Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Как продвинуть сайт на первые места?
    Вы создали или только планируете создать свой сайт, но не знаете, как продвигать? Продвижение сайта – это не просто процесс, а целый комплекс мероприятий, направленных на увеличение его посещаемости и повышение его позиций в поисковых системах.
    Ускорение продвижения
    Если вам трудно попасть на первые места в поиске самостоятельно, попробуйте технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Если ни один запрос у вас не продвинется в Топ10 за месяц, то в SeoHammer за бустер вернут деньги.
    Начать продвижение сайта
  • Застежки и серебряные на­кладки поясов, обнаружен­ных в Чингульском кургане.






    Летом 1981 года экспедиция Института археологии Укра­инской Академии наук раскопала половецкий курган у села Заможное Токмакского района Запорожской области. Он стоял над степной речушкой Чингул, и назвали его Чингульским.

    Удивительные вещи, обнаруженные при раскопках, не­обычный погребальный обряд привлекли к изучению этих древностей ученых разных специальностей — археологов и антропологов, историков и лингвистов, искусствоведов и реставраторов.

    Кандидат исторических наук В. ОТРОЩЕНКО и Ю. РАССАМАКИН (Институт археологии АН УССР, г. Киев).

    над необозримой поймой, там, где река Молочная круто поворачивает на юг и принимает на себя воды Чингула. Глубокую могиль-

    Мегт/-1»•" - —-- "


    ф ВЕСТИ ИЗ ЛАБОРАТОРИЙ •

    ную яму вырыли на верши* > •
    не более раннего неболь­
    шого курганчика бронзово­
    го века. Насыпь сооружали
    долго. Строительным мате­
    риалом для нее служили
    куски дерна, нарезавшиеся
    неподалеку, в долине реки.
    К моменту совершения по­
    гребальной церемонии во­
    круг могилы образовался
    вал с тремя проходами, а
    вокруг него кольцевой ров,
    тоже с тремя проходами
    внутрь. Диаметр рва — 62
    метра, ширина — 1, 5 метра,
    глубина — 1, 2 метра. Такая
    конструкция насыпи, не­
    сколько напоминающая
    скифскую, прослежена для
    позднекочевнических курга­
    нов впервые. Грабители не
    проникли в курган. Вокруг
    могилы были уложены пять
    парадно убранных и осед­
    ланных лошадей и напутст­
    венная пища — десять раз­
    рубленных бараньих туш.
    Питье, вероятно, находи­
    лось в двух византийских
    амфорах.

    В кургане был похоронен мужчина 40—50 лет. Он буквально был засыпан уникальнейшими предмета­ми. Наиболее интересные вещи лежали внутри дере­вянного саркофага, закры­вавшегося на четыре ци­линдрических замка. Там было оружие, в том числе сабля, три ножа, кольчуга, щит, колчан, налучье, позо­лоченный шлем; богатей­шие одежды — шесть каф­танов из шелковых тканей; дорогая посуда — куриль­ница и чаша; украшения — два золотых перстня с кам-

    Застежки и серебряные на­кладки поясов, обнаружен­ных в Чингульском кургане.


     

     




    Кубок-курильница из позо­лоченного серебра и четыре медальона с изображением льва, грифона, быка и орла, помещенных на внутренней поверхности кубка.

    нями, две плетеных гривны из золота и электра, три парчовых пояса с серебря­ными пряжками. Все вещи позолочены (см. 2—3 стр. цв. вкладки).

    Наиболее дорогие наход­
    ки — погребальные одея­
    ния— оказались наименее
    сохранившимися. Ткани
    представляли особую цен­
    ность для кочевников.
    Францисканский монах
    Вильгельм де Рубрук, пере­
    секший в 1253 году евра­
    зийские степи, отмечает,
    что, очутившись в кочевни­
    ческой среде, «...мы не на­
    ходили там ничего такого,
    что можно было бы купить
    за золото или серебро, —
    все продавалось только за
    полотно или другие ткани...»
    Наличие шелковых одежд—
    безусловный признак осо­
    бого положения их вла­
    дельца в обществе.

    На груди умершего нахо­дилась массивная цепь, сплетенная из электровых проволочек, а в правой ру­ке зажата распрямленная золотая гривна — знак осо­бого достоинства.

