Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гуманистический подход






Как помнит читатель,,, этот подход основан на гуманистической философии, главное положение которой заключается в том, что всякое знание неотделимо от природы человека и его основных потребностей;

иными словами, знание не может_существовать вне человеческой при­роды. Человеческую же природу нельзя объяснять рациональными терминами, а можно постичь только благодаря аффективному опыту, через который она и реализуется «в д<? нном месте и в данное время».

Гуманистический подход постулирует также, что в каждом человеке существует ориентация, толкающая его на реализацию своих возмож­ностей.

' Трансличностная психология-зародившееся на западном побережье США направление - занимается главным образом позитивной переоценкой роли этих двух «бедных родственников» интеллекта в нашей повседневной жизни.


Развитие «Я» 39


 


Теории самоактуализации (по Роджерсу и Маслоу)

Согласно Роджерсу, всякий живой организм наделен стремлением заботиться о своей жизни с целью сохранять ее и улучшать. Он обладает всей необходимой компетенцией, чтобы решать возникающие перед ним проблемы и направлять должным образом свое поведение. Эта спо­собность, однако, может развиться только в контексте социальных ценностей, в котором индивидуум получает возможность устанавливать положительные связи.

Представление ребенка о самом себе, т.е. концепция собственного «Я», будет эволюционировать в соответствии с возникающими перед ним ситуациями и его собственными действиями; оно фактически фор­мируется на основе того разнообразного опыта, который ему придется переживать в общении с другими людьми, и их поведения по отношению к нему. Роджерс называет эту систему представлений «реальным Я».

Человек, кроме того, склонен представлять себя и в идеальном образе - видеть себя тем, чем ему хотелось бы стать в результате реализации своих возможностей («идеальное Я»). К этому идеальному «Я» и стремится приблизиться «Я» реальное (рис. 10.17).

В каждом из нас существует, кроме того, и сильная потребность в самоуважении, заставляющая нас домогаться положительного отно­шения к самим себе или к тому, что мы делаем. При этом, если другие, как часто бывает, одобряют наши эмоции, чувства, мысли и поведение лишь при том условии, что они соответствуют их собственным, то очень вероятно, что мы будем скрывать свои истинные мысли и чувства, демонстрируя вместо этого те, которые получат одобрение окружаю­щих. В результате мы будем все меньше оставаться самими собою, это приведет к разладу между реальным «Я», формируемым средой, и той частью психики, от которой мы вынуждены отказаться, что станет для нас источником тревоги. Напротив, если мы почувствуем, что_нас^ принимают такими, каковы мы есть, то мы будемсклонны раскрывать свои подлинные эмоции, чувства и мысли. Таким образом, личность уравновешена тем лучше, чем больше _ согласия, или конгруэнтности, между реальным «Я» человека и его чувств ами, мыслями_и_прведением,

Условное отношение других

РЕММОЕЯ

Идеальное " Я"

Рис. 10.17. Согласно концепции Роджерса, реальное «Я» человека чаще всего сталкивается с противоречием между «идеальным Я», отражающим то, чем человек хотел бы стать, и требованиями общества, проявляющимися, как пра-. вило, в виде условного отношения к его поступкам.


40 Г.шеи 10

что позволяет ему приблизиться к своему идеальному «Я», а именно в этом суть актуализации.

Что касается иерархической теории потребностей, предложенной Маслоу, то мы уже не раз говорили о ней в предыдущих главах. Достаточно напомнить, что, согласно этой теории, человек.способен прийти к самоуважению и таким образом достичь.самоактуализации только после того, как в значительной мере удовлетворены его более элементарные нужды (физиологические потребности, потребность в безопасности и в любви).

Теория иитенциональности (по Бюлер)

Шарлотта Бюлер разработала теорию развития человека, акценти­ровав тот факт, что в основе человеческой природы лежит «намерение» (интенция). Эта интенциональностъ проявляется в совершаемых на протяжении жизни выборах для достижения целей, которые сам человек может и не осознавать. По мнению Бюлер, зачастую лишь один раз в жизни, в самом ее конце, человек способен осознать глубинную суть своих прежних ожиданий и оценить, насколько они исполнились.

Бюлер (Buhler, 1968) рассматривает в связи с формированием и до­стижением целей пять главных фаз жизненного цикла.

Фаза I продолжается до 15-летнего возраста. Для нее характерно отсутствие у человека каких-либо точных целей. Ребенок живет на­стоящим и имеет о будущем весьма смутное представление. В этот период происходит в основном развитие физических и умственных способностей.

Фаза II, длящаяся с 15 до 20 лет, соответствует отрочеству и юности. В этот период человек осознает свои потребности, способности и инте­ресы. Он вынашивает великие планы, связанные с выбором профессии, партнера и вообще смысла собственной жизни. Этот период первых дерзаний позволяет ему оценить, в какой степени способен он овладеть определенными навыками и быстро достичь поставленных целей.

Фаза III длится с 25 до 40-45 лет и соответствует зрелости вплоть до ее расцвета. Это самый богатый период жизни. Для него характерна постановка четких и точных целей, позволяющая добиться стабильности на профессиональном поприще и в личной жизни, принимаются реше­ния, связанные с созданием и укреплением собственной семьи и рожде­нием детей.

Фаза / У продолжается с 45 до 65 лет. Это солидный возраст, когда человек подводит итоги своей прошлой деятельности и своим сверше­ниям. Отныне, заглядывая в будущее, человек вынужден пересматривать свои цели с учетом своего профессионального статуса, физического состояния и положения дел в семье.

Фаза У начинается в преклонном возрасте, в 65-70 лет. В этот период многие люди перестают преследовать цели, которые они поставили перед собой в юности. Оставшиеся силы они тратят на различные формы досуга, путешествуя или просто приятно проводя время, спо-


Развитие «Я» 41


 



Рис. 10.18. Возраст ухода на покой - это тот возраст. когда человек пытается осмыслить всю свою прош­лую жизнь в целом.


койно проживая последние годы жизни. Это период, когда человек пытается придать смысл своему существованию, обозревая его как нечто целое. Одни. проанализировав многочисленные события собственной жизни, чувствуют, что поставленные перед собой задачи они выполнили. Другим, наоборот, подобный экзамен может принести разочарование, так как поставленные цели достигнуты не были.

Социальное развитие

Развитие человека нельзя понять в отрыве от семьи, социальной группы и культуры, к которым он принадлежит. Как мы увидим в главе 11, немного найдется таких форм поведения, которые не зависели бы прямо или косвенно от поведения других людей.

С первых же часов жизни человека начинается процесс его социали­зации, в основе которого лежат связи между индивидуумами и освоение социальных навыков. Отчасти этот процесс зависит от врожденных механизмов и созревания нервной системы, однако прежде всего он определяется тем опытом, который человек получает на протяжении жизни.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.