Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И пойдут сии в му́ку вечную, а праведники в жизнь вечную.






Господь разъясняет о Суде Своем, который последует в конце мира, сначала говоря известные притчи о десяти

девах, о талантах и заканчивая прямым описанием сего действа. Впрочем, прежде этого действа каждый из нас предстанет пред Богом по смерти своей и в значительной мере, в этот час и определится участь человека. Господь неоднократно призывает помнить о часе этом и готовиться к встрече с Богом, стяжая Царство в себе, в противном случае, и по смерти Царство он не получит, ибо по делам своим сделался подобным не Богу, но духам злобы. И одним из способов такого возделывания души своей показано милосердие к ближним, чего у нас бывает подчас очень мало. При этом мы сами надеемся на милость Божию. Но долго ли так будет продолжаться. Не оказаться бы и нам на левой стороне…..

Заканчивается чтение и диакон уносит Евангелие в алтарь, а архиерей благословляет народ дикирием и трикирием. Начинается сугубая ектения, в которой мы молимся, преимущественно, о наших ближних, и на которой читаются поданные верующими записки, по которым во время освящения Даров будет возноситься молитва. Чтение, как и прошлый раз, было совсем коротким. После этого снова была прочитана молитва о прекращении междоусобицы в Малороссии и вразумлении людей, озлобленных друг на друга. После этого была и ектения с молитвой об усопших. Начинается ектения об оглашенных, дабы сии, готовящиеся к принятию крещению, действительно обратились к Богу и просветились светом Духа Божия. В древности, напомню, с этим было строже, чем ныне – приходящий, желая креститься (кроме младенцев), сперва проходил обучение всем истинам веры, при этом руководитель его духовный наблюдал за ним, оценивал готовность к принятию крещения и лишь когда видел, что он готов (как ныне происходит при монашеском постриге), крестил его. Во время этого обучения он должен был посещать богослужение, находясь вплоть до этой ектении и когда по ее окончании диакон возглашает: «Оглашеннии изыдите» - должен был выйти, ибо посторонние не могли присутствовать на литургии верных, на Таинстве, которого скоро будут вкушать. Выходить должны были и те, которым по каким-то причинам было запрещено приступать к Чаше. Поэтому у святителя Иоанна Златоуста и есть слова о том, что если человек находится на литургии – и не причащается, то ему нечего на ней делать – пусть выходит при словах, повелевающим выходить. И тогда храм запирался и в нем оставались лишь те, кто были готовы к принятию Таинства. Это – укор всем нам, использующим подчас любые отговорки, чтобы не принимать это Таинство, даже имея на это возможность… Следуют еще две ектении. В это время на престоле разворачивается антиминс. Началась литургия верных – самая важная часть литургия, которую даже архиерейский чин почти не меняет. звучит славословие: «Яко да под державою Твоею всегда храними и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу¸ ныне и присно и во веки веков.» «Аминь» хор на сей раз поет двукратно и звучит Херувимская песнь: «Иже Херувими тайнообразующей и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение». Во время ее пения священники читают длительную молитву, в которой говорится о недостоинстве человека с его плотскими страстями и похотями приступать ко Святым Дарам. После этого архиерей с сослужащими переходит к жертвеннику, где совершается архиерейская проскомидия. Предстоятель дробит приготовленную просфору. Архидиакон о.Сергийкадит алтарь и солею. Лишь после совершения архиерейской проскомидии начинается обычный чин Великого входа: из северных дверей выносятся, подсвечник и архиерейский жезл, а также дикирий, трикирий и рипиды, а затем выходит и прочее духовенство, держа в руках чаши, и дискос, а также традиционно блюдо, лжицу и копие, а также напрестольные кресты. Архиерей встречает приготовленные Дары в Царских вратах. Этот момент символизирует шествие Христа на страдания. Рипиды иподиаконы держат по обе стороны Царских врат и когда протодиакон вручает сначала дискос, а затем чашу, опускают их, держа над ними. После этого предстоятель произносит традиционные слова, упоминая священноначалие Церкви и всех православных христиан и все духовенство входит в алтарь. После этого Владыка снова благословляет народ и дальше служба не отличается от обычной, ни пасхальное торжество, ни архиерейский чин его особенно не меняет, лишь в определенное время архиерей под пение «Исполла эти дэспота» благословляет народ, а при возгласах: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами…», «ГорЕ имеим сердца», «благодарим Господа» благословляет народ на три стороны. Не изменяется от пасхального торжества и момент Евхаристического канона и претворения хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христа Спасителя… После этого предстоятель воспоминает всех святых, благодаря Бога за то, что дал их нам, как помощников и молитвенников и вслух воспоминает Божию Матерь, после чего хор поет все то же «Достойно есть…..». После этого правящий архиерей возносит молитву, прося Бога помянуть (вспомнить) Святейшего патриарха Кирилла и митрополита Исидора, как главу Кубанской митрополии, после чего один из священников возносит такую же молитву о правящем архиерее. Выклички на сей раз не было. После пения Молитвы Господней «правый» хор долго пел песнопения, посвященные Божией Матери.

