Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Народы Средней Азии и Казахстана






Исследования ученых разных стран показывают, что Средняя Азия была одним из центров, где происходило становление ми­ровой цивилизации. Вместе с тем всего каких-то сто лет назад ее народы жили в большинстве своем в условиях патриархально-фе­одальных отношений, пронизанных средневековыми традиция­ми, обычаями, религиозными нормами права и суда, межпле­менной враждой.

Представители народов Средней Азии наделены:

· практическим складом ума, рациональным мышлением, для них несвойственны отвлеченные суждения, оперирование абст­рактными понятиями;

· слабовыраженной внешней эмоциональностью, сдержанным темпераментом, спокойствием и рассудительностью;

· способностью стойко переносить физические страдания, не­благоприятные погодные и климатические условия;

· высокой исполнительностью, честностью, уважением к стар­шим;

· определенной замкнутостью в своих национальных группах, особенно в начальный период знакомства, общения и взаимодей­ствия с другими людьми, настороженным отношением к представителям других национальностей.

Природно-климатические условия были одним из факторов, сформировавших этнопсихологические характеристики народов Средней Азии. Многие их поколения, как и другие люди, живущие в жарких и засушливых районах земного шара, накопили большой опыт приспособления к экстремальным климатическим условиям. Традиционная одежда, особое жилье, веками выработанный уклад жизни и отношение к ней — все это позволяет успешно жить и действовать в привычных обстоятельствах. Такая адаптация предпо­лагает размеренную, неторопливую жизнь, неспешную, а то и вя­лую в условиях высокой жары работу. Человек размеренно орудует мотыгой, устав, отойдет в тень, сядет под дерево, выпьет чашечку зеленого чая, отдохнет и продолжит свое занятие. Так трудились веками. Подобные традиции, сохранившиеся и сегодня, оказывают определяющее влияние на поведение и поступки людей.

Большинство представителей Средней Азии слабо выражают свои эмоции и чувства. В основном это люди флегматического и сангвинического темпераментов. Они медленнее, чем другие на­роды, осмысливают жизненные и профессиональные задачи, ко­торые возникают в процессе деятельности. Однако когда цель ус­воена, она становится неотъемлемым руководством к действию. Представители этих национальностей стараются добросовестно выполнять свои служебные обязанности. Вместе с тем, если ос­лабляется контроль за их деятельностью, они могут допускать по­блажки себе и своим землякам. Исследователи отмечают их пони­женную общественно-политическую активность в составе много­национального коллектива.

Многие особенности национальной психологии коренных на­родов Среднеазиатского региона объясняются своеобразием свой­ственных им норм и правил общественной и культурной жизни. Так, у казахов, киргызов, туркмен, каракалпаков и части узбеков еще сильны родоплеменные связи. Принадлежность к кругу лю­дей, связанных кровными узами, налагает большие обязанности. Например, считается естественным помогать родственникам даже тогда, когда они не правы, защищать их, даже если они соверши­ли антиобщественные проступки. Когда один из родственников занимает руководящую должность, он почти всегда стремится создать себе окружение из самых близких ему людей.

Родственные связи проявляются, например, и в таком нацио­нальном обычае, как, возвращаясь из дальней поездки, приво­зить подарки для многочисленных родственников.

Большую силу имеют также земляческие узы. Если представи­тели этих наций оказываются за пределами своего региона, они обычно держатся сплоченной группой, причем последняя может формироваться не только по национальному, но и по религиоз­ному признаку.

Огромную роль в социально-психологическом становлении молодежи в Средней Азии в настоящее время играет ислам, кото­рый, как известно, возник в Аравии и насаждался среди других народов с большой жестокостью. Его укоренению в Среднеазиат­ском регионе способствовало то обстоятельство, что вероучение ислама простое, обязанностей у верующих немного, а ритуалы очень несложные.

Народам Средней Азии испокон веков свойственно уважение к старшим. В обращении к ним особенно соблюдаются выработан­ные веками жесты, подчеркивающие учтивость. Например, когда младший подает старшему что-либо, то должен левой рукой под­держивать правую.

Представители народов Средней Азии очень тяжело пережива­ют оскорбления, в том числе словесные, особенно нецензурную брань. В таких обстоятельствах они, как правило, сильно возбуж­даются, идут на конфликты. Зато они очень высоко ценят ровный тон других людей, их высокую культуру и спокойную манеру речи, а также доверие, уважение, хорошее отношение к их нацио­нальным традициям, обычаям, привычкам, литературе и искус­ству.

