Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Качественный анализ






Эмоциональный опыт – это различное по модальному содержанию (задорное, раздольное, сердитое, тоскливое) проживание ребенком конкретного события или ситуации, эмоциональные реакции на которое оказались в высокой степени интенсивности, эмоциональной возбудимости. Для анализа необходимо фиксирование реального стимул-события в жизни ребенка, возраста ребенка на момент его проживания и особенностей эмоционального реагирования (вопрос 9), а также эмоционального «застревания» ребенка на данной ситуации или людях (предметах), ее напоминающих (вопрос 10).

 

Фактор эмоциональной напряженности проявляется в повторяющихся симптомах эмоциональной возбудимости, эмоциональной заторможенности и ситуативной реактивности.

Эмоциональная возбудимость выражается в необоснованных и длительных эйфорических настроениях, которые сопровождаются высокой двигательной или вербальной активностью, переходящей в навязчивые двигательно-речевые комплексы.

Эмоциональная заторможенность проявляется в полном или частичном отсутствии адекватных эмоциональных реакций, обусловленных состоянием высокой степени тревожности или страха, которые блокируют механизм адекватного реагирования. Эмоциональная заторможенность может выражаться в симптомах мутизма – отказа от речевого общения при отсутствии органических поражений речевого аппарата. Частичная эмоциональная заторможенность выражается в скрытой агрессии и немотивированных негативных действиях ребенка.

Ситуативная реактивность – ярко выраженная и кратковременная негативная реакция ребенка на конкретные ситуации, связанные с имеющимся уже опытом драматического переживания жизненных ситуаций (например, темные помещения, высота, запреты и наказания, несчастные случаи и т.п.). Реакции в этом случае могут быть различными – истерическими, депрессивными, дисфорийными и др. (вопрос 8).

 

Знания о чувствах и эмоциях формируются в дошкольном детстве и составляют часть когнитивного развития ребенка. Это подразумевает наличие представлений у ребенка об основных эмоциональных модальностях (радости, горе, страхе, гневе, презрении, обиде, зависти, вины). В структуре данных представлений проявляется способность выражать эмоции (экспрессивное значение), способность переживать (импрессивное значение) и осознавать ситуационное значение (содержание).

Необходимо фиксировать наличие (или отсутствие) у ребенка знаний о чувствах и эмоциях, а также заинтересованности родителей в формировании данных представлений (вопрос 16).

 

Эмоциональное поле – комплекс особенностей эмоционального реагирования ребенка при взаимодействии с окружающей действительностью, людьми и самим собой. Комплекс включает эмотивность, эмоциональную пластичность, эмоциональную реактивность. Реактивная динамика эмоционального поля обусловлена типом нервной системы (темпераментом).

Для анализа необходимо фиксировать способности эмоционального сопереживания, гибкости перехода из одного эмоционального состояния в другое (вопрос 13), интенсивность эмоциональных проявлений (вопрос 14), а также мнение родителей об общей эмоциональности их ребенка (вопрос 3).

 

Эмоциональный стиль определяется на основе фиксации знака и модальности преобладающих эмоциональных состояний, доминирующей направленности (позитивной, негативной и нейтральной) переживаний. Позитивная направленность переживаний характеризуется стабильным и конструктивным принятием себя и окружающей действительности. Негативная направленность характеризуется стабильно деструктивным отношением к окружающим и самому себе. Нейтральный эмоциональный фон характеризует равнодушное, индеферентное отношение к себе и окружающей действительности.

Сочетание знака (направленности) и модальности (радость, гнев, страх, печаль, презрение, отвращение, обида, стыд – вина, зависть) переживаний определяет эмоциональный стиль ребенка.

Для анализа необходимо фиксировать модальности эмоций и частоту их проявления (вопрос 4), стимул-факторы, вызывающие определенные эмоциональные состояния (вопрос 5), формы закрепленного эмоционального реагирования (вопрос 15).

 

Экспрессивность понимается как мимическая выразительность ребенка в процессе коммуникативной и игровой деятельности. При интерпретации различают произвольную и непроизвольную экспрессивность (эмоционально-мимическую выразительность). В первом случае анализируются спонтанные мимические реакции, во втором – произвольные эмоционально-мимические изменения по требованию.

Фиксируют доминирование открытой или закрытой формы экспрессивного реагирования (вопросы 11, 12), степени произвольной регуляции мимической экспрессии (вопрос 11).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.