Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стадии разработки государственных стандартов.






 

Стандарт - документ, который в целях многократного и добровольного использования устанавливает правила, общие принципы и характеристики к объектам технического регулирования, утвержденный в порядке, предусмотренном уполномоченным органом.

Разработку проектов стандартов осуществляют технические комитеты по стандартизации (ТК) или предприятия, объединения и другие хозяйственные организации (далее - предприятие-разработчик) в соответствии с заданиями планов государственной стандартизации Республики Казахстан, программ (планов) ТК и договоров на разработку стандартов.

2.1.2. При разработке стандартов следует руководствоваться действующим законодательством Республики Казахстан, государственными стандартами государственной системы стандартизации Республики Казахстан и другими нормативными документами по стандартизации, а также учитывать документы международных и региональных организаций по стандартизации.

При разработке стандартов используют результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, проектных работ, результаты патентных исследований и другую информацию о достижениях отечественной и зарубежной науки и техники.

2.1.3. В целях обеспечения организационно-методического единства и создания условий для своевременной подготовки к применению стандартов предусматривают, как правило, следующий порядок разработки стандартов:

1 стадия - организация разработки стандарта;

2 стадия - разработка проекта стандарта (первая редакция);

3 стадия - разработка окончательной редакции стандарта и представление его на утверждение;

4 - стадия - утверждение и государственная регистрация стандарта;

5 стадия - издание стандарта.

2.1.4. Построение, изложение, оформление и обозначение стандартов - по СТ РК 1.5.

2.2. Организация разработки стандарта.

2.2.1. Разработке стандартов предшествуют, как правило, подготовка и представление заявок на разработку стандартов в ТК или предприятие-разработчик по закрепленным за ними объектам стандартизации. В заявке приводят обоснование необходимости разработки стандарта.

К заявке может быть приложен в качестве исходного материала проект стандарта, подготовленный заявителем.

Заявки могут представлять предприятия, граждане, занимающиеся индивидуально-трудовой деятельностью, органы управления в Республике Казахстан, технические комитеты и другие хозяйствующие субъекты.

2.2.2. Технический комитет или предприятие-разработчик организует разработку проекта стандарта:

- определяет рабочую группу для разработки проекта стандарта;

- устанавливает сроки выполнения работ по стадиям разработки стандарта в соответствии со сроками, установленными договором.

2.3. Разработка проекта стандарта (первой редакции).

2.3.1. Рабочая группа готовит проект стандарта и пояснительную записку к нему.

В пояснительной записке к проекту стандарта приводят следующие сведения:

- основание для разработки стандарта с указанием соответствующего документа;

- краткую характеристику объекта стандартизации;

- сведения о соответствии проекта стандарта международным (региональным) или национальным стандартам других стран;

- сведения о взаимосвязи проекта стандарта с другими нормативными документами по стандартизации и предложения по их пересмотру, изменению или отмене;

- сведения о рассылке на отзыв и о согласовании, если оно проводилось;

- источники информации;

- сведения о патентной чистоте объекта стандартизации.

2.3.2. ТК или предприятие-разработчик проверяет проект стандарта на соответствие условиям договора на разработку стандарта, требованиям законодательства и стандартов государственной системы стандартизации Республики Казахстан и направляет его с пояснительной запиской членам ТК и всем заинтересованным организациям (предприятиям) по перечню, определенному техническим комитетом или предприятием-разработчиком.

2.3.3. Проект стандарта в зависимости от объекта стандартизации и вида стандарта в общем случае рассылают на отзыв:

- заказчику разработки стандарта;

- предприятиям, внедряющим и обеспечивающим внедрение стандарта;

- органам государственного надзора, транспортным министерствам, если в проекте стандарта устанавливают требования, относящиеся к их компетенции;

- обществам потребителей;

- органам, утвердившим действующие взаимосвязанные нормативные документы, которые подлежат пересмотру, изменению или отмене в связи с разработкой проекта стандарта;

- другим предприятиям по их запросам.