При немалом внешнем и психологическом сходстве народы Средней Азии имеют много самобытных черт. Например, у узбек­ского народа, который на протяжении многих веков занимался в основном земледелием и торговлей, выработались бережливое отношение к земным богатствам и приспособленность к напря­женному труду. Казахи и киргизы, издревле занимавшиеся пре­имущественно разведением лошадей и овец, более глубоко зна­ют все, что связано с потребностями пастбищного скотоводства. В результате широких экономических связей с другими народами у узбеков выработались общительность, вежливость, приветли­вость. Кочевой же образ жизни казахов и киргизов, их постоянное пребывание вдали от других людей способствовали формирова­нию у них значительной сдержанности в общении с незнакомца­ми, в выражении своих даже самых искренних и горячих чувств.

Узбеки. Формирование психологии узбекского народа прохо­дило под воздействием интеграции древнего оседло-земледельче­ского ирано- и тюркоязычного населения оазисов современного Узбекистана и кочевых народов степной части Средней Азии. На территории оазисов нынешнего Узбекистана в свое время распо­лагались три ханства — Хивинское, Бухарское и Кокандское, где важной политической и военной силой были кочевые племена. Скотоводы постепенно стали переходить к земледелию. Этот про­цесс длился несколько столетий и завершился в XIX в.

На формировании узбекского народа отразилось и то обстоя­тельство, что оно проходило одновременно и в значительной мере на одной и той же территории, что и становление таджиков как нации. В развитии узбекского этноса наблюдались те же, что и у таджиков, процессы — образование больших территориально-хо­зяйственных комплексов, таких, как Хорезм, Фергана, оазисы бассейна Сурхан-Дарьи и т. д. У населения этих регионов вырабо­тались свои особенности материальной и духовной культуры, своя специфика национальной психологии.

Узбеки сохранили огромную любовь к родной земле. За много­вековую историю им не раз приходилось брать в руки оружие и защищать свою отчизну, свои жилища. Все это утверждало в их сознании высокое чувство патриотизма. Любовь к своей земле, своему краю дополнялась общей гордостью за свою нацию.

Узбеки чистоплотны. С незапамятных времен считалось обяза­тельным не только систематически подметать комнату, двор, но и улицу у ворот или калитки. Эта традиция живет и сегодня. И если в другом регионе страны узбеки по собственной инициативе отвеча­ют за уборку территории, можно быть уверенным, что чистота и порядок будут поддерживаться постоянно и добросовестно.

Социологические и психологические исследования показыва­ют, что узбеки хорошо относятся к выполнению своих професси­ональных обязанностей, терпеливо переносят жизненные тяготы и лишения, очень чутки к оценкам окружающих, выше всего по­читают своих родителей и родственников, боятся, когда до пос­ледних доходят слухи об их слабом прилежании или недостаточ­ной профессиональной компетентности. К сожалению, в настоя­щее время для узбеков стало непрестижно занятие производи­тельным физическим трудом, поэтому многие стремятся занять должности в сфере материального распределения, торговли.

К национально-психологическим особенностям узбеков отно­сятся также решительность, обдуманность, доверчивость, добро­желательность, отзывчивость, особенно в начальный период их нахождения в многонациональном коллективе, готовность прий­ти на помощь, умение владеть своими чувствами. Вместе с тем некоторым из них присущи замкнутость, стеснительность, малообщительность, настороженное отношение к выходцам из других регионов, в том числе из Прибалтики и Закавказья.

Узбеки высоко ценят уважительное отношение к культуре сво­его народа, истории, национальным чувствам, обычаям, тради­циям. Если в многонациональном коллективе сложился устойчи­вый, здоровый, интернационалистский по своему характеру мо­рально-психологический климат, они проявляют трудолюбие, ис­полнительность, добросовестность. В тех же коллективах, где сло­жилась напряженная морально-нравственная атмосфера, они склонны к конфликтам, тяжело переживают оскорбления, про­являют злопамятность, способны совершать необдуманные по­ступки.

Издавна значительная часть узбекского населения была спло­чена кровнородственными узами, общностью совместного труда. Сегодня эта традиция дает о себе знать в поведении узбеков, особенно сельских жителей, проявляется в стремлении образо­вывать устойчивые земляческие группы, живущие иногда по за­кону круговой поруки. В последнем случае такие группы приоб­ретают иногда негативную общественную направленность, так как преследуют узкоэгоистические интересы. Порой они агрес­сивно относятся к представителям других национальностей, стре­мятся подчинить своему влиянию выходцев из других регионов Средней Азии.