Причастников было много, так что причащенике шло на три чаши. Причащали о.Сергий Лукин, о.Евгений Кузнецов и о.Андрей Пашин. И вот, заканчивается причащение. Как и всегда, частицы, вынутые во время поминовения на литургии, погружаются в Чашу с прошением к Богу омыть грехи всех, здесь поминаемых, Кровью Своей. Именно поэтому поминовение на литургии выше, чем на любой другой из служб и треб. И вот, заканчивается причащение и наступает заключительная часть литургии, состоящая в благодарении за возможность причащения Святых Таин. Эта часть просто не предусматривает того, что кто-то может не причащаться, подобно тому, как писал святитель Иоанн Златоуст – если ты не причащаешься, значит….. уходи при словах «оглашении изыдите… - даже и диакон с амвона призывает причастников к благодарению и ты, не причащающийся на литургии, чувствуешь себя лишним и скорбишь о том, что не подготовился (впрочем, этого не бывает, если ты все-таки подготовился к сему Таинству). Читается заамвонная молитва, в которой священник просит помощи Божией всем молившимся в храме, дабы Господь сохранил их после того, как они после службы пойдут в мир с его злом.

Как всегда, не дожидаясь пения многолетия, Владыка говорил проповедь. Готовясь к Великому посту, мы назидались через чтение отрывок из Евангелия. В Неделю о мытаре и фарисее нам давался образец молитвы и… смирения. В Неделю о блудном сыне нам напоминалось, что Бог ждет всех, не презирая никого и если злоба человеческая отказывает ближним¸ совершившим даже самый легкий проступок, в прощении, то Бог знает поврежденность человеческой природы и снисходит к нам настолько, что как мы знаем, первым человеком вошедшим в рай после его открытия для людей, был разбойник, человек виновный во многих преступлениях, так что тогдашний обыватель, как это часто происходит и сегодня, требовал не только наказания его, а самой смерти. Но Бог не желает погибели никому и всегда принимает искреннее покаяние от всех. Ныне же мы подводимся к созерцанию пророчества о последних днях мира. Бог, несомненно, милостив, но он и правосуден, а потому, в конце мира он освободит его от гнета зла, заключив духов, восставших против Него, в бездну, а с ними – и покорившимся им людям, поскольку те, дав бесам власть над собой, осквернили себя, сделав души свои чуждыми Богу. Тогда Господь воздаст каждому по делам его, дав любящим Его то, что Он приготовил. Но приготовленный к славе, человек преступил заповедь Божию, уйдя «во страну далече». Об этом мы будем вспоминать в следующее воскресенье, так что многие песнопения будут говорить нам как бы от лица согрешившего Адама (об этом Владыка говорил довольно много, приводя тексты). Ныне же нам предлагается воспоминание о конце мира сего, о времени воздаяния, когда обетование Господне исполнится. Ради этого-то Бог и совершал все предыдущее: пришел в мир, став человеком, проповедовал, а затем – пострадал и умер на Кресте. Этим Он открыл нам закрытые по причине грехов наших предков, да и наших собственных, двери. Тогда Он пришел в уничижении, приняв на себя образ раба, отвергнув славу и почести и дав нам образ смирения. Тот, кто содержит весь мир, содержался рукой человека и питался от рук людей. Защищающий людей от нападенимй зла, сам скрывался от злобы Ирода и так далее, дабы почитание Его не было невольным, под давлением славы и блеска, на который человек, как сорока, очень падок…. Теперь же Господь придет во всей своей Божественной славе, от которой вострепещут все, кто ранее хулил Его, все, кто ждал не Спасителя мира, но земного властелина, который бы дал им хлеба и зрелищ и услаждал их зрение и слух, а потому таковые отвергали Христа, обращаясь к лжецам, которые бы льстили их слуху, давая бесчисленные, эффектные и одновременно бесполезные чудеса, поражавшие воображение. В последние дни мира явится некто, кто даст множество таких ложных чудес, но пред лицом Божиим все это распадется, как прах. Тогда каждый получит по делам своим. Это воспоминание дается, дабы человек не впадал в самоуспокоенность, дескать, успею. День сей, разумеется, может наступить еще нескоро, но смерть, по которой и наступит первый, перед Страшным, суд над человеком, может наступить хоть завтра. А тогда каждая овца, покладистая и послушная ПАСТЫРЮ, станет по левую сторону, а своенравная и агрессивная коза, сопротивляющаяся заботе о ней, по левую (так что не случайно Господь уподобил людей овцам и козам). После этого уже не будет покаяния и перемены участи, но лишь воздаяние и тогда уже сама совесть человека будет судить его. Бог рад бы и оправдать грешника, но сроднившись с грехом, дав в себе место не Царству Божию, но духам злобы, он сделался чуждым Богу и близость к Богу для него будет чужда, как чужды для взятого с улицы бездомного бродяги, бомжа, какие-нибудь палаты богачей, ибо он привык к своему образу жизни, подобному образу жизни бродячей собаки. Старавшиеся же приближаться к Богу в жизни своей тогда получат свою награду, тогда как те, кто жили страстями и грехами (увы нам), получат лишь неугасимый огонь, ибо большая часть страстей, которыми он услаждался, не будет иметь удовлетворения. Этого Суда не избежит никто, а потому нам всем надлежит помнить об этом и готовиться, а для этого Церковь и напоминает нам о нем, дабы в конце никто не сказал, что он не знал. И здесь Господь особо обращает внимание на проявления любви, ибо любящий не будет желать любимому зла, не будет творить ему зла, но заботиться о нем, как заботится мать о детях, в том числе, ограждая от зла. Посему имеющий любовь – исполняет заповеди. Мы все, увы, согрешаем, а потому, дабы стяжать эту любовь, нам надлежит минного потрудиться, пролить много пота и крови. Здесь же Господь дает нам простейший путь к этому – помощь ближним. Увы, мы чаще уклоняемся от этой помощи, чаще осуждая ближних наших, не оказывая помощь. Но «суд без милости не оказавшему милость» и «каким судом судите – отсудится и вам или какой мерой мерите – отмерится и вам». Будь этот день уже завтра, по какую сторону станет каждый из нас? Ответ часто страшен, тем более, что все те оправдания, которыми мы успокаиваем себя, рассыпятся пред Судом Божиим. Посему нам надлежит не почивать и услаждаться жизнью, но использовать сии краткие дни, дабы сделать души наши истинно храмом Божиим. Верую Господи, яко приидеши судити живых и мертвых и вси во своем чине станут: стари же и младии, владыки и князи, девы и священницы. Где обрящуся аз?! Сего ради вопию ти: даждь ми, Господи, прежде конца покаяние!