2.3.4. Заинтересованные предприятия и специалисты составляют отзывы на проект стандарта и направляют их ТК или предприятию-разработчику в двух экземплярах не позднее чем через 1 месяц со дня получения проекта стандарта.

Замечания и предложения по проекту стандарта излагают в последовательности:

- по проекту в целом;

- по разделам, подразделам, пунктам, подпунктам, перечислениям, приложениям в порядке изложения стандарта.

Предложения по введению новых, исключению или изменению требований, предусмотренных в проекте стандарта, должны быть обоснованы.

2.4. Разработка проекта стандарта (окончательной редакции) и представление его на утверждение.

2.4.1. ТК или предприятие-разработчик с учетом поступающих отзывов готовит окончательную редакцию проекта стандарта.

2.4.2. Проект стандарта (окончательную редакцию) с пояснительной запиской ТК или предприятие-разработчик направляет на согласование:

- заказчику разработки стандарта;

- членам ТК;

- органам государственного надзора, если они не являются членами ТК и если это необходимо;

- Министерству труда Республики Казахстан, если стандарт содержит раздел «Требования безопасности».

Члены ТК рассматривают проект стандарта в порядке и в сроки, установленные ТК.

Органы государственного надзора, которые не являются членами ТК и Министерство труда Республики Казахстан в месячный срок со дня получения проекта стандарта согласовывают этот проект или дают по нему заключение с обоснованными предложениями по требованиям проекта стандарта, относящимся к их компетенции.

2.4.3. ТК или предприятие-разработчик с учетом предложений членов ТК, согласования с органами государственного надзора и Министерства труда Республики Казахстан дорабатывает проект стандарта.

При наличии разногласий по проекту стандарта ТК или предприятие-разработчик организует рассмотрение и снятие этих разногласий.

2.4.4. ТК на заседании, предприятие-разработчик на согласительном совещании рассматривают проект стандарта и проводят по нему согласование.

Решение заседания (согласительного совещания) оформляют протоколом. В протоколе должны быть указаны результаты голосования каждого предприятия (организации), члена ТК.

Допускается подтверждение согласия с проектом стандарта предприятий (организаций, членов ТК письмом, телеграммой, телефаксом, телетайпограммой, подписанной руководителем (заместителем руководителя) предприятия (организации), члена ТК.

При получении согласия всех членов ТК с проектом стандарта допускается не проводить заседание ТК.

В случае оставшихся разногласий предприятие-разработчик обращается в Казглавстандарт, который организует совместное рассмотрение разногласий и принимает окончательное решение.

Запись «Согласовано с замечаниями» не допускается.

2.4.5. ТК принимает решение о направлении проекта стандарта в Казглавстандарт на утверждение, если с этим проектом согласны не менее двух третей предприятий (организаций) - членов ТК.

При этом проект стандарта не может быть направлен на утверждение в следующих случаях:

- если за него не проголосовали члены ТК, являющиеся полномочными представителями органов государственного надзора;

- если его не согласовали органы государственного надзора, не являющиеся членами ТК.

2.4.6. ТК или предприятие-разработчик направляет на утверждение в Казглавстандарт окончательную редакцию проекта стандарта в двух экземплярах, один из которых должен быть первым, с сопроводительным письмом, подписанным председателем ТК или руководителем предприятия-разработчика, образец продукции, чертеж общего вида (при необходимости) или фотографию крупногабаритного изделия и следующей документацией в одном экземпляре:

- пояснительной запиской к проекту стандарта (в соответствии с п. 2.3.1);

- подлинными документами, подтверждающими согласование окончательной редакции проекта стандарта, если оно проводилось;

- протоколом заседания ТК или согласительного совещания по рассмотрению окончательной редакции проекта стандарта при необходимости;

- сводкой отзывов.

