Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Блок Демография (национальность, пол, возраст, социальное положение, образование свое и родителей, место проживания).






Эти блоки информации позволяют косвенным образом выяснить также вопросы ассимиляции, маргинальности, аккультурации и инкультурации, оптации или депортации нацменьшинств в данной системе. В настоящее время для России важны исследования по измерению норм и степеней толерантности (согласованности ценностно-нормативных координат поведения) во взаимоотношениях этносов, населяющих ее.

Кросскультурные исследования ориентированы на выявление межкультурных различий. Существует информационный банк данных, например, «Ареальная картотека человеческих отношений», созданная в США. В ней сосредточены сведения по 900 культурам Земли. Содержание разбито на 100 категорий – язык, пища, технология, искусство, труд, семья, социализация и др. По всем регионам России также накоплен банк этнографических данных – они ждут аналитической обработки190.

В условиях все большей глобализации экономических, политических и культурных процессов важны кросскультурные исследования, проводимые в международном масштабе. Приведем хотя бы два примера из исследований, проведенных институтом Гэллапа и др. исследовательскими учреждениями по заказу Министерства образования Японии.

Вопрос «Какую роль, по Вашему, играет религия в жизни Вашей страны?».

Ответы 17-24 летних респондентов даны в %%.191

Очень важную важную не очень важную не важную не знаю

Япония 3, 2 26, 7 42 18, 8 9, 3

США 35, 9 40, 2 14, 5 8, 6 0, 8

Англия 9, 8 26, 8 33, 9 28, 4 1, 1

Германия 10, 0 24, 3 39, 6 21, 8 4, 3

Франция 13, 9 33, 4 22, 5 29, 6 0, 6

Швеция 5, 1 11, 5 31, 6 50, 0 1, 8

Корея 22, 5 38, 6 31, 5 6, 3 1, 1

Филиппины 90, 1 8, 4 -- -- 0, 2

Тайвань 71, 7 25, 4 0, 1 -- --

Бразилия 53, 1 35, 2 7, 8 3, 5 0, 4

Россия 10, 3 37, 0 30, 6 9, 7 12, 5

Обращают внимание на себя такие страны, как Филиппины, Бразилия и Тайвань, где, по мнению опрошенной молодежи, очень сильно влияние церкви на общественную и личную жизнь людей. Как правило, эти страны со слабо развитой экономикой и недостаточно развитой социальной структурой. Интересное исключение составляет Тайвань – эта страна с развитой экономикой оказалась в группе стран, где традиционно сильно влияние церкви на людей. Видимо, здесь мы имеем дело с интересным феноменом серьезного отставания духовной жизни от развития производительных сил.

Вторая группа стран – это Япония, Швеция, Англия, Германия и Франция, Россия. Здесь оценки колеблются между «важную – неважную», т.е. дающие в сумме примерно семьдесят процентов мнений. Надо считать, что эти страны – наиболее «продвинутые» в развитии секулярности, причем безусловным лидером здесь является Швеция – наиболее демократическая страна с либеральным уклоном.

Вопрос: Счастливы ли Вы? Ответы в %%.

Счастлив Недостаточно счастлив

Англия 55, 8 41, 6

Франция 52, 7 44, 1

Бразилия 66, 3 30, 4

Швеция 58, 2 38, 2

США 54, 9 40, 1

Япония 39, 8 51, 0

Корея 26, 8 61, 5

Россия 24, 4 48, 7192

Разумеется, в основе человеческого ощущения счастья лежат разные этнокультурные эталоны самооценок и оценок – однако, эта таблица позволяет нам оценить одно важное обстоятельство: какая часть населения (в данном случае – молодежи) чувствует недостаточную полнокровность жизни. Мотивы недовольства молодежи «обустройством» своей жизнью могут явиться основой протестных движений, приводящих к серьезным изменениям в системе власти (пример - грузинская «бархатная революция» осени 2003г.).

Контрольные вопросы

1.Опишите блоки информации в примерном этнокультурном исследовании.

2.Как выявить с помощью социологических процедур латентную фазу этнического конфликта?

3.Как влияет культура на интерпретацию результатов кросс-культурного исследования? Роль предубеждений исследователя.

4.Этнический стереотип. Факторы его эволюции.

5.Что Вы понимаете под виртуализацией общества?

Литература

Кросс – культурное исследование.// Мацумото Д. Психология и культура.СПб, М., 2002

Ионин Л.Г.Социология культуры. М., 1996. Гл.6. 6.11.Case – study, казаки.

Минюшев Ф.И. Интернет как глобальный виртуальный мир и проблемы безопасности человека.//Влияние информационных технологий на национальную безопасность. М., 2001.

Молодежь Японии. Токио, 1998. (На японском языке).

Социокультурное исследование. Под ред. Минюшева Ф.И. Изд-во МГУ. 1994г.

Тезисы докладов на IIВсероссийском социологичнском конгрессе. Раздел «Социология культуры». М., 2003.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.