Его главная цель — улучшить или восстановить способность человека к социальному функционированию: создать в социуме условия, которые будут способствовать достижению этой цели, раскрытию потенциальных возможностей человека.В настоящее время социальные работники все активнее участвуют в процессе социализации и формирования личности.

Знание законов Российской Федерации о развитии образования помогает социальному работнику успешно исполнять свои функции. Осуществляя деяте.1ьность в условиях образовательного учреждения любого уровня, любой формы и подчиненности, социальный работник должен быть осведомлен:

✓ кто именно, в силу каких именно причин и в какой именно социальной помощи нуждается (социальная помощь носит адресный характер):

✓ в какой именно части право человека оказалось ущемленным.

Иногда социальному работнику приходится оказывать помощь и поддержку не отдельному человеку, а группе лиц или даже целому коллективу, чьи права в сфере образования не находят законной реализации и при этом не изыскиваются возможности удовлетворить законные требования граждан, чьи способы получения необходимых благ неконструктивны и средства доступа к социальным силам ограничены.

2.Медико-социальная работа определяется как вид комплексной профессиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического и социально-правового характера, направленной на восстановление, сохранение и укрепление здоровья.

Ее главная цель — достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физической и психической патологией, а также социальным неблагополучием.

Здоровье это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Основу медико-соииальной работы должны составлять-.

✓ возрастно-половые данные пациентов;

✓ учет профессиональной деятельности, адаптационных ресурсов;

✓ состояние медико-социальной среды.

В ряде случаев социальная работа может сыграть решающую роль в предупреждении заболеваний, обеспечении эффективности лечения и реабилитации больных, их социальной адаптации, возвращении к трудовой деятельн ости.

Значимость социальной работы существенно возрастает применительно к таким категориям населения, как инвалиды, лица с хроническими заболеваниями, пожилые люди.

Социальный работник должен обладать высокой эрудицией и использовать обширные междисциплинарные знания — медицинские, правовые, психологические, философские, экономические, социальные и др.

Специфика конкретной социальной работы с людьми определяется многими факторами'.

✓ возрастом клиента;

✓ видом его социальной деятельности;

✓ экономическим положением его семьи;

✓ состоянием здоровья (физического, психического);

степенью:

• нарушения его адаптационных ресурсов в обществе и возможностью их частичного или полного восстановления;

• социальной активности;

✓ наличием определенных факторов, оказывающих влияние на здоровье человека;

✓ возможностями общества и др.

Важными направлениями медико-социсыьной работы становятся:

✓ планирование семьи, охрана материнства и детства:

✓ психотерапия;

✓ наркология;

✓ онкология и др.

Медико-социальная работа в здравоохранении направлена на решение социальных проблем женщины, матери и ребенка, детей дошкольного и подросткового возраста, взрослого населения, пожилых и 11рестарелых, инвалидов.

Состояние социальной среды обитания человека, экономическое благополучие общества определяют следующие демографические показатели:

✓ рождаемость;

✓ смертность;

✓ структура заболеваемости населения;

✓ инвалидизация и др.

Они являются предметом специальных медико-социальных исследований, на основе которых разрабатываются различные комплексные программы оздоровления общества.

К задачам медико-социальной работы относится выявление ведущих социальных факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на здоровье человека, его социальную адаптацию, и генеалогического древа, возможно, влияющих на состояние здоровья детей. Весьма важно выявить наследственные заболевания или состояния (алкоголизм, наркомания, токсикомания и др.), которые могут оказать влияние на здоровье будущего поколения.

Организационная основа для решения этой проблемы:

✓ создание в учреждениях здравоохранения кабинетов медико- генетической консультации;

✓ проведение санитарно-просветительной работы с будущими родителями посредством издания соответствующей научно-публицистической литературы; обучение в школе матери и ребенка на базе женских консультаций и т. п.:

✓ проведение комплекса мероприятий по воспитанию у населения здорового образа жизни;

✓ профилактическое углубленное обследование населения с целью формирования " групп риска", лиц, у которых развиваются патологические состояния, а также больных с целью предупреждения развития и про- грессирования у них осложнений.