Под пение многолетия он уходит в алтарь. Впрочем, вскоре он вернулся. Началось вручение дипломов окончившим обучение воспитанников регентско-псаломщических курсов. Владыка долго поздравлял их, желая успеха и благодаря за усердное обучение. Он также отметил, что организовать эти курсы его вдохновило то, что обязанности регентов (по его словам) во многих местах исполняют люди, не имеющие образования и представлений о богослужении. После вручения дипломов одна из выпускниц долго благодарила Владыку за организацию курсов, а преподавателей – за терпении, сказав, что обучение не прошло даром… Окончились речи вручением подарков, в том числе, фотографий выпускников с благодарственными подписями. Еще раз поблагодарив выпускников, он заметил, что начало обучения тормозилось финансовыми проблемами, ибо одна только закупка учебных пособий и учебников для каждого требует больших вложений. Однако он сказал, что в будущем курсы будут организовываться снова….

После этого он уходит в алтарь, после чего вышедший о.Евгений напомнил, что с понедельника начинается СЫРНАЯ СЕДМИЦА, когда заканчивается кушение мяса. В среду и пятницу литургии не положено, а службы будут идти по чину Великого поста.


[1] Нике́ я (греч. Ν ί κ α ι α) — древний и средневековый город на северо-западе Малой Азии, близ Мраморного моря, на месте современного турецкого города Изник.

[2] Волы́ нь (укр. Волинь, польск. Woł yń) — историческая область на северо-западе современной Украины в бассейне южных притоков Припяти и верховьев Западного Буга.

[3] Джанибе́ к /Чанибек/ (тат. Җ анибә к, Canibä k, ум. 1357) — третий сын Узбек-хана, хан Золотой Орды (1342− 1357). В результате успешной войны с Персией присоединил Азербайджан, в результате чего Золотая Орда достигла своих максимальных размеров, включая Западную Сибирь, Булгарский Улус (Среднее Поволжье), Русский Улус (находящиеся в вассальной зависимости русские княжества), Белую Орду (Казахстан, Хорезм), Синюю Орду (Кубань, Дон, Крым), Кавказский Улус (включая Азербайджан).

Пришел к власти, в результате убийства его сторонниками братьев — хана Тинибека и Хизра.

