Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Книга в Московском государстве в 17 в.






Конец 15 - начало 17 в. Московское государство охватила тяжелый кризис, вошедший в историю как Смутное время (1598-1613). Продолжается создание рукописей и выпуск печатных книг - государство и церковь.

Крупнейший, единственный издател. центр - Московский печатный двор.

1602 – во главе двора Иван Андронников Невежин. Издание церковно-служебных книг: евангелие, богослужебные книги и книги для чтения о житии святых, церк. устав.

1614 – Печат. двор восстановлен после польской интервенции, т.к. был разорен и сожжен (центр книгопечатания был в Н. Новогороде). Работает Аникита Фофанов, справщики грамотные (корректоры) – Федор Поликарпов, Сильвестр Медведев, Арсений Сухонов.

Начало 30-х гг. 17 в. – мастер Василий Бурцов-Протопопов, выпустил 17 книг за 1633-1642 гг.

Конец 70-х гг. 17 в. – в Троицкой башне Кремля установлена «Верхняя» дворцовая типография – личная типография царя, руководит Симеон Полоцкий; имела право издавать книги без спец. разрешения патриарха и не зависела от управления Печатного двора.

С 1679-1683 – «Верхняя» выпустила 6 книг (в т.ч. сочинения Полоцкого «Псалтырь рифмованная», «История о Варлааме и Иосафе», «Обед душевный», «Вечерня душевная»).

1654 - во главе Печ. двора патриарх Никон, проводивший исправление церковных книг в связи с реформой церкви.

1686 - руководство Печ. двором братья Лихудовы.

Оформление печатных книг 17 в. развивает традиции рукописных книг 15-16 вв., используются те же принципы, декорируются те же части книги.

1663 - выпущена первая московская Библия. Преимущественно литургические церковно-служебные книги: Апостолы, Евангелия, Псалтыри, религиозные книги для чтения вне церкви.

Темы рукописных книг становится разнообразней: утрачивается религиозный характер, становится светской, близкой к жизни - азбуки, буквари (1634 – Василий Бурцов-Протопопов «Букварь»), грамматики (1648 – Смотрицкий «Славянская грамматика»), издания по математике, военному делу, праву.

Усиливается интерес общества к естественнонаучным и гуманитарным знаниям – распространяются оригинальные русские и переводные сочинения по географии и истории (1630, «Новый летописец», «Сибирские летописи»), химия, горное дело, военная техника (Радишевский «Устав пушечных и др. дел»).

1649 – 1-й печатный свод рус. законов «Уложение царя Алексея Михаловича».

Литературные сочинения – сатира «Азбука о голом и небогатом человеке»; бытовые повести «История о российском дворянине Федоре Скобееве», «Повесть о горе-злочастии»; нравоучительные повести и рассказы «Великое зерцало», «Звезда пресветлая», «Римские деяния».

Не смотря на то, что книгопечатание на Руси развивалось, и печатных книг становились все больше и больше, в 17 веке не утратила своего значения и рукописная книга. Она все также оставалась орудием религиозной и политической борьбы, источником научных и прикладных знаний. Религиозная литература доминирует над всеми остальными видами. Выпуск печатных изданий светской литературы незначителен, а худож. литература только в рукописном варианте.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.