2.5. Утверждение и государственная регистрация.

2.5.1. Казглавстандарт рассматривает и принимает решение об утверждении стандарта.

Перед утверждением стандарта Казглавстандарт проводит его проверку на соответствие требованиям законодательства, действующих межгосударственных и государственных стандартов Республики Казахстан, метрологическим правилам и нормам, применяемой терминологии, правилам построения и изложения стандартов.

При утверждении стандарта устанавливают дату его введения в действие с учетом сроков реализации мероприятий, необходимых для внедрения стандарта или срок действия стандарта.

Основополагающие и общетехнические стандарты, как правило, утверждают без ограничения срока их действия.

2.5.2. Государственную регистрацию стандарта осуществляет Казглавстандарт в установленном им порядке.

2.6. Издание стандарта.

2.6.1. Казглавстандарт публикует информацию об утвержденных стандартах в ежеквартальном информационном указателе «Государственные стандарты и технические условия Республики Казахстан».

Казглавстандарт издает и распространяет стандарты в установленном им порядке.

3. ПРОВЕРКА, ОТМЕНА СТАНДАРТА.

3.1. Общие положения.

3.1.1. Проверку стандарта проводят для поддержания его соответствия потребностям народного хозяйства, экономики, населения и обороноспособности страны.

ТК или предприятие-разработчик анализирует поступившие предложения по обновлению стандарта от предприятий и специалистов, предприятий (организаций) - членов ТК, а также органов государственного надзора и обобщают их.

В качестве предложения предприятия и специалисты могут представить проект изменения или проект пересмотренного стандарта.

3.1.2. С учетом поступивших предложений ТК или предприятие-разработчик разрабатывает и направляет в Казглавстандарт проект изменения к стандарту (предложения по пересмотру стандарта) или предложение по отмене стандарта, решение по которым принимает Казглавстандарт.

3.1.3. Отмену стандарта осуществляет Казглавстандарт по предложениям заинтересованных организаций.

3.2. Разработка изменения к стандарту.

3.2.1. Изменение к стандарту разрабатывают при замене, добавлении или исключении отдельных требований стандарта.

Изменение к стандарту на продукцию разрабатывают при введении в него новых, более прогрессивных требований, которые не влекут за собой нарушение взаимозаменяемости и совместимости новой продукции с продукцией, изготовляемой по действующему стандарту.

Изменение к стандарту только редакционного и (или) ссылочного характера в форме самостоятельного документа не разрабатывают. Такого характера изменение предусматривают при разработке изменения, обусловленного заменой (добавлением, исключением) требований к качеству продукции (услуг), а также в изменении, связанном с применением международных, региональных стандартов или национальных стандартов других стран.

3.2.2. Разработку изменения к стандарту проводят в порядке, установленном в разделе 2 для стандартов, и с учетом требований настоящего раздела.

3.2.3. При разработке изменения к стандарту осуществляют подготовку предложений по изменению взаимосвязанных нормативных документов по стандартизации.

3.2.4. Проект изменения к стандарту допускается не согласовывать с органами государственного надзора, если изменение не затрагивает требований, относящихся к их компетенции.

3.2.5. Проект изменения к стандарту представляют на утверждение и государственную регистрацию в Казглавстандарт в двух машинописных экземплярах, один из которых должен быть первым, не позднее чем за 6 месяцев до предполагаемой даты введения изменения в действие.

Вместе с проектом изменения к стандарту должны быть представлены подлинные документы, подтверждающие согласование проекта изменения и пояснительная записка.

3.2.6. Каждому внесенному в стандарт изменению Казглавстандарт присваивает порядковый номер и устанавливает дату введения изменения в действие, как правило, не менее чем через 6 месяцев со дня утверждения изменения.

3.2.7. Для стандартов в случае продления, ограничения или снятия ограничения срока действия проекты изменений не разрабатывают.