[4] Панно́ ния (лат. Pannonia; Юлиус Покорный выводит название Pannonia из иллирийского языка, использующего протоиндоевропейский корень *pen — влага, вода, сырость) — регион в центральной Европе на территории современных Венгрии, восточной Австрии, юго-западной Словакии, северной Словении, северной Хорватии, северо-восточной Сербии, северной Боснии и Герцеговины, римская провинция.

[5]Штунда - Баптистское учение, отличающееся отрицанием священноначалия и церковных Таинств, а также почитания икон и мощей..

[6] " Перемены начальствующих лиц в Воронежской духовной семинарии", Воронежские епархиальные ведомости, 1913, № 3, с. 17.

[7] Приложение к Воронежским епархиальным ведомостям, 1913, № 34, с. 2

[8] Сремски-Карловци (Сремски (е) Карловцы, серб. Сремски Карловци, нем. Karlowitz, хорв. Srijemski Karlovci, венг. Karló ca, тур. Karlofç a, рум. Carloviţ) — город в Воеводине, входящей в состав Сербии, в регионе Срем, расположенный на берегу реки Дунай, в 8 км от Нови-Сада.

[9]Документальный фильм Жизнь и служение архиепископа Серафима (Соболева), (кадр второй половины 15 минуты).

[10] " Святые покровители семинарии" // сайт ВПДС - https://www.vpds.ru/svyatye-pokroviteli-seminarii/

[11] Деяние Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о прославлении в лике святителей архиепископа Богучарского Серафима (Соболева, 1881-1950) 3 февраля 2016 года, https://www.patriarchia.ru/db/text/4367229.html.

[12] Журнал № 1, https://www.patriarchia.ru/db/text/4367433.html

[13] Окончание кондака в документе, выложенном на официальном сайте Болгарской Православной Церкви, иное: "...ра́ дуйся, Серафи́ ме, Софи́ йский чудотво́ рче." (См. https://new.sliven.net/res/news/195298/______________%20_____...pdf, исходная страница: https://bg-patriarshia.bg/news.php? id=195298).

[14] рукопись находится в фондах Музея П. Флоренского в Москве

[15] Собор Иваново-Вознесенских святых // сайт " Азбука веры" - https://azbyka.ru/days/sv-sobor-ivanovo-voznesenskih-svjatyh

[16] После революции - с. Толбино Михневского р-на Серпуховского округа Московской области

[17] " Перемены по службе", Архангельские епархиальные ведомости, 1917, № 10, с. 149.

[18] с. Аксинино (Малинский район).

[19] Торо́ пец — город (с 1074) в России, административный центр Торопецкого района Тверской области.

Население — 12 105[1] чел. (2016). Название города — по расположению на реке Торопе (в ранние годы Торопица). В свою очередь, происхождение этого гидронима связывают с русским тороп «поспешность», происходящим от высокой скорости течения речки у порога перед впадением в Западную Двину.

[20] Древнерусский локоть: 1 локоть = 10⅔ вершка или ок. 47, 4 см, таким образом, размер пещеры составлял 189, 6 см, то есть, меньше 2 метров.

[21] Строго говоря, в тот момент татары были лишь одним из народов, вассальных по отношению к монголам, кои не имеют с татарами – тюркским народом, ни малейшего родства. Но дело в том, что «татары» - это скорей собирательное прозвище, чем определение национальности….

[22] Архив УФСБ по Тульской обл. Дело № 15127.

[23] Архив УФСБ по Тульской обл. Дело № 15127

[24] См. толкование блаженного Феофилакта.

[25] Вильно. – Вплоть до XX века так в Отчестве называли литовскую столицу, Вильнюс.

[26] ГА Шадринска Курганской обл. Ф. 224. Оп. 1. Д. 11. Л. 6 об.

[27] ГА Шадринска Курганской обл. Ф. 224. Оп. 1. Д. 3036. Л. 20 об.- 22 - подробное описание окладов; см. также: Пашков. С. 140-143

[28] ГИМ. Син. № 844. Копия; опубл.: Вкладные книги Далматовского Успенского монастыря (посл. четв. XVII - нач. XVIII в.) / Сост.: И. Л. Манькова. Свердловск, 1992. С. 184-186

[29] ГА Шадринска Курганской обл. Ф. 224. Оп. 1. Д. 2367

[30] ГА Шадринска Курганской обл. Ф. 224. Оп. 1., Д. 82. Л. 11; Д. 139. Л. 5; Д. 174. Л. 22; Д. 3179. Л. 72

[31] Пашков. Цвет. вклейка перед с. 161

[32] Итальянский город Поццуолли.

[33] УФСБ России по Новосибирской обл. Д. 14548, л. 4

[34] УФСБ России по Новосибирской обл. Д. 14548, л. 17.

