Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПРИЛОЖЕНИЕ. Этот раздел книги содержит некоторые диагностические методики, которые родители и педагоги могут применить самостоятельно в изучении особенностей развития






МЕТОДЫ САМОДИАГНОСТИКИ

 

Этот раздел книги содержит некоторые диагностические методики, которые родители и педагоги могут применить самостоятельно в изучении особенностей развития ребенка и своих характерологических качеств и свойств.

 

Методика 1. Определение типа темперамента

детей от 1 до 3 лет (Г.П. Лаврентьева и Т.М.Титаренко)

 

Инструкция. Уважаемые родители! Проследите, пожалуйста, как ведет себя ребенок в следующих ситуациях. Для этого каждый раз, наблюдая за реакцией малыша в течение недели, ставьте пометки в соответствующей графе.

1. Как ведет себя малыш, если возникает необходимость быстро и безотлагательно действовать?

А) включается легко, без ярких эмоций Б) включается очень активно и эмоционально В) включается неторопливо Г) включается очень робко, осторожно
       

2. Как реагирует ребенок на замечания взрослого?

А) говорит, что больше не будет, но позже делает то же самое Б) не слушает и поступает по-своему, проявляя бурную реакцию В) молчит, принимает к сведению, обдумывает Г) обижается, молчит, долго переживает, плачет
       

3. Как разговаривает ребенок с другими детьми в значимых для него ситуациях?

А) быстро, прислушиваясь к высказываниям других Б) стремительно, страстно, никого не слушая В) спокойно и уверенно Г) с сомнениями, неуверенно, оглядываясь на других
       

4. Как ребенок ведет себя в непривычной для него обстановке (в кабинете врача, заведующего детским садом, в аэропорту и т.п.)?

А) легко ориентируется, проявляет любопытство, активность Б) возбужден, иногда излишне беспокоен В) внимательно, обстоятельно осматривает все вокруг Г) слушается взрослых, ведет себя застенчиво
       

 

Ключ к карте наблюдений

Посчитайте количество реакций по каждому типу «А», «Б», «В», «Г» и расставьте их в иерархической последовательности. Первые два типа определяют ведущие особенности соответствующих темпераментов: «А» - сангвинического, «Б» - холерического, «В» - флегматического, «Г» - меланхолического.

 

Методика 2. Опросник К.Томаса «Диагностика доминирующего стиля поведения в конфликтной ситуации»

Цель: определение стиля поведения человека в конфликтной ситуации, изучение личностной предрасположенности к конфликтному поведению.

 

Инструкция: Предлагаемый Вашему вниманию опросник состоит из двойных высказываний - а) и б). Внимательно прочтите каждое из них, выберите то, которое в большей степени соответствует Вашим поступкам и действиям.

1. а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

б) Прежде чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем мы оба согласны.

2. а) Стараюсь найти компромиссное решение.

б) Пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого человека и моих собственных.

3. а) Обычно стремлюсь добиться своего.

б) Иногда жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

4. а) Стараюсь прийти к соглашению на основе взаимных уступок.

б) Стараюсь не задеть чувств другого человека.

5. а) Улаживая спорную ситуацию, все время пытаюсь найти поддержку у другого.

б) Стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6. а) Пытаюсь избежать неприятности для себя.

б) Стараюсь добиться своего.

7. а) Стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со временем решить его окончательно.

б) Считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться своего в другом.

8. а) Обычно настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Первым делом стараюсь определить то, в чем сущность затронутых интересов и спорных вопросов.

9. а) Думаю, не всегда следует волноваться из-за возникших разногласий.

б) Прилагаю усилия, чтобы добиться своего.

10. а) Твердо стремлюсь добиться своего.

б) Пытаюсь найти компромиссное решение.

11. а) Первым делом стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

б) Стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.

12.а) Зачастую избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

б) Даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

13. а) Предлагаю среднюю позицию.

б) Настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.

14. а) Сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

б) Пытаюсь показать другому логику и преимущество своих взглядов.

15. а) Стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.

б) Стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.

16. а) Стараюсь не задевать чувств другого.

б) Обычно пытаюсь убедить другого в преимуществе своей позиции.

17. а) Обычно настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезного напряжения.

18. а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

б) Дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне на встречу.

19. а) Первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

б) Стараюсь отложить спорные вопросы, чтобы со временем решить их окончательно.

20. а) Пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

б) Стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому.

б) Всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. а) Пытаюсь найти позицию, которая находиться посередине, т.е. между моей позицией и позицией другого человека.

б) Отстаиваю свою позицию.

23. а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желание каждого из нас

б) Иногда я предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу.

б) Стараюсь убедить другого пойти на компромисс.

25. а) Пытаюсь убедить другого в своей правоте.

б) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к аргументам другого.

26. а) Обычно предлагаю среднюю позицию.

б) Почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

27. а) Зачастую стремлюсь избежать споров.

б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Улаживая ситуацию, стремлюсь найти поддержку у другого.

29. а) Предлагаю среднюю позицию.

б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.

30. а) Стараюсь не задеть чувств другого.

б) Всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы могли совместно добиться успеха.

 

Бланк ответов к опроснику К.Томаса
 
        а б
    б а    
  а       б
      а   б
    а   б  
  б     а  
      б а  
  а б      
  б     а  
  а   б    
    а     б
      б а  
  б   а    
  б а      
        б а
  б       а
  а     б  
      б   а
    а   б  
    а б    
    б     а
  б   а    
    а   б  
      б   а
  а       б
    б а    
        а б
  а б      
      а б  
    б     а
           

 

 

ОБРАБОТКА ДАННЫХ опросника К.Томаса

Количество баллов, набранных по каждой шкале, дает представление о выраженности у человека тенденций к проявлению соответствующих стилей поведения в конфликтных ситуациях.

В основании типологии конфликтного поведения К. Томаса два стиля поведения: кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других, вовлеченных в конфликт, и напористость в защите собственных интересов.

Соответственно этим измерениям автор методики выделяет следующие способы регулирования конфликтов:

1) соревнование (соперничество) – наименее эффективный, но часто используемый способ поведения в конфликтах выражается в стремлении быть всегда в авангарде, первым, лучшим, главным, властвовать и занимать позицию лидера, не считаясь с позицией и мнением партнера, пользуясь силовыми средствами, добиваться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;

2) приспособление проявляется в склонности принять позицию партнера и быть ведомым, часто означает (в противоположность соперничеству) принесение в жертву собственных интересов ради другого;

3 ) компромисс проявляется как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем временных взаимных уступок;

4) избегание (уход) выражается в нежелании брать на себя ответственность в решении затруднительных жизненных задач, предпочтение не напрягаться, готовность уйти, не вступая во взаимодействие в ситуациях конфликта и необходимости принимать решение в трудных случаях; характерно отсутствие стремления и к кооперации, и к достижению собственных целей;

5) сотрудничество проявляется в способности к эмоциональной отзывчивости, сопереживанию, взаимопониманию потребностей партнеров и поиске способов взаимосодействия как в позиции ведомого, так и в позиции лидера, способности брать на себя ответственность в проявлении инициативной активности в сложных социально-психологических ситуациях, направляющей участников к согласованию ценностей и способов их реализации.

В психологии принято считать, что при избегании конфликта ни одна сторона не достигает успеха. При таких стилях поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников конфликта оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают в силу того, что идут на уступки. Лишь в ситуации сотрудничества стороны конфликта оказываются в выигрыше.

 

Методика 3. Опросник А.И. Баркан для родителей

«Типы воспитания детей»






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.