Типы медико-сошкиьной работы.

✓ профилактическая;

✓ патогенетическая.

Профилактическая медико-социальная работа подразумевает проведение мероприятий по предупреждению социально зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья; формированию здорового образа жизни; обеспечению социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и др. Подразделяется на профилактику первичную и вторичную.

Задача первичной профилактики — предупреждение развития у человека патологических состояний, т. е. проведение социально-эко- номического анализа, формирование у населения представлений о здоровом образе жизни, активной жизненной позиции по отношению к своему здоровью.

Вторичная профилактика направлена на предупреждение дальнейшего прогрессирования болезни и предусматривает комплекс лечебных и профилактических мероприятий, а также решение целого ряда социальных задач.

Главные напраа/ения профилактической медико-сошкиьной работы.

✓ повышение уровня медицинского образования населения, формирование у него представления о здоровом образе жизни и его

значении в предупреждении заболеваний:

✓ выявление наиболее важных социальных факторов, оказывающих отрицательное влияние на здоровье человека, и непосредственное их устранение или уменьшение их влияния на организм:

• оказание материальной помощи малообеспеченным или многодетным семьям;

• психологическая коррекция состояния:

✓ совместная с клиентами работа по предупреждению вредных привычек — курения, злоупотребления алкоголем и т. п. Патогенетическая медико-социальная работа включает в себя мероприятия по организации медико-социальной помощи, медико-социальной экспертизы, социальной работы в отдельных областях медицины и здравоохранения.

Приоритетным направлением патогенетической медико-социальной работы является реабилитация больных — комтекс медицинских, социально-экономических. педагогических мероприятий, в том числе:

✓ трехдневная система реабилитации пациентов " стационар — поликлиника — санаторий или дом отдыха" (оправдала себя при целом ряде заболеваний);

✓ специализированные реабилитационные центры, оснащенные современной аппаратурой и использующие современные методики восстановления больных.

К задачам реабилитации относится также повышение качества жизни пациентов.

Социальная работа в системе образования как самостоятельное направление деятельности только начинает складываться, активизируется процесс внедрения социальных работников в данную сферу на всех ее уровнях. Социальные работники все активнее участвуют в процессе социализации и формирования личности. В нашей стране в системе образования трудятся и социальные педагоги, и социальные работники, которые помогают детям и взрослым, преодолевать определенные жизненные трудности.

Социальная педагогика как практическая деятельность ориентирована в основном на работу с детьми и семьей. Если родители по каким-либо причинам не в состоянии оказать ребенку помощь в разрешении его проблем, эту задачу стремится выполнить социальный педагог.

Социальный же работник в основном оказывает помощь людям уже самоопределившимися в жизни. Его главная цель — улучшить или восстановить способность человека к социальному функционированию, создать в социуме условия (социально-экологические, психологические, социально-медицинские) способствующие достижению этой цели, раскрытию потенциальных возможностей человека. И социальный педагог, и социальный работник в системе образования способствуют более уверенному переходу от методов борьбы с неблагополучием к методам социальной превенции, тем более что к настоящему времени сложились необходимые условия для интеграции целей и задач образования и социальной работы. Активизация социальных работников в данной сфере знаменует координацию усилий обоих социальных институтов, направленных на решение проблем человека, и может рассматриваться как одно из условий достижения социального благополучия.

Знание законов Российской Федерации о развитии образования помогает социальному работнику успешно исполнять свои функции. Так, в Законе " Об образовании" (1992 г.) и Федеральном законе " О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации " Об образовании" (новая редакция Закона от 13 января 1996 г.) в разделе 2 " Право на образование" (ст. 5 " Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования") записано:

".государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального, общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатного среднего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые." (п. 3);

".В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым оказывается данная помощь, ее формы, размеры и источники устанавливаются федеральным законом." (п. 5);

".Государство оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством представления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом. Критерии и порядок представления таких стипендий устанавливаются правительством РФ." (п. 6).