Некоторые узбеки из-за слабой общеобразовательной и языко­вой подготовки избегают технических специальностей, но, взяв­шись за их освоение, учатся упорно и достигают хороших резуль­татов.

 

И службу не нарушай, и дружбу не раз­рушай.

Узбекская пословица

 

Узбеки очень переживают отрыв от дома, от родных и близ­ких. С родителями и родственниками они поддерживают тесные связи, советуются по многим вопросам, откровенно пишут им о своих неудачах и недостатках. Привыкание к новым трудовым условиям в большинстве случаев протекает довольно сложно. Ска­зываются существенные различия в образе жизни при переезде в другой регион. Частично сгла­дить остроту переживаемых чувств позволяет общение с земляками, прослушивание национальной музыки, песен, участие в концертах художественной самодеятельности. При доб­рожелательном к ним отношении узбеки не скрывают своих чувств и переживаний, готовы с радостью поделиться новостями с ро­дины, рассказать о своей семье, о сложившихся отношениях [251; 271].

Туркмены. Название народа в переводе на русский язык обо­значает «туркообразный». Тяжелый труд хлебороба приучил народ Туркмении к доброжелательному, уважительному отношению к труженику. Проходя мимо дехканина, засевающего поле, полага­ется обязательно пожелать ему: «Пусть каждое зерно станет тыся­чей» или «Пусть хорошо взойдет семя». Такие приветствия и по­желания высказываются в адрес любого работающего.

Туркмены отличаются неприхотливостью, скромны в быту. Для туркменской семьи характерны крепость брачных уз, любовь к детям. Излюбленный напиток — зеленый чай («чок чай»).

Для них свойственно стремление добросовестно относиться к своим профессиональным обязанностям и добиваться хорошего отношения со стороны руководителей многонациональных коллективов. Они самолюбивы, чувствительны в общении, по темпе­раменту немедлительные, но и не слишком быстрые. Охотно уча­ствуют в общественной жизни, старательно выполняют поруче­ния.

В республике прочно сохраняются послушание и уважение к старшим — аксакалам. Если старший по возрасту попросит млад­шего об услуге, отказываться считается неприличным. В присут­ствии старшего соблюдается сдержанность в разговоре, к нему внимательны. Почитание родителей возводится в ранг абсолюта. Многие нравы, обычаи и традиции в Туркмении, как и в це­лом в государствах Средней Азии, обусловлены исламской рели­гией. Она и сегодня играет заметную роль в жизни коренного на­селения, в том числе и молодежи. Религиозность населения под­черкивается мусульманскими обрядами и обычаями, переплетен­ными с межличностными, семейно-бытовыми традиционными от­ношениями, которые зачастую выдаются за национальные при­вычки. Следует отметить, что к отдельным обрядам и ритуалам, связанным с важнейшими этапами жизни (например, религиоз­ное бракосочетание), прибегают не только верующие. Под давле­нием религиозного группового мнения (чтобы не обидеть родителей, родственников) их соблюдает значительная часть колеблю­щихся и неверующих.

В процессе исторического развития туркменской нации воз­никла традиция объединения людей в мобильные группы для ре­шения различных задач; группы легко возникают при необходи­мости и быстро распадаются. Их руководители окружают себя многочисленными приближенными и требуют высокой дисцип­лины, подчинения, исполнения отдаваемых приказаний.

В национальном характере туркмена уживаются самые проти­воположные черты: он гостеприимен, честен, верен своему слову по отношению к земляку, но считает хитрость, обман и ковар­ство необходимостью в отношениях с чужими. Туркмен сострада­телен и нежен к животным и вместе с тем может быть жесток и даже бесчеловечен к другим людям — «врагам». Результатом соци­ально-экономического и культурного развития страны стали та­кие национально-психологические особенности народа, как вы­сокая эмоциональность, воинственность, свободолюбие, непри­ятие власти над собой, умение переносить боль и страдания.

 

Проявишь скромность — достоинство приобретешь, проявишь гордость — от­поведь найдешь.