3.2.8. Предложения по продлению, ограничению или снятию ограничения срока действия ТК или предприятия-разработчики направляют в Казглавстандарт не позднее чем за 6 месяцев до окончания срока действия стандарта.

3.2.9. Продление, ограничение или снятие ограничения срока действия стандартов Казглавстандарт оформляет постановлением.

3.2.10. Информация об изменении стандарта и текст этого изменения, а также информация о продлении, ограничении или снятии ограничения срока действия стандарта публикуется в указателе «Государственные стандарты и технические условия Республики Казахстан», ежеквартально выпускаемом Казглавстандартом.

3.2.11. Опубликование в информационном указателе информации о замене (отмене) стандарта является официальным основанием для замены ссылки на него в нормативных документах по стандартизации.

3.3. Пересмотр стандарта.

3.3.1. При пересмотре стандарта разрабатывают новый стандарт взамен действующего. При этом ранее действующий стандарт отменяют, а в новом стандарте указывают, взамен какого стандарта он разработан. Новому стандарту присваивают обозначение старого стандарта с заменой двух последних цифр года утверждения.

Пересмотр стандарта на продукцию осуществляют при установлении новых, более прогрессивных требований, если они приводят к нарушению взаимозаменяемости новой продукции с продукцией, изготовляемой по действующему стандарту, и (или) изменению основных показателей качества продукции.

3.3.2. При пересмотре стандарта на конкретную продукцию (невзаимозаменяемую по новому и действующему стандартам) в случае, если необходимо изготовлять запасные части и выполнять ремонт ранее выпущенных изделий, находящихся в эксплуатации, разработчик подготавливает проект изменения к действующему стандарту. В изменении указывают ограничение области его распространения - «Настоящий стандарт применять только для изготовления запасных частей и ремонта изделий, находящихся в эксплуатации». При этом регистрационный номер стандарта, к которому разработано такое изменение, сохраняют, а также снимают ограничение срока действия, если он был ограничен и этот стандарт в дальнейшем проверке не подлежит, а новому стандарту присваивают новый регистрационный номер.

3.3.3. При пересмотре стандарта одновременно осуществляют подготовку предложений по обновлению или отмене взаимосвязанных нормативных документов по стандартизации.

3.4. Отмена стандарта.

3.4.1. Отмену стандарта осуществляют при прекращении выпуска продукции (оказания услуг, осуществления процессов), производившейся по данному стандарту, при разработке взамен данного стандарта другого нормативного документа по стандартизации, а также в других обоснованных случаях.

3.4.2. При необходимости отмены стандарта ТК (предприятие-разработчик) направляет в Казглавстандарт предложение об отмене стандарта, а также информацию о том, какой документ будет действовать взамен, или информацию об отмене стандарта без его замены.

Кроме того, направляет подлинные документы, подтверждающие согласование отмены стандарта с органами государственного надзора ранее согласовавшими стандарт, если они не являются членами ТК.

3.4.3. Казглавстандарт регистрирует документ об отмене стандарта и публикует эту информацию в информационном указателе государственных стандартов и технических условиях, как правило, не позднее, чем за 3 месяца до даты отмены стандарта.

Ключевые слова: стандарты государственные Республики Казахстан; порядок разработки, согласования, утверждения, государственной регистрации, обновления, отмены.

 

101. Стандарт ИСО 9004: 2000 «СМК. Рекомендации по улучшению».

 

Настоящий стандарт содержит рекомендации, которые выходят за рамки требований, приведенных в ИСО 9001, и включает рассмотрение результативности и эффективности системы менеджмента качества, а следовательно, и потенциала по улучшению всей деятельности организации. По сравнению cИСО 9001 цели, направленные на удовлетворенность потребителей и качество продукции, расширены: в них включены удовлетворенность всех заинтересованных сторон и деятельность организации в целом.