[35] по др. данным – 19 января

[36] УФСБ России по Новосибирской обл. Д. 14548, л. 9-10.

[37] УФСБ России по Новосибирской обл. Д. 14548, л. 69.

[38] УФСБ России по Новосибирской обл. Д. 14548, л. 71.

[39] " 28 февраля-день памяти Новомучеников Омских", календарь сайта Люблинского благочиния Исилькульской епархии - https://blagochinie-646160.ortox.ru/

[40] https://blagochinie-646160.ortox.ru/

[41] УФСБ России по Новосибирской обл. Д. 14548, л. 17

[42] УФСБ России по Новосибирской обл. Д. 14548, л. 17 об.

[43] УФСБ России по Новосибирской обл. Д. 14548, л. 11 об.

[44] УФСБ России по Новосибирской обл. Д. 14548, л. 69.

[45] УФСБ России по Новосибирской обл. Д. 14548, л. 72.

[46] В других источниках – д. Ротмирово.

[47] В Сердобском уезде было два села с названием Изнаир, находящиеся в разных концах уезда. Село Изнаир, которое ныне находится в Екатериновском районе Саратовской области, судя по Справочной книге Саратовской епархии 1912 года, называлось Изнаир Еланский, именно это село указано местом рождения Софии в БД ПСТГУ. Второе село Изнаир находится ныне в Ртищевском районе Саратовской области, оно указано как место рождения Софии Панфиловны на официальном сайте Саратовской митрополии https://www.eparhia-saratov.ru/index.php? option=com_content& t...165. См. также " Алфавитный список населенных пунктов Сердобского уезда на 20 июля 1927 года" - https://saratov.rusarchives.ru/bd/Serdobsk_atd/page12.html

[48] Собственно, полиелеем в специальной литературе именуется исполняемые при выходе духовенства в центр храма 134 и 135 псалмы. 134:. Хвалите имя Господне, / хвалите, раби Господа [Аллилуия, аллилуия, аллилуия], стоящии во храме Господни, во дворех дому Бога нашего. Хвалите Господа, яко благ Господь; пойте имени eго, яко добро; яко Иакова избра себе Господь, Израиля в достояние Себе. Яко аз познах, яко Велий Господь, и Господь наш над всеми боги. Вся, eлика восхоте Господь, сотвори на небеси и на земли, в морях и во всех безднах. Возводя облаки от последних земли, молнии в дождь сотвори, изводяй ветры от сокровищ Своих. Иже порази первенцы eгипeтския от человека до скота. Посла знамeния и чудеса посреде тебe, Египте, на фараона и на вся рабы eго. Иже порази языки многи и изби цари крепки; Сиона, царя Аморрейска и Ога царя Васанска, и вся царствия Ханаанска, и даде землю их достояние, достояние Израилю людем Своим. Господи, имя Твое в век, и память твоя в род и род: яко судити имать Господь людем своим, и о рабех Своих умолится. Идоли язык, сребро и злато, дела рук человеческих. Уста имут, и не возглаголют; oчи имут, и не узрят; уши имут, и не услышат; ниже бо eсть дух во устех их. Подобни им да будут творящии я, и вси надеющиися на ня. Доме Израилев, благословите Господа; доме Ааронь, благословите Господа; доме Левиин, благословите Господа. Боящиися Господа, благословите Господа. Благословен Господь от Сиона, / живый во Иерусалиме. [Аллилуия, аллилуия, аллилуия.]. 135: Исповедайтеся Господеви, яко Благ, / яко в век милость Его. [Аллилуия, аллилуия, аллилуия.] Исповедайтеся Богу богов, яко в век милость eго. Исповедайтеся Господеви господей, яко в век милость Его. Сотворшему чудеса вeлия eдиному, яко в век милость Его. Сотворшему небеса разумом, яко в век милость Его. Утвердившему землю на водах, яко в век милость Его. Сотворшему светила вeлия eдиному, яко в век милость Его. Солнце во область дне, яко в век милость Его. Луну и звезды во область нощи, яко в век милость Его. Поразившему Египта с первeнцы eго, яко в век милость Его; и изведшему Израиля от среды их; яко в век милость Его. Рукою крепкою и мышцею высокою, яко в век милость Его. Раздельшему Чермное море в разделeния, яко в век милость Его. И проведшему Израиля посреде eго, яко в век милость Его. И истрясшему фараона и силу eго в море Чермное, яко в век милость Его. Проведшему люди Своя в пустыни, яко в век милость Его. Поразившему цари вeлия, яко в век милость Его. И убившему цари крепкия, яко в век милость Его: Сиона, царя Аморрейска, яко в век милость Его, и Ога, царя Васанска; яко в век милость Его. И давшему землю их достояние, яко в век милость Его. Достояние Израилю, рабу Своему, яко в век милость Его. Яко во смирении нашем помяну ны Господь, яко в век милость Его. И избавил ны eсть от врагов наших, яко в век милость Его. Даяй пищу всякой плоти, яко в век милость Его. Исповедайтеся Богу Небесному, / яко в век милость Его. [Аллилуия, аллилуия, аллилуия.] Полностью они исполняются, преимущественно, в монастырях, у нас же поются исключительно первая и последняя строки.