Туркменская пословица

 

Свойственно туркменам и честолюбие, тесно сопряженное с обидчивостью. Даже случайно нанесенные обиды туркмены по­мнят долго, переживают глу­боко, прощают их только в том случае, если обидевший при­знает полностью свою вину и в присутствии других людей принесет извинения. На пове­дении туркменов сказываются многие предрассудки, в том числе и такие, как кровная месть обидчику. Месть даже через продолжи­тельное время может проявляться в жестоких формах [3; 124; 220; 270].

Таджики. Исследования показывают, что для таджиков наибо­лее характерны такие национально-психологические качества, как практический склад ума, рациональный образ мышления, опира­ющийся на абстрактные выводы и обобщения, умеренно выра­женная эмоциональность, спокойствие, рассудительность, опреде­ленная степень замкнутости в полиэтнических группах, иногда на­стороженное отношение к представителям других национально­стей, высокая оценка уважительного отношения к себе со сторо­ны других народов.

Таджиков отличают упорство, настойчивость в достижении поставленной цели, исполнительность. Они дружелюбны, но вме­сте с тем могут быть и скрытными до тех пор, пока не изучили окружающих. Не прощают моральных и физических оскорблений, идут из-за этого на конфликты. Таджики честолюбивы, щедры и бескорыстны. Высоко ценят профессиональное мастерство. Насто­ящий «усто» (мастер) — высшая похвала для таджика.

Таджики трудолюбивы. Но они привыкли работать не спеша, размеренно, без перенапряжения, с частыми перерывами. Незна­ние этой особенности нередко приводит к конфликтам. Тут нуж­ны терпеливая разъяснительная работа, убеждение. Таджики очень отзывчивы на доброту, похвалу, уважительно относятся к стар­шим, старательны. Они высоко ценят тех, кто проявляет интерес к их успехам, к успехам республики, обычаям и нравам народа.

Представители этой национальности наделены своеобразным темпераментом, испытывая потребность в разнообразии и перио­дической смене возлагаемых на них обязанностей. Они легко заго­раются и так же быстро остывают.

Таджики упорны и настойчивы в достижении намеченной цели, особенно личного характера. Достигнув ее, они расслабляются и разительно меняются в поведении, пока не увлекутся новым де­лом. Последовательная постановка перед таджиками целей во всех сферах трудовой деятельности в тесной связи с их личными инте­ресами, психологическая поддержка позволяют руководителям многонациональных коллективов уверенно управлять их станов­лением на профессиональном поприще, поддерживать у них по­стоянный интерес к труду.

Верность как черта характера воспитывается у молодого тад­жика с детства. Главная формирующая человека ячейка — семья. Семьи у таджиков большие, в среднем 5 — 6 человек и более. У де­тей воспитывается беспрекословное повиновение и уважение к старшим и родителям. Таджики неприхотливы, терпеливы, легко переносят трудности и лишения, проявляют самостоятельность и настойчивость в профессиональной деятельности.

Каждый таджик стремится беречь свою честь смолоду. Его вос­питывают так: иди прямо, не увиливай от трудностей, будь чес­тен, прост. Порой прямота таджика воспринимается как дерзость, упрямство. Нельзя забывать, что для него это норма жизни, о которой надо знать и к которой надо привыкнуть, потому что в таких чертах проявляется психология нации.

 

Поспешность приносит много раская­ний.

Таджикская пословица

 

Нельзя не учитывать и тот факт, что в Таджикистане зна­чительная часть молодых лю­дей в возрасте от 16 до 29 лет не учится и нигде не работа­ет, не получает трудовой закалки. Это создает дополнительные трудности для адаптации таджикской молодежи на производстве, в коллективах предприятий [119; 158].

Киргизы — один из древнейших народов, населяющих Сред­нюю Азию. Многовековая борьба за национальную независимость способствовала его особому сплочению, стремлению к взаимопо­мощи при решении любых проблем. До сих пор существует тради­ция «ашар» — тесное сотрудничество и сплочение при совместной деятельности. К нему прибегают при строительстве жилищ, при выполнении особо трудоемких работ. Совместный труд вос­питывает киргизов и формирует у них чрезвычайно уважительное отношение к любому делу.

К числу национально-психологических особенностей кирги­зов можно отнести такие черты, как трудолюбие, честность, ис­полнительность, сообразительность, способность сохранять при­сутствие духа в сложных обстоятельствах. Они свободолюбивы, храбры, крепко держат данное слово, любят музыку и танцы. От­личаются высокими волевыми и моральными качествами, вынос­ливостью, упорством в преодолении трудностей. Среди киргизов очень почитается героический эпос. Центральная фигура сказа­ний — богатырь Манас, воспевающий мужество, стойкость, уме­ние переносить трудности, любовь к Родине, готовность к ее за­щите от врагов.

