Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Осуществление системно- деятельностного подхода в практической деятельности учителя начальных классов






Системно- деятельностный подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка.

Системно-деятельностный подход основан на принципиальном положении о том, что психика человека неразрывно связана с его деятельностью и деятельностью обусловлена.

Задача педагога - превратить ученика из пассивного объекта педагогического воздействия в активного субъекта учебно-познавательной деятельности, построив образовательный процесс как цепь разнообразных видов деятельности, которая должна носить творческий, самостоятельный, общественно полезный характер и быть построена как последовательность событий, способствующих решению личностно значимых проблем школьников, ставящих их условия, когда объективно актуализируется акмеологическое развитие

Системно-деятельностный подход обеспечивает деятельностное содержание, учебное сотрудничество, особая образовательная технология, контрольно-оценочная деятельность. Взамен техник и технологий фронтально-групповой работы приходит организация коллективного мышления и деятельности, при этом результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. Непрерывность процесса обеспечивается инвариативностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики. Принципиальным отличием является то, что описывается деятельность не учителя, а учащихся.

Учебно-воспитательный процесс организуется не как формализированная передача ученику знаний, умений, навыков, социальных норм, а как поиск и открытие своего мира ценностей, знаний, умений, стимулирующих развитие, становление самой познающей личности. При этом создаются ситуации, когда учащемуся самому нужно извлечь знания из окружающего мира, самому найти свой собственный путь и через это открыть мир и найти свое место в нем. Школьник действует сам в ситуации поиска и получал знания, непосредственно связанные с проблемами реальной жизни, из взаимодействия с объектами труда, природы, с культурными памятниками и т. д.

. Учителя привлекают школьников к планированию, построению занятий, предоставляют возможность самим находить пути решения возникающих проблем и задач, выбирают такие формы коллективной и индивидуальной работы, при реализации которых сами выступают в роли советчика, старшего товарища.

Системно-деятельностный подход предполагает не только обеспечение субъектной позиции школьника в образовательном процессе, но и формирование компетентности к обновлению компетентности, т.е. не дать объём знаний, а научить учиться - дать представления о структуре учебной деятельности на разных этапах обучения и при разных формах (индивидуальной или совместной) ее организации и научить учащихся применять их на практике.

Относясь к ученику как субъекту деятельности, интегральной индивидуальности, сложному синтезу индивидных, личностных свойств, педагог глубоко изучает личность ребенка, определяет направленность развития жизненных стремлений, ценностей, на основе которых он развивается и учитывает индивидуальные возрастные, психологические и физиологические особенности обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения.

На основании знания личностных потенциалов каждого из своих ребят, пределов их возможностей педагог ведет их по максимуму их возможностей, по верхнему барьеру компетентности (“зона личностного развития”), не позволяя брать на себя невыполнимых обязательств, заданий, с которыми они не могут справиться.

На основе педагогической диагностики, с учетом реальных возможностей, особенностей, интересов реальных детей отбираются оптимальные для конкретного класса, учащегося, пути, методы, приемы обучения и воспитания, т.е. обеспечивается разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Системно-деятельностный подход предполагает переход от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества (совместная работа обучающихся, учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем) в достижении целей обучения, что предполагает формирование образовательной среды, вкоторой исчезает дистанция возраста и должности, остается человеческое общение, которое создает осо­бый образ жизни, мир гуманности, взаимного уважения и до­верия.

Одной из продуктивных технологий, обеспечивающих сотрудничество, является вовлечение учащихся в групповую деятельность, в которой дети приобретают энергетический заряд и эмоциональ­ный накал, их психические состояния, настроения, переживания приобретают яркую эмоциональную окрашенность, что способствует психическому заражению и заряжению, подражанию, направленному на воспроизведение определенных внешних черт поведения, манер, действий поступков. В процессе группо­вой деятельности проявляется сотрудничество (взаимное содей­ствие) и соревнование (соперничеств).

Системно-деятельностный подход предъявляет требования к отбору и работе с учебным материалом. Приоритет отдается учебному материалу, имеющему общекультурное значение. При этом работа с ним нацеливается педагогами на познание учащимися социокультурных ценностей, ценностей духовно-нравственных возможностей человека и выработку к ним личностного отношения на основе своих потребностей, склонностей и возможностей, формирование обобщенного, целостного представления о мире (природе-обществе-самом себе), о роли и месте науки в системе наук.

Системно-деятельностный подход предусматривает деятельностный метод, который вбирает в себя продуктивные технологии:

- технология проблемного обучения;

- технология исследовательской деятельности;

- технология проектной деятельности;

- технология групповой работы;

- здоровьесберегающие технологии;

- информационные технологии

- игровые технологии

- эвристические технологии

- диалоговые технологии и т.д.

-технология уровневой дифференциации. В условиях этой технологии ученик – это, прежде всего, партнёр, имеющий право на принятие решений (на выбор содержания своего образования, уровня его усвоения и т.д.).

- проблемно-диалогическое обучение или проблемный диалог – это универсальная технология, которая позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний учениками.

- учебно-исследовательская деятельность учащихся – это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом.

-технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.