[49] Достойно есть, яко воистину блажити тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего, Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую сущую Богородицу тя величаем.

[50] По Зеленой Минее - https://korolev.msk.ru/minea/feb/feb810.html В официальном календаре Русской Православной Церкви не указано празднование иконе в этот день.

[51] старорусская единица измерения длины.

1 аршин = 1/3 сажени = 4 четверти = 16 вершков = 28 дюймов = 0, 7112 м;

[52] Скорбут. – Устаревшее наименование цинги - болезнь, вызываемая острым недостатком витамина C (аскорбиновая кислота), который приводит к нарушению синтеза коллагена, и соединительная ткань теряет свою прочность.

[53] Моровая язва. – Напомню, это бубонная чума, при которой тело покрывается вздутиями – бубонами, которые, лопаясь, образуют болезненные язвы.

[54] Возможно, Гелиос, ведь в древнерусских текстах и Гермес превращался в «Ермия» (так именовался один из апостолов от 70 и несколько мучеников, ведь других имен тогда не было)..

[55] Сирийский язык - ныне мертвый язык, один из языков арамейской группы.

С I века н. э. использовался в качестве литературного и литургического в христианской общине Ближнего Востока. В качестве разговорного был вытеснен арабским к концу VIII века. В качестве литературного использовался до XIV века. Создана обширная литература, бытовавшая на пространстве от Египта до Китая.

До сих пор используется в качестве литургического (богослужебного) языка несторианских и яковитских церквей. Ныне существующие новоарамейские языки являются дальнейшим развитием сирийского языка. В русской востоковедческой литературе сирийский язык иногда называется сирским.

 

[56] один из чинов литургии, совершаемых в Православной Церкви. На этой литургии не совершается евхаристия (претворение хлеба и вина в тело и кровь Христовы), а причащение происходит преждеосвященными дарами. Чин литургии Преждеосвященных Даров был составлен и введен в церковную практику святителем Григорием Великим (Двоесловом), папой Римским (+604), на основе сходной восточной литургии. Совершается в Великий пост в среды и пятницы, в четверг пятой недели Великого поста, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы. Литургия Преждеосвященных Даров не содержит проскомидии и совершается в соединении с вечерней. В чин входят две части: литургия оглашенных (на которой разрешается присутствовать оглашенным) и литургия верных (на которой им не разрешается присутствовать). Литургия оглашенных состоит из благословения, предначинательного псалма, чтения священником светильничных молитв, великой ектений, кафизмы, стихир на " Господи воззвах", входа с кадилом или с Евангелием, пения " Свете тихий", чтения паримий, молитвы Ефрема Сирина, чтения Евангелия (если положено по уставу), ектений сугубой и об оглашенных. Литургия верных: начинается с великого входа с преждеосвященными дарами во время пения молитвы " Ныне силы небесныя...", затем следуют ектения, молитва " Отче наш", причащение священнослужителей, причащение мирян, заамвонная молитва, Пс. 33, отпуст.

[57] μ η ν α ς (греч.) – месяц. Собственно «Мина» у греков – имя женское, тогда как мужское – Минас.

[58] Гай Валерий Галерий Максимин Даза (лат. Gaius Valerius Galerius Valerius Maximin Daia, 270—313), вошедший в историю под именем Максимин II Даза (или Дайа) — римский император в 305—313 годах.

Максимин носил следующие титулы: Цезарь — с 1 мая 305 года, Август — с мая 309 года, трибунскую власть получил с 1 мая 305 года. Консулом был в 307, 311, 313 годах.

[59] Уточнение даты по странице сайта посвященного прп. Серафиму Вырицкому, https://serafim.com.ru/site/nstr_18.html

[60] Егорова, А. В., " ВАРНАВА (Меркулов), " Православная энциклопедия, т. 6, 646, https://www.pravenc.ru/text/154265.html

[61] По данным иг. Дамаскина - в 1883 г.

[62] Тогдашнее наименование Сергиева Посада.

