Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экспертная оценка продукции. Оценивание органолептических показателей.






 

Экспертный - определение значений показателей качества осуществляется на основе решения, принимаемого группой специалистов-экспертов. В такие группы объединяются специалисты различных направлений знаний и практических навыков в зависимости от вида оцениваемой продукции. Каждый из членов группы обладает правом решающего голоса. Этим методом пользуются в тех случаях, когда показатели качества продукции не могут быть определены более объективными методами.

Экспертные методы совместно с методами, основанными на измерениях или расчетных, и самостоятельно применяются для решения следующих задач:

1. оценивание показателей с помощью органов чувств (органолептически);

2. определение номенклатуры показателей качества;

3. определение коэффициентов весомости показателей;

4. выбор базовых образцов для оценки уровня качества.

Эксперт по качеству продукции (эксперт) – квалифицированный специалист, отвечающий требованиям профессиональной и квалиметрической компетентности, заинтересованности в участии в работе экспертной комиссии, деловитости и объективности.

Оценка органолептических показателей.

Задача органолептического оценивания показателей качества возникает тогда, когда нужно оценить сенсорно воспринимаемые свойства продукции, такие, как вкус продукта питания, цвет ткани, различимость шрифта, соответствие моде одежды. В этом случае задача заключается в создании шкалы порядка, в которой может быть осуществлена оценка. Обычно роль такой шкалы выполняет балльная шкала оценок.

Балльная шкала сенсорно воспринимаемых свойств продукции при органолептическом оценивании служит для назначения оцениваемому свойству количественных характеристик, являющихся мерой этого свойства.

Основной характеристикой балльной шкалы является диапазон - количество градаций, которое включает шкала, т.е. количество оценочных точек. В то же время масштаб, т.е. разность между баллами, соответствующими двум соседним градациям, не имеет значения (например, шкала с высшей оценкой в 5 баллов с градациями через 0, 5 балла имеет тот же диапазон, что и шкала с высшей оценкой в 10 баллов с градациями через 1 балл и шкала с высшей оценкой в 100 баллов с градациями через 10 баллов). Если в этих шкалах не используется «0», то все они являются 10-балльными.

Число градаций применяемой шкалы определяется исходя из характера решаемой задачи с учетом опыта по оценке качества аналогичной продукции, количества участвующих в работе экспертов, требуемой точности результата и возможностей качественного описания количественных градаций.

Для экспертного оценивания качества продукции, как правило, используется шкала с нечетным числом градаций, в которых имеется средний уровень. Наиболее предпочтительными являются шкалы с 5 и 7 градациями качества по оцениваемому свойству, причем количество градаций может совпадать (вариант 1) или не совпадать (вариант 2) с количеством баллов.

 

Вариант 1

Градация Баллы Качественная оценка
    Отличное качество
    Хорошее качество
    Среднее качество
    Плохое качество
    Очень плохое качество

 

Вариант 2

Градация Баллы Качественная оценка
    Очень высокое качество
    Высокое качество
    Выше среднего качество
    Среднее качество
    Ниже среднего качество
    Низкое качество
    Очень низкое качество

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.