Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура периода классицизма






Первые годы после падения Польши наблюдается некоторый культурный застой. Общество не сразу пришло в себя от пережитого шока, вызванного утратой независимости. Это особенно заметно на примере шляхты. В жизни ее средних и низших слоев стали проявляться элементы “сарматизма”, т.е. подчеркнутое культивирование традиционных польских бытовых и культурных традиций, а крупная шляхта демонстрировала космополитизм, малую заинтересованность польскими проблемами. Классицизм как литературное направление постепенно утрачивал присущие ему до этого элементы реализма, сатиры и интереса к политической проблематике. Форма брала верх над содержанием.

Патриотические чувства придавали особый смысл некоторым поэтическим произведениям, в частности, Ю.У. Немцевича (1757 или 1758 - 1841). Большой популярностью пользовались его “Исторические песни” - 33 стихотворных образа прошлого польского народа. Они сыграли большую роль в популяризации польской истории, в воспитании любви к родине у нескольких поколений поляков. В целом же для польской поэзии конца XVIII - начала XIX в. был характерен сентиментализм.

Свою роль важного культурного центра сохранял созданный В. Богуславским польский театр. Постоянные театры в это время имели Варшава, Краков, Вильно и Львов. Драматурги и режиссеры откликались на важные общественно-политические события, стремились поддержать чувство патриотизма у поляков. Крупнейшим достижением польской драматургии этого периода было творчество А. Фредро (1793 - 1876).

Живопись и архитектура в начале ХIХ в. переживали не лучшие времена. Ситуация изменилась после 1815 г., когда улучшились условия для развития живописи, особенно в Варшаве и Вильно. Этому способствовали художественные конкурсы, постоянные выставки, растущий интерес богатой интеллигенции и буржуазии к портретной живописи. Доминировал классицизм, но все более смело заявлял о себе реализм (А. Бродовский, А. Орловский). Заметное оживление в архитектурном творчестве наблюдалось в период автономии Царства Польского.

Старые города, благодаря новым урбанистическим веяниям, превращались в современные торговые и административные центры, характерной чертой которых стали широкие, обсаженные деревьями улицы, большие площади и монументальные административные здания в классическом стиле. В эти годы варшавский архитектурный ансамбль пополнился дворцом Сташица, Большим театром и многими другими памятниками архитектуры. Одновременно разбирались башни и крепостные стены. Появились проекты типовых объектов (почт, городских застав, зданий мануфактур).

Среди музыкантов большой популярностью пользовался М. Огиньский, автор знаменитых полонезов.

В начале XIX в. на отошедших к России землях Речи Посполитой успешно развивалась польская высшая школа. В 1802 г. Виленская академия была преобразована в университет, ставший главным центром польской науки. Его ректором был известный польский ученый Я. Снядецкий. Здесь успешно развивались естественные и историческая науки, медицина. В Виленском университете началась научная карьера видного историка И. Лелевеля (1786-1861). Университет оказал большое влияние на развитие просвещения. А. Чарторыйский, будучи куратором Виленского учебного округа, реформировал школу в российской части разделенной Польши по образцу Комиссии национальной эдукации. В 1805 г. был открыт Кременецкий лицей, в котором получали образование главным образом дети шляхтичей. В 1816 г. начал действовать Варшавский университет с пятью факультетами.

После 1815 г. заметное место среди польских учебных заведений занял Ягеллонский университет в Кракове, в котором некоторое время училась молодежь из всех польских земель. Но постепенно его автономия была ограничена и в нем было разрешено учиться только гражданам Краковской республики.

Наука и образование в остальных польских землях находились в более тяжелой ситуации. Львовский университет, восстановленный в 1817 г., был немецким и уровень преподавания в нем был невысок. В прусской части польских земель развивалось начальная и частично средняя школа с преобладанием немецкого языка преподавания. Создание польских высших учебных заведений было запрещено.

Несмотря на материальные и кадровые трудности, определенные сдвиги произошли в науке. Этому способствовали и высшие учебные заведения, и различные научные общества. Одно из наиболее известных - Общество друзей науки - было создано в Варшаве в 1800 г. Оно объединяло профессиональных ученых и любителей, видных педагогов, врачей. Общество явилось инициатором многих научных начинаний, особенно в области изучения польской истории и культуры, а также развития польского языка. Подобную роль играли Краковское научное общество (1815) и Национальный институт им. Оссолиньских во Львове (1817).

В естественных науках следует отметить работы братьев Я. и Е. Снядецких в области математики и природоведения и С. Сташица в области геологии. Более заметны в этот период достижения представителей гуманитарных наук. Я. Бандтке и Т. Чацкий положили начало развитию в Польше истории права. В 1814 г. появилась первая история польской литературы Ф. Бентковского. В 1806 - 1814 гг. С. Линде издал 6-томный “Словарь польского языка”.

В моменты оживления политической жизни заметным элементом культурной жизни становилась пресса - особенно в Княжестве Варшавском и Царстве Польском. Но более важную роль играли многочисленные специальные журналы - экономические, научные, литературные.

В 20-е гг. XIX в. разгорелся спор классиков с романтиками. Он проистекал как из-за различного подхода к культуре, так и из-за несовпадения политических и общественных взглядов. Против элитарности и консерватизма классицизма выступила молодежь, особенно из среды интеллигенции. Острие своей критики они адресовали аристократии и зажиточной шляхты, осуждая их консерватизм и соглашательство с властями держав, разделивших Польшу. Свою борьбу они вели под лозунгами романтизма, нового направления в художественном творчестве и общественной мысли.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.