Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нормативно-правовые аспекты социальной работы в пенитенциарной системе






исправительный пенитенциарный социальный работа

В России еще только зарождается опыт социальной работы с заключенными. Во вновь принятом Уголовном Кодексе Российской Федерации, вступившим в действие с 1 января 1996 г., указываются три цели наказания:

? восстановление социальной справедливости;

? исправление осужденного;

? предупреждение совершения новых преступлений.

В 1995 г. приказом МВД Российской Федерации утверждены новые правила внутреннего распорядка в следственных изоляторах (СИЗО). В соответствии с этим документом права заключенных были значительно расширены, например, были отменены все ограничения по переписке. Находящиеся в СИЗО получили также разрешение распоряжаться имуществом, участвовать в гражданско-правовых сделках (завещать, дарить, передавать имущество по доверенности и т. д.) и заключать браки. В СИЗО введены платные услуги для заключенных с целью улучшения их бытовых условий.

Кроме того, новыми правилами заключенным разрешается отправление религиозных обрядов в специально оборудованных помещениях. Кроме Русской Православной церкви в пенитенциарных учреждениях России активно действуют и представители других конфессий.

Религиозная деятельность в пенитенциарных учреждениях представлена тремя формами: в виде культовой работы, духовно-просветительской деятельности, а также в форме психотерапевтической и психокоррекционной деятельности.

В соответствии с исправительно-трудовым законодательством в исправительно-трудовых колониях осуществляется всеобщее среднее образование осужденных из числа молодежи. В последнее время во многих ИТК открылись и учебные группы высших учебных заведений (заочная и вечерняя формы). Возможность получения образования имеет несомненную социальную значимость для заключенных:

·повышается их социальный статус;

·препятствует интеллектуальной и культурной деградации, которым подвержены большинство попавших в заключение;

·открывает большие возможности реализации внутренних потенциалов заключенных, способствует развитию навыков прогнозирования собственного поведения;

·помогает выработать адекватную самооценку и т. д.

В нормативных документах, регламентирующих деятельность учреждений пенитенциарной системы, нет упоминания о социальной работе как самостоятельном виде деятельности, а в штатном расписании нет должности социального работника. Но социальная работа как таковая ведется всеми сотрудниками этих учреждений и отличается своими специфическими чертами:

·она осуществляется в закрытых и изолированных социальных учреждениях;

·ее объектом являются лица с высоким индексом социального неблагополучия и повышенной стрессогенностью;

·она проводится в обстановке противоборства противостоящих этико-правовых концепций, обусловленных менталитетом «тюремного персонала» и менталитетом «тюремного мира»;

·она неразрывно связана с исполнением уголовного наказания;

·однако она не прекращается с окончанием исполнения наказания, т. к. бывший заключенный нуждается в ресоциализации и адаптации к внешнему миру;

·социальный работник (или сотрудник, осуществляющий социальную работу в рамках пенитенциарного учреждения) объективно занимает особое место, являясь не только посредником между властью и гражданином, но и осуществляя миссию посредничества между философией наказания и враждебной ей философией преступного мира. Он способствует поиску социально приемлемых точек соприкосновения обеих сторон в этих антагонистических отношениях.

В соответствии с требованиями Всеобщей Декларации прав человека социальные работники призваны выступать против возможного жестокого или унижающего достоинство человека обращения с заключенными, добиваться улучшения санитарно-гигиенических условий их проживания, проводить меры по охране здоровья и т.д.

Основными же задачами социальных работников при работе с заключенными являются: прием и изучение новоприбывших, определение причин правонарушения и классификация осужденного, наблюдение, разработка исправительных мер, развитие и укрепление социально-полезных связей между заключенными и внешним миром, помощь в самоисправлении и подготовка их к освобождению и ресоциализации. Также их обязанностью является работа с семьями заключенных, психологическая помощь в подготовке к встрече с отбывшим срок заключения членом семьи.

Социальный работник в пенитенциарном учреждении призван также содействовать социально-правовой защищенности персонала. В его обязанности входит планирование, моделирование и прогнозирование социального развития учреждения в целом.

Социальной работе как виду деятельности присущи специфические черты, которые имеют большое значение для работы в пенитенциарной системе. Среди них - умение рассматривать клиента как часть общественной системы; акцентирование контактов с окружением клиента, со всеми, кто может помочь в выявлении проблемы и поисках ее решения; организация комплексного подхода и координации усилий различных специалистов и служб при работе с клиентом; знание возможностей общества в решении проблем клиента. Особую ценность представляет методика работы с клиентом и т. д.

Цели социальной работы в условиях пенитенциарной системы заключаются, прежде всего, в оказании помощи заключенным:

·в осознании необходимости изменения своей судьбы, установление с этой целью плодотворных и содержательных отношений с клиентами, проведение диагностической подготовки;

·в анализе своих противоправных поступков и потребностей;

·в коррекции поведения, особенно в связи с проблемами тюремного быта;

·в привитии навыков поведения в других жизненных ситуациях, например, умения принимать ответственные решения;

·в решении административных и финансовых вопросов.

Социальная работа занимает свое особое место среди других видов воздействия на заключенных. В ст. 6 Исправительно-трудового Кодекса выделяются 5 основных направлений исправления и перевоспитания заключенных:

·режим отбывания наказания - система правоограничений и дополнительных обязанностей, возложенных на осужденного, которая направлена на достижение целей наказания;

·общественно-полезный труд - выступает в качестве обязанности осужденного и права лица, содержащегося под стражей;

·воспитательная работа - к ней относятся культурно-воспитательная, духовно-воспитательная работа, а также самовоспитание;

·общеобразовательная подготовка;

·профессиональная подготовка;

·оперативная деятельность, направленная на раскрытие совершенных и предотвращение готовящихся преступлений.

Каждое из этих направлений включает в себя компоненты социальной работы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.