    Справа у головы — ку­рильница и ножи, аксессуа­ры верховного жреца. Ро­скошный кубок-курильница на высоком поддоне — это творение средневековых за­падноевропейских ювели-


    ров напоминает стилизо­ванное «древо жизни»; его венчает распустившийся на острие крышки цветок. Не­обычно оформлена и внут­ренняя поверхность кубка: на полусферическом сере­бряном фоне симметрично расположены четыре ме­дальона с изображением быка, орла, льва и грифо­на. Со дна чаши поднимает­ся золотой цилиндр, на не­го опирается передними лапами золотой лев с ага­товыми глазами. Лев тянет­ся языком к шишке пинии, которой завершается ци­линдр (см. 1 стр. обложки). В XII—XIII столетии такие сосуды, но без скульптур­ного оформления изготов­ляли ювелиры в Англии, Франции и Германии.

    О том, что в кургане по­хоронен половец, было яс­но еще в процессе раско­пок: об этом свидетельст­вовали и обряд погребения


     

     



    и другие вещи, например, лепная от руки керамика, которую находили и в на­сыпи и в погребении. И все-гаки нужно было подтверж­дение антрополога. И вот у нас в руках заключение кандидата исторических на­ук, заведующего сектором антропологии Института ан­тропологии АН УССР С. И. Круца. Антрополог отмеча­ет слабо выраженные при­знаки монголоидности че­репа погребенного, что ха­рактерно для средневеко­вых кочевников восточноев­ропейских степей, и в част­ности для половцев. Масштабы погребального сооружения, богатство по­гребального инвентаря и золотой жезл правителя в правок руке свидетельство­вали о том, что в кургане похоронен знатный кочев­ник, вероятнее всего глава одного из племенных поло­вецких союзов. Это под­твердил и знак, который был обнаружен на поясной чаше, — две параллельные линии, процарапанные на поверхности. Это родовой знак половецкого племени кипчаков. Конечно, хоте­лось бы знать имя погре­бенного. Ведь события XII—XIII веков нашли отра­жение в письменных источ­никах. Известно, например, что половецкий хан Кобяк был пленен и убит в Киеве в 1184 году, хан Тоглый прославился своим походом на Византию, а в 1193 году он вместе с другими глава­ми половецких союзов за­ключил с князьями Киев­ской Руси мир. Многое могла бы решить надпись. Ее искали прежде всего на металлических предметах, вглядывались в причудливые завитки орна­мента курильницы, обсле­довали поверхность кера­мических изделий, а обна­ружили совершенно неожи­данно во время реставра­ции кафтана. Распрямляя складки ткани, реставратор увидел фигуры архангелов в обрамлении узора из за­витков и кринов (лилий). У ног одного из архангелов была вышита крохотная фи­гурка человека с протяну-

    тыми вперед руками, а во­круг нее шле надпись по-гречески. Человек, изобра­женный в позе молящегося, безусловно, не библейский персонаж, а реальное лицо. И греческая надпись связа­на именно с ним: он просит о помощи. Но имени здесь нет (см. рис. на стр. 82). Какова уточненная дати­ровка самого кургана? Наи­более поздние вещи (пояса, нагрудная цепь, детали кол­чана) датируются второй четвертью — серединой XIII века. Очень интересна электровая цепь, лежавшая на груди хана. Точно такая же цепь обнаружена архе­ологами в Венгрии в погре­бении главы половецкого племени, раскопанном у города Сольнок. Возраст этой находки — первая по­ловина XIII века, ибо полов­цы, теснимые армиями Чин-гисидов на запад, появи-

    лись в Венгрии лишь в 123% году. Таким образом, у нас есть все основания пола­гать, что и Чингульский. курган относится к первой половине XIII века. Возмож­но, это — погребение одно­го из последних половец­ких ханов. Истории известен хан Ко-тян, который увел половец­кие дружины из степи в Венгрию, а затем и в Визан­тию. Как полагает извест­ный медиевист доктор ис­торических наук Б. И. Мар­шак, половцы могли воз­вратиться обратно в степь где-то в промежутке между походами Батыя в конце 30—40-х годов XIII века, и хан Котян мог быть похо­ронен на своей родине, в Лукоморье. На наш взгляд, это наиболее вероятная фи­гура для исторической идентификации погребенно­го в Чингульском кургане.

    РЕДЧАЙШИЕ ОБРАЗЦЫ ВИЗАНТИЙСКОГО ШИТЬЯ И ТКАЧЕСТВА А. ЕЛКИНА, ст. научный сотрудник Всесоюзного научно-исследовательского института реставрации. Как реставратор древнего ходки, которой мне прихо- текстиля, выскажусь только дится заниматься, о той части уникальной на- В погребении знатного во-

    Фрагмент ткани, в центре которой видна вышитая головка ангела.

     


     

     









    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.