[63] Финики́ я (от греч. Φ ο ί ν ι κ ε ς, фойникес, буквально «страна пурпура») — древнее государство, находившееся на восточном побережье Средиземного моря с центром в современном Ливане. Крайней северной точкой Финикии было устье реки Оронт, а южной — гора Кармель. На юге Финикия граничила с Израильским царством, а на Востоке и Севере — с Сирией. По Геродоту, Финикия простиралась от Посидия до Израильского царства. При Селевкидах её считали от Орфосии (устье Нар-Берида) до устья Нар-Зерка. Из более поздних географов одни (например, Страбон) считают Финикией весь берег до Пелусия, другие южную границу её помещают у Кесарии и Кармеля. Только римское позднее провинциальное деление распространило имя Финикии на прилегающие к полосе внутренние области до Дамаска, а впоследствии стало различать Финикию Приморскую от Ливанской. При Юстиниане даже Пальмира была включена в состав последней.

Жители страны, финикийцы, создали мощную цивилизацию с развитыми ремёслами, морской торговлей и богатой культурой. Финикийская письменность стала одной из первых зафиксированных в истории систем фонетического письма. Наивысший расцвет финикийской цивилизации приходится на 1200—800 год до нашей эры.

[64] ГАРФ. Ф. 10035, д. П-54877, л. 58.

[65] ГАРФ. Ф. 10035, д. П-54877, л. 14-15

[66] ГАРФ. Ф. 10035, д. П-54877, л. 63-64

[67] Ката́ ния (итал. Catania, сиц. Catania) — город-порт в итальянском регионе Сицилия, административный центр одноимённой провинции. Город расположен на восточном побережье острова Сицилия у подножья вулкана Этна. Население — 294 756 человек (2010).

[68] По другим сведениям - 682 г.

[69] Эсты – финно-угорский народ, предки современных эстонцев.

[70] Ливы. – Финно-угорский народ, проживающий на территории нынешней Латвии.

[71] Во время наместничества в Новгороде - именовался Правосуд, в скандинавских сагах - Ярислейф Скупой.

[72] Ярослав был последним правителем Руси именовавшимся в начале княжения " каган." (то есть, «хан ханов» - титул правителя у ряда тюркских народов, таких, как авары и хазары). Начиная с него последующие монархи именовались великими князьями.

[73] Ппо другим данным князь стал хромать в результате ранения в одной из последующих битв.

[74] Повесть временных лет, Ч. 1. — М. — Л., 1950. — 56—57 с.

[75] Карпов А. Ю. Ярослав Мудрый. — С. 459, прим. 2.

[76] Толочко П. О происхождении Ярослава

[77] ПСРЛ. — Т. 1. Стб. 143; Т. 4. С. 142.

[78] Карпов А. Ю. Ярослав Мудрый. — С. 28—32.

[79] ПСРЛ. — М., 1962. — Т. 2. Ипатьевская летопись. — С. 164.

[80] Шайкин А. А. «Оставим все, как есть» (по поводу современных интерпретаций убийства Бориса и Глеба) // Труды Отдела древнерусской литературы. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. — Т. LIV. — С. 348—349.

[81] Карпов А. Ю. Ярослав Мудрый. — С. 53.

[82] Перхавко В.Б., Сухарев Ю.В. Воители Руси IX-XIII

[83] Именно Святополк указан убийцей братьев в «Повести временных лет» и в житиях святых Бориса и Глеба. При этом, на основе некоторых западноевропейских источников впоследствии было составлено мнение что в крови братьев был повинен не Святополк, а сам Ярослав.

[84] Так у Брокгауза и Ефрона. По жизнеописанию Рыжкова – тысячу варягов и новгородцев три тысячи.

[85] Ямь, емь (фин. jä ä mit) — название, которым новгородцы называли в средние века некоторые, очевидно проживавшие в Фенноскандии, народности. В соответствии с наиболее устоявшимся толкованием ямь была наиболее близка к жителям Хяме (фин. Hä me) и вообще к западным прибалтийско-финским племенам, составившим финский народ Финляндии. По другой теории ямь была карельским племенем с северного побережья Ладоги[2]. В разных упоминаниях название может указывать на разные народности, а не означать единую географическую или этническую цельность. В хрониках говорится о войнах, которые новгородцы и карелы, конкретнее, жители района Корелы (Приозерск), вели против ями в XII веке. Источники также упоминают об ответных набегах ями на Приладожье.

Русское название ямь может соответствовать финскому названию Хяме. Это остается не до конца выясненным, поскольку средневековые источники использовали названия отдалённых племён непоследовательно, зачастую вводящим в заблуждение образом. К востоку от Онежского озера по течению реки Емца (фин. Jemtsajoki) находился в средние века погост Емь, и в принципе не исключено, что некоторые военные походы против ями были направлены туда. Некоторые детали описанных военных походов всё-таки указывают на то, что ямь проживала западнее.