Необходимая социальная помощь может быть оказана на любом образовательном уровне: при получении индивидом основного общего образования (1—9 кл.); среднего (полного) общего образования (10—11 кл.); начального профессионального образования; высшего профессионального образования; при послевузовском продлении профессионального образования.

Федеральный закон " О высшем и послевузовском образовании" (1996 г.) предоставляет социальному работнику возможность защищать права граждан, имеющих соответствующий образовательный уровень.

Социальный работник должен быть компетентным в ряде вопросов, например, он обязан знать, что является образовательным учреждением (" образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся воспитанников"); какими могут быть формы учреждений (" образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)"; на все ли формы образовательных учреждений распространяется действие российского законодательства (" действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от организационно-правовых форм и подчиненности"). Эти сведения сдержатся в упомянутом Федеральном законе " О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации " Об образовании" (ст. 12).

Осуществляя деятельность в условиях образовательного учреждения любого уровня, любой формы и подчиненности, социальный работник должен быть осведомлен, кто именно, в силу каких именно причин и в какой именно социальной помощи нуждается (социальная помощь носит адресный характер); в какой именно части право человека оказалось ущемленным. Иногда социальному работнику приходится оказывать помощь и поддержку не отдельному человеку, а группе лиц или даже целому коллективу, чьи права в сфере образования не находят законной реализации" при этом не изыскиваются возможности удовлетворить законные требования граждан, чьи способы получения необходимых благ неконструктивны и средства доступа к социальным силам ограничены.

 

 

Вопрос 49

Граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды (в том числе дети-инвалиды), нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению, имеют право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном и негосударственном секторах системы социального обслуживания.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов предоставляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности.

Права граждан пожилого возраста и инвалидов при оказании им социальных услуг могут ограничиваться в случаях, предусмотренных законом. Ограничения прав могут выражаться в помещении этих граждан без их согласия в учреждения социального обслуживания, если они лишены ухода и поддержки родственников или иных законных представителен и не способны самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности (утрата способности к самообслуживанию и (или) активному передвижению) или признаны в установленном законом порядке недееспособными. Вопрос о помещении граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарные учреждения социального обслуживания без их согласия или без согласия их законных представителен решается судом по представлению органов социальной защиты населения.

Гражданам пожилого возраста и инвалидам, являющимся бактерио- или вирусоносителями либо при наличии у них хронического алкоголизма, карантинных инфекционных заболеваний, активных форм туберкулеза, тяжелых психических расстройств, венерических и других заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения, может быть отказано в предоставлении социальных услуг на дому. Отказ в предоставлении гражданам пожилого возраста и инвалидам социальных услуг в этом случае подтверждается совместным заключением органа социальной защиты населения и врачебно-консультативной комиссии учреждения здравоохранения.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, оказываемое в нестационарных условиях, может быть прекращено в случае нарушения ими норм и правил, установленных органами управления социальным обслуживанием при предоставлении данного вида услуг.

Законодательство предусматривает пять форм социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов:

1. социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);

2. полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;

3. стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования);

4. срочное социальное обслуживание;

5. социально-консультативная помощь.

Социальное обслуживание по желанию граждан пожилого возраста и инвалидов может осуществляться на постоянной или временной основе.

Социальное обслуживание на дому является одной из основных форм социального обслуживания, направленной на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов.

К числу надомных социальных услуг, гарантированных государством, относится:

1. организация питания, включая доставку продуктов на дом;

2. помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;

3. содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения;

4. поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;

5. содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг;

6. содействие в организации ритуальных услуг;

7. другие надомные социальные услуги.

При обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения, в число надомных социальных услуг, предусматриваемых перечнем гарантированных государством социальных услуг, включается содействие в обеспечении топливом и (или) водой.

Кроме перечисленных выше надомных социальных услуг, гражданам пожилого возраста и инвалидам могут быть предоставлены дополнительные услуги на условиях полной или частичной оплаты.

Социально-медицинское обслуживание на дому предоставляется нуждающимся в надомных социальных услугах гражданам пожилого возраста и инвалидам, страдающим психическими расстройствами (в стадии ремиссии), туберкулезом (за исключением активной формы), тяжелыми заболеваниями (в том числе онкологическими) на поздних стадиях, за исключением карантинных инфекционных заболеваний, хронического алкоголизма, тяжелых психических расстройств, венерических и других заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения. Порядок и условия социально-медицинского обслуживания на дому определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Полустационарное социальное обслуживание включает социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, организацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни. На полустационарное социальное обслуживание принимаются нуждающиеся в нем граждане пожилого возраста и инвалиды, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, не имеющие медицинских противопоказаний к зачислению на социальное обслуживание.

Решение о зачислении на полустационарное социальное обслуживание принимает руководитель учреждения социального обслуживания на основании личного письменного заявления гражданина пожилого возраста или инвалида и справки учреждения здравоохранения о состоянии его здоровья. Порядок и условия полустационарного социального обслуживания определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении.

Стационарное социальное обслуживание включает меры по созданию для граждан пожилого возраста и инвалидов наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию их отдыха и досуга.

Стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется в стационарных учреждениях (отделениях) социального обслуживания, профилированных в соответствии с их возрастом, состоянием здоровья и социальным положением.

Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеют право на:

1. обеспечение условий проживания, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям;

2. уход, первичную медико-санитарную и стоматологическую помощь, предоставляемые в стационарном учреждении социального обслуживания;

3. социально-медицинскую реабилитацию и социальную адаптацию;

4. добровольное участие в лечебно-трудовом процессе с учетом состояния здоровья, интересов, желаний в соответствии с медицинским заключением и трудовыми рекомендациями;

5. медико-социальную экспертизу, проводимую по медицинским показаниям, для установления или изменения группы инвалидности;

6. свободное посещение адвокатом, нотариусом, законными представителями, представителями общественных объединений и священнослужителем, а также родственниками и другими лицами;

7. бесплатную помощь адвоката в порядке, установленном действующим законодательством;

8. предоставление помещения для отправления религиозных обрядов, создание для этого условий, не противоречащих правилам внутреннего распорядка, с учетом интересов верующих различных конфессий;

9. сохранение занимаемых по договору найма или аренды жилых помещений в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов в течение шести месяцев с момента поступления в стационарное учреждение социального обслуживания, а если в жилых помещениях остались проживать члены их семей - в течение всего времени пребывания в этом учреждении. В случае отказа от услуг стационарного учреждения социального обслуживания по истечении указанного срока граждане пожилого возраста и инвалиды, освободившие жилые помещения в связи с их помещением в эти учреждения, имеют право на внеочередное обеспечение жилым помещением, если им не может быть возвращено ранее занимаемое ими жилое помещение;

10. участие в общественных комиссиях по защите прав граждан пожилого возраста и инвалидов, создаваемых, в том числе, в учреждениях социального обслуживания.

Срочное социальное обслуживание направлено на оказание неотложной помощи разового характера гражданам пожилого возраста и инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке.

Срочное социальное обслуживание может включать следующие социальные услуги:

1. разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;

2. обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;

3. разовое оказание материальной помощи;

4. содействие в получении временного жилого помещения;

5. организацию юридической помощи в целях защиты прав обслуживаемых лиц;

6. организацию экстренной медико-психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей и выделением для этих целей дополнительных телефонных номеров;

7. иные срочные социальные услуги.

Социально-консультативная помощь гражданам пожилого возраста и инвалидам направлена на их адаптацию в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.