Как и представителям других народов Средней Азии, киргизам присущи подчеркнутое уважение и почтение к старшим, тради­ции воспитания национального достоинства. Неуважительное от­ношение к родным, родственникам при беседе с представителя­ми киргизской национальности воспринимается очень остро. Все это требует от собеседника искреннего участия, такта, внима­тельности и терпения.

Киргизы — очень гостеприимные люди. У них выработался це­лый этикет встречи гостей, обусловленный разобщенностью ко­чевников-скотоводов, отдаленностью населенных пунктов друг от друга, недостаточной информированностью людей. В то же время в их среде сложилось чинопочитание, даже угодничество. Угоще­ния распределяются в зависимости от старшинства, от занимае­мого человеком положения в обществе.

Киргизы, в отличие от представителей других среднеазиатских национальностей, как правило, обладают опытом широкого меж­национального общения, поэтому быстрее адаптируются в много­национальных коллективах. Исследователи отмечают их стремле­ние к порядку, общительность. К представителям славянских на­циональностей киргизы относятся хорошо. Возникают отдельные трения с лицами узбекской национальности, что связано с исто­рией Кыргызстана. Власть кокандского хана, геноцид местного на­селения формировали негативное отношение к поработителям.

 

Кто охотно помогает другому в добром деле, тот и сам может рассчитывать на помощь.

Киргизская пословица

 

Следует учитывать тот факт, что довольно часто представители этой национальности попадают под влияние отрицательно направ­ленных микрогрупп, а со временем сами принимают на себя роль организаторов таких групп. Из­бежать этого можно, если ак­тивно привлекать выходцев из Кыргызстана к общественной и профессиональной деятельности, где бы они несли ответственность не только за себя, но и за товарищей, за сослуживцев [38; 56].

Казахи. За многовековую историю у казахов сложились свои передававшиеся из поколения в поколение обычаи, нравы, тра­диции, которые и сегодня нельзя не учитывать в межнациональ­ном общении и взаимодействии с ними.

Воспитываются казахи с детства в строгих правилах: от них требуют относиться к труду как к первой необходимости, ясно понимать свой долг перед семьей, осознавать личную ответствен­ность за дела, в которых принимаешь участие. У казахов хорошо развиты такие качества, как трудолюбие, умение быстро овладе­вать теми или иными приемами и особенностями любой деятель­ности, сообразительность, исполнительность. Они наделены под­вижным умом, любознательны и отзывчивы, настойчивы в дос­тижении целей, отличаются хорошей памятью. В профессиональ­ной деятельности они достаточно активны.

Высокие понятия о чести, достоинстве, долге, необходимости вступаться друг за друга, за женщину, за справедливость – не пустые слова для казаха. Джигит в понятии казахов — это не про­сто удалой человек, это прежде всего человек чести, мстящий любому, кто задел его, даже ненароком. Джигит не должен про­щать обид — удар за удар, око за око. Таковы народные традиции. По складу национального характера казахи свободолюбивы, об­щительны, храбры, верны слову, гостеприимны.

Большинство казахов легко сходятся в общении и взаимодей­ствии с другими людьми, умеют находить надежных и верных друзей среди представителей разных народов, преданны в друж­бе, всегда придут на помощь товарищу. При общении с предста­вителями других национальностей они, как правило, не боятся сказать человеку правду прямо в глаза.

Следует иметь в виду, что если в коллективе сложилась небла­гоприятная атмосфера, то казахи ведут себя настороженно, тяжело переживают нанесенные обиды и долго не прощают их, что может явиться поводом для новых конфликтов. Только равные требования к представителям всех национальностей служат основой для нор­мальной обстановки в коллективе, где трудятся казахи.

 

Отвечай за то, что сам совершил.

Казахская пословица

 

В социальном и национально-психологическом облике южных и западных казахов есть определенные различия. До сих пор суще­ствует разделение на так называемую белую и черную кость. К первым относят казахов южных районов. Порой в их среде дают знать о себе элементы эгоизма, родовой кичливости. В этих облас­тях бытует негласное деление на жузы (родовые кланы), где дей­ствуют своеобразные жизненные нормы и принципы, со­гласно которым предпочтение всегда отдается казаху из своего рода. Выходцы из данных областей очень слабо владеют рус­ским языком, многие вообще его не знают.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.