Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оформление научного стиля.






Правильный порядок слов в предложениях способствует ясности и точности формулировок. В то же время необычное расположение членов предложения (инверсия) может служить логическому усилению, выделению той или иной части высказывания, поэтому возможны и отступления от стилистически нейтрального порядка слов.

Для научного стиля особую важность приобретает правильное, четкое выделение абзацев, помогающее подчеркнуть логическую сторону речи. Этой же цели служит и умелое объединение отдельных предложений в сложные синтаксические единства (сверхфразовые единства). Последовательность в развитии мысли отражают вводные слова и словосочетания (во-первых, во-вторых, наконец, итак, таким образом). В то же время синтаксису научной речи чужды вставные предложения, присоединительные конструкции, лишающие высказывание целостности.

Стройность, логичность, упорядоченность синтаксических построений свойственны всем жанрам научных произведений. Однако многие из них имеют свои особенности. В частности, это относится ко вторичным научным документам: аннотации, реферату, информационным жанрам. Лаконизация изложения здесь требует особых синтаксических конструкций. За счет изъятия системы доказательств, примеров, повторений, акцентных моментов тексты подобных жанров ориентируются на расчлененные предложения, с набором ключевых слов. Путем рубрицирования текста упрощаются синтаксические связи, подчеркнуто насаждается именной строй речи, увеличивается процент номинативных предложений».

Научный стиль не исключает использования в нем элементов экспрессивной речи, но они, в частности тропы, здесь подчинены в большей мере экспрессии мысли, нежели экспрессии чувства. Эмоциональность речи здесь оттеняет аргументированную логически авторскую мысль и способствует доходчивости ее изложения.

Специальные приемы научных текстов обусловлены речевыми стратегиями - это предположениями автора относительно правильной организации речи для эффективного достижения поставленной цели. Выбранные автором способы реализации стратегии являются речевыми тактиками:

1. В научно-популярном тексте: автор прибегает к аналогиям и метафорическим сравнениям, к художественным элементам стиля с целью обратиться к личному опыту читателя для объяснения незнакомого научного понятия или явления. Данные средства помогают автору установить контакт с читателем и сформировать у него собственную оценочную позицию. Рождаются сравнения, сопоставления, которые помогают понять интеллектуальную информацию: Подобно снежинкам или человеческим лицам, в природе нет двух в точности одинаковых нейронов.

2. В научно-учебном тексте: построение материала по принципу «от частного к общему» предполагает последовательное вовлечение читателя в тему текста и помогает понять его суть, связь научных фактов: Сопоставляя родственные слова лес – лесной, лесок, лесозаготовки, обезлесить; …серебро, серебряный, серебристый, можно отметить в них одинаковые по значению части лес -, серебр -. Такие значимые части слова принято называть морфемами...

3. В собственно научных текстах: акцентирование на самых интересных моментах путем объяснения термина, формулирования целей и задач в процессе их решения, приведение примеров. Также специальном приемом является выделение собственного авторства и показ достижений, по сравнению с предыдущими исследователями, свой вклад в исследование.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.