Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация интегрированной образовательной деятельности детей по речевому развитию






Образовательная деятельность – это часть, фрагмент единого целого, своеобразная «клеточка» учебного процесса, в которой проявляются признаки, присущие всему явлению.

На образовательной деятельности учат детей видеть, чувствовать, понимать, сопереживать, т.е. делать ребенка более богатым духовно, более счастливым. Кроме этого на образовательной деятельности педагог стремится развивать голос ребенка в единстве с дыханием, артикуляцией, резонированием слухом, работы центральной нервной системы.

Образовательная деятельность по развитию речи отличается от других тем, что на них основная деятельность – речевая. Речевая деятельность связана с умственной деятельностью, с умственной активностью. Дети слушают, думают, отвечают на вопросы, задают их сами, сравнивают, делают выводы, обобщения. Ребенок выражает свои мысли в слове. Сложность образовательной деятельности заключается в том, что дети одновременно занимаются разными видами мыслительно–речевой деятельности: восприятием речи и самостоятельным оперированием речью. Они обдумывают ответ, отбирают из своего словарного запаса нужное слово, наиболее подходящее в данной ситуации, грамматически оформляют его, употребляют в предложении и связном высказывании [2, с. 56].

Своеобразием многих образовательных деятельностей по развитию речи является внутренняя активность детей: один ребенок рассказывает, другие слушают, внешне они пассивны, внутренне активны (следят за последовательностью рассказа, сопереживают герою, готовы дополнить, спросить и т.д.). Такая активность представляет трудность для детей дошкольного возраста, поскольку требует произвольного внимания и торможения желания высказаться [11, с. 26].

Комплексное решение речевых задач приводит к существенным сдвигам в речевом развитии детей. Методика, применяющаяся на таких образовательных деятельностях, обеспечивает высокий и средний уровень речевого развития большинства обучающихся детей независимо от их индивидуальных способностей. У ребенка развивается поисковая активность в сфере языка и речи, формируется лингвистическое отношение к речи. Обучение стимулирует языковые игры, саморазвитие языковой способности, проявляющееся в речевом и словесном творчестве детей.

Образовательная деятельность, посвященная решению одной задачи, тоже могут строиться комплексно, на одном содержании, но с использованием разных приемов обучения.

Положительную оценку в практике получили интегрированные образовательные деятельности, построенные по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств речевого развития. Как правило, при этом используют разные виды искусства, самостоятельную речевую деятельность ребенка и интегрируют их по тематическому принципу.

Интегрированная образовательная деятельность позволяет наполнить индивидуальную, и подгрупповую работу с детьми содержанием, которое учитывает уровень развития каждого ребенка, его