[86] Ко́ рсунь-Шевче́ нковский (в настоящее время разные словари допускают разные варианты склонения названия, укр. Ко́ рсунь-Шевче́ нківський, до 1944 − Корсунь) — город, административный центр Корсунь-Шевченковского района в Черкасской области (до 1954 − в Киевской области), Украина.

[87] Цитируется по С. М. Соловьеву в статье Григорьев, Александр, " Исторические мифы. Ярослав Мудрый: книжник на посту правителя", Вильна, Октябрь 2000, https://www.pravoslavie.ru/analit/rusideo/yaroslav.htm

[88] Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых, 3 февраля 2016, официальный сайт Русской Православной Церкви, https://www.patriarchia.ru/db/text/4367765.html.

[89] Священник Николай Розов. Непобежденный богатырь. СПб., 1908

[90] " Разрядный список учеников Задонского духовного училища на 1886 год, " Воронежские епархиальные ведомости, 1886, № 16, 714.

[91] По данным Бовкало А.А и разрядным спискам выпускников духовной семинарии Алфёров Д. В., родился в семье священника.

[92] " Выпускники Воронежского духовного училища на 1890 год", сайт Бовкало А. А., - https://www.petergen.com/bovkalo/duhov/voronezdu.html

[93] " Выпускники Воронежской духовной семинарии на 1896 год", сайт Бовкало А. А., - https://www.petergen.com/bovkalo/duhov/voronezsem.html

[94] Никольский П. В., Справочная книга духовенства Воронежской епархии на 1900 год, под редакцией прот. А. М. Спасского. Особое приложение к Воронежским епархиальным ведомостям, 1900, с. 78.

[95] " Епархиальные распоряжения", Воронежские епархиальные ведомости, 1901, № 10, с. 151.

[96] " Епархиальные распоряжения", Воронежские епархиальные ведомости, 1904, № 16, с. 276.

[97] " Епархиальные распоряжения", Воронежские епархиальные ведомости, 1911, № 50, с. 589.

[98] " Распоряжения епархиального начальства", Воронежские епархиальные ведомости, 1907, № 8, с. 201.

[99] (греч. предлежащий) - краткое изменяемое молитвословие, состоящее преимущественно из строк псалмов (за исключением литургийного прокимна " Величит душа Моя Господа" (Лк. 1; 46-48), читаемого в праздники, посвященные Богородице). В IV - V вв. прокимном являлся псалом, предварявший богослужебное чтение из Нового Завета. Прокимен респонсорно читался и пелся чтецом и хором. Впоследствии текст прокимна сократился и в настоящее время малый прокимен состоит из двух строф, а великий - из пяти строф. Великий прокимен возглашается священником (или дьяконом) на вечерне (без чтения из Нового Завета). Малый прокимен возглашается: а) священником (или дьяконом) перед чтением Евангелия на воскресной и праздничной утрене; б) чтецом перед чтением Апостола или паримии на литургии и на других богослужениях, содержащих чтения Апостола или паримии. Прокимен поется таким образом: после возглашения каждой строфы хор повторяет первую, после последней строфы возглашается половина первой, которую хор поет до конца.

[100] Из метрической книги Покровской церкви, Коломенский городской архив.

[101] Служил в храме Преображения Господня в Тишково, позже служил в Борисоглебской церкви села Генина

[102] ГАРФ. Ф. 10035, д. П-46693, л.32

[103] ГАРФ. Ф. 10035, д. П-46693, л.41

[104] ГАРФ, ф. 10035, оп. 1, д. П-18808, л. 5

[105] ГАРФ, ф. 10035, оп. 1, д. П-18808, л. 14 об.

[106] Журнал заседания Священного Синода от 22 февраля 2001 года. Архив официального сайта Московского Патриархата: https://mospat.ru/archive/page/synod/2001-2/460.html

[107] Слава: Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен; но яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию.

И ныне: На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехми и в лености все житие мое иждих; но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты.

Помилуй мя Боже…: Множества содеянных мною лютых помышляя окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго, но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости.

[108] Скуфия. – Напомню, скуфия – это головной убор в виде пирамидальной шапочки. Скуфия черного цвета носится монахами, а также священнослужителями, вплоть до архиереев во внебогослужебное время, хоть допускается ношение ее в холодное время года. Скуфия фиолетового цвета дается священникам из белого духовенства в качестве награды.

[109] Достойно есть, яко воистину блажити тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего, Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую сущую Богородицу тя величаем.

[110] Напомню, рипиды – это длинные стержни с с дисками на конце, на которых помещены изображения Херувимов. Заменили опахала, которыми в древности отгоняли мух от святынь….






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.