Настоящий стандарт применим к процессам организации, и, таким образом, принципы менеджмента качества, на которых он базируется, могут быть распространены на всю организацию. Внимание в данном стандарте сосредоточено на достижении постоянного улучшения, измеряемого степенью удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон.

Настоящий стандарт содержит методические указания и рекомендации. Он не предназначен ни для сертификации или использования в контрактах и регламентах, ни для использования в качестве руководства по внедрению ИСО 9001.

Успешное руководство и управление организацией требует систематического и открытого менеджмента. Чтобы добиться успеха, следует внедрить и поддерживать в рабочем состоянии систему менеджмента, разработанную для постоянного улучшения результативности и эффективности организации с учетом потребности заинтересованных сторон. Менеджмент организации наряду с другими аспектами включает менеджмент качества.

Высшему руководству необходимо создать организацию, ориентированную на потребителя, посредством:

а) определения систем и процессов, которые могут быть четко поняты, подвергнуты менеджменту и улучшены с точки зрения результативности и эффективности;

б) обеспечения результативного и эффективного выполнения и управления процессами, а также показателями и данными для определения удовлетворительной деятельности организации.

Примерами деятельности по созданию ориентированной на потребителя организации являются:

- определение и продвижение процессов, ведущих к улучшению деятельности организации;

- сбор и использование данных и информации о процессах на постоянной основе;

- развитие в направлении постоянного улучшения;

- использование подходящих методов для оценки улучшения процессов, таких как самооценка и анализ со стороны руководства.

Руководству организации следует определить документацию, включая соответствующие записи, необходимую для разработки, внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества и поддержки результативного и эффективного выполнения процессов.

Характер и степень документированности должны отвечать контрактным, законодательным и другим обязательным требованиям, потребностям и ожиданиям потребителей и других заинтересованных сторон, а также устраивать организацию.

Документация может быть в любой форме или на любом носителе, исходя из потребностей организации.

С целью обеспечения документацией, отвечающей потребностям и ожиданиям заинтересованных сторон, руководству необходимо учитывать:

- контрактные требования потребителей и других заинтересованных сторон;

- использование организацией международных, национальных, региональных и отраслевых стандартов;

- соответствующие законодательные и другие обязательные требования;

- решения организации;

- источники внешней информации, касающиеся возможностей организации;

- информацию о потребностях и ожиданиях заинтересованных сторон.

Разработку, использование и управление документацией следует оценивать с учетом результативности и эффективности организации на основе таких критериев, как:

- функциональность (например, скорость обработки);

- простота в использовании;

- потребность в ресурсах;

- политика и цели;

- текущие и будущие требования, относящиеся к менеджменту знаний;

- сравнение с лучшими системами документации;

- взаимодействия потребителей, поставщиков и других заинтересованных сторон организации.

Доступ к документации предоставляется работникам организации и другим заинтересованным сторонам, исходя из политики обмена информацией в организации.

 

Для успешного руководства организацией и ее функционирования необходимо осуществлять менеджмент систематически и открыто. Рекомендации руководству организации, предлагаемые в настоящем стандарте, базируются на восьми принципах менеджмента качества.

Эти принципы были разработаны для применения высшим руководством с целью улучшения деятельности организации. Они включены в содержание настоящего стандарта и приведены ниже.

а) Ориентация на потребителя

Организации зависят от своих потребителей и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.

б) Лидерство руководителя

Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации.

в) Вовлечение работников

Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности.

г) Процессный подход

Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.

д) Системный подход к менеджменту

Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы вносят вклад в результативность и эффективность организации при достижении ее целей.

е) Постоянное улучшение

Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель.

ж) Принятие решений, основанное на фактах

Эффективные решения основываются на анализе данных и информации.

з) Взаимовыгодные отношения с поставщиками

Организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.

Успешное использование организацией восьми принципов менеджмента приведет в результате к выгодам для заинтересованных сторон, таким как увеличение денежного оборота, создание ценности и повышение стабильности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.