Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Первоистоки Китая
В Китае традиция сравнительного правоведения берет начало в тру- дах Конфуция. В поисках Дао – должного пути – философ изучил правопорядок многих древних и современных ему государств. Как отмечал один из его учеников, «когда Учитель прибывал в какое-ни- будь государство, он непременно хотел узнать о методах правления»3. Но самое большое значение он придавал изучению истории государств, утверждая, что оно дает возможность узнать их судьбу даже через сто поколений1. Впрочем, он был сдержан в своих оценках, когда не хва- тало свидетельств – текстов либо устных советов мудрецов2. Конфуций выделял общее и особенное в государственном уст- ройстве. Так, он утверждал, что правление в царствах Лу и Вэй – «это правление братьев»3, подчеркивая сходство установленного в них пра- вопорядка. Однако чаще он отмечал различия государств, в основном по степени их отступления от Дао – истинного пути, заключавшегося «в высветлении светлой благодати, породнении с народом и остановке на совершенном добре»4. Своим исследованиям Конфуций пытался придать практическую направленность. Он утверждал: «Одна реформа в царстве Ци – и оно будет как царство Лу, одна реформа в царстве Лу – и в нем воцарится Дао-Путь»5. Более того, он стремился эти реформы осуществить, даже сознавая тщетность своих усилий. Однажды он сказал: «Если бы в Поднебес- ной царил Дао-Путь, то я не добивался бы вместе с вами перемен»6. И, продолжая, с горечью заметил: «Не служить – значит нарушить долг… Благородный муж идет на службу, дабы выполнить свой долг, а о том, что его Дао-Путь неосуществим, он знает заранее»7. Наиболее полно сравнительно-правовые подходы представлены в трудах «отца» китайской историографии Сыма Цяна. Свое повество- вание об истории Китая он начал со времени правления первого импе- ратора Хуан-ди. Оно стало отправной точкой не только исторического, но и сравнительно-правового исследования. Сыма Цянь сравнивал законы и порядки Поднебесной в разные периоды ее истории, а после раскола – сопоставлял правопорядок царств и княжеств, возникших на ее руинах. Он подчеркивал достоинства тех реформ, которые провел Гуан Чжун в княжестве Ци. «Указы для нижестоящих, – повторял историк слова Гуан Чжуна, – подобны источнику воды, они делают сердца людей послушными. Указы должны быть ясными и немногословными, чтобы народу легко было их выполнять. Предоставьте народу то, что он желает, и поскорее избавьте от того, что он отвергает»1. Иными были реформы Шан Яна, который впервые в истории не только обосновал, но и осуществил идею тоталитарного госу- дарства: «Было приказано так. Народу разделиться семьями на пя- терки и десятки, которые должны были заботиться друг о друге, отвечать за поступки соседей. Тот, кто не доносил о преступившем закон, подлежал обезглавливанию. Тот, кто доносил о преступившем закон, награждался наравне с человеком, в бою отсекшим голову противника… Тот, кто прилагал все силы в основных занятиях – земледелии и ратном деле, кто производил больше зерна и шелка, – освобождался от трудовых повинностей. Всех, кто извлекал выгоды из занятия второстепенным делом, впавших в нищету… следовало превращать в казенных рабов… Многие циньцы, вначале заявляв- шие о непригодности новых законов, приходили и говорили теперь об их правильности; однако вэйский Ян (т.е. Шан Ян) говорил: «Эти люди познали вкус смуты», – и всех их переселял в пограничные города. Теперь уже никто из жителей не осмеливался обсуждать новые законы»2. Нередко Сыма Цянь расширял рамки исследования, описывая обычаи иноземных государств и народов. Наиболее подробно он рас- сказывал о гуннах (по-китайски – сюнну), которые многие столетия тревожили северные границы Поднебесной3. Сопоставляя законы «цивилизованных» царств Китая и варварских народов, историк нередко высказывался в пользу последних. Примеча- телен в этом отношении диалог правителя циньской династии Му-гуна и посланника княжества жунов Ю-юя: «Му-гун… спросил: «Срединные государства осуществляют управ- ление на основе стихов и исторических записей, обрядов и музыки, законов и установлений, но, несмотря на это, в них часто происходят беспорядки. Ныне у диких жунов ничего этого нет. Как же у них стро- ится управление? Разве не возникает трудностей?» Ю-юй со смехом ответил: «Именно в этом причина беспорядков в срединных государствах, ведь с тех пор как мудрейший Хуан-ди выработал обряды и музыку, законы и установления, он лично подавал пример их исполнения, почти не прибегая к управлению. Его же потом- ки день ото дня становились все более высокомерными и развращен- ными. Они строго надзирали за низшими и наказывали их, опираясь лишь на силу законов и установлений. В результате низшие уставали до крайности и, ратуя за человеколюбие и справедливость, начинали роптать на высших. Так между высшими и низшими возникла взаим- ная борьба из-за нанесенных обид. Убийства с целью захвата власти и даже уничтожения целых родов – все подобные явления порождены этой причиной. Совсем не так у жунов и и. Высшие, обладая простотой и добродетелью, применяют их в отношениях с низшими, а низшие, сохраняя искренность и преданность, служат высшим. Управление целым государством подобно управлению собственным телом; когда не думают, с помощью чего оно управляется, то это действительно управление мудрых»1. В своих оценках Сыма Цянь стремился быть объективным, рас- крывая не только суть, но и те способы, посредством которых осуще- ствлялось правление. Так, он отмечал, что новая империя, созданная Цинь Ши-хуанди, утверждалась на таких началах, как «твердость, решительность и крайняя суровость». В то время «считалось, что только жестокость и угнетение без проявлений человеколюбия, милосердия, доброты и справедливости могут соответствовать порядку пяти доб- родетельных сил (стихий). И чиновники «до крайности усердствовали в применении законов и долго никого не миловали»2. Описывая империю Цинь Шихуанди, Сыма Цянь создал порази- тельно точную картину тоталитарного государства, в котором отверга- ются все ценности, кроме одной – воли единовластного правителя. О том, каким был тот строй, можно судить по следующим строкам: «Первый советник Ли Сы сказал: «…ученые все восхваляли древность с целью опорочить современность; они прикрывались лживыми сло- вами, чтобы запутать существующее, ценя лишь свои учения, они отрицали все, что было создано государями. Ныне Вы, император- властитель, объединили под своей властью Поднебесную, отделили черное от белого и установили одно почитаемое людьми учение… Я предлагаю, чтобы чиновники-летописцы сожгли все записи, кроме циньских анналов; все в Поднебесной, за исключением лиц, зани- мающих должности ученых при дворе, кто осмеливается хранить у себя Ши цзин и Шу цзин1 и сочинения ученых ста школ, должны явиться к начальнику области или командующему войсками области, чтобы там свалить эти книги в кучу и сжечь их. Всех, кто после этого осмелится толковать о Ши цзине и Шу цзине, подвергнуть публичной казни на площади; всех, кто на примерах древности будет порицать современность, подвергнуть казни вместе с их родом, чиновников, знающих, но не доносящих об этом, карать в той же мере. Тех, кто за тридцать дней после издания указа не сожжет эти книги, подверг- нуть клеймению и принудительным работам на постройке крепостных стен. Не следует уничтожать книги по медицине, лекарствам, гада- ниям на панцирях черепах и стеблях, по земледелию и разведению деревьев. Кто пожелает изучать законы и указы Цинь, пусть берет наставниками чиновников». В повелении императора говорилось: «Быть по сему»»2. Государство Цинь Шихуанди, как убеждал Сыма Цянь, было беско- нечно далеко от тех заветов, которые были составлены первыми прави- телями Китая3. В человеколюбии они были подобны Небу4, старались улучшать добродетели народа, «облегчать его жизнь, умножать его богатства, побуждали людей служить полезному и искоренять дурное, стремиться к добродетели и избегать насилия»5. Государства, основан- ные на таких началах правления, были долговечными в отличие от им- перии Цинь Шихуанди, рухнувшей через три года после его смерти. Впрочем, отметим, что и сам Цинь Шихуанди противопоставлял свою империю древним царствам. Так, в надписи, высеченной по его приказу на камне и установленной на горе Чжифу, было сказано: «При пяти императорах и трех ваннах древности знания и наставления не были едиными, законы и правила не были ясными; ложно прикрыва- ясь могуществом земных и небесных духов, правители притесняли далекие земли. Суть их дел не отвечала названиям… Ныне властитель-император соединил воедино все зем- ли… проникся истиной и творит добродетельные дела» (Цит по: Сыма Цянь. Указ. соч. 2003. Т. 2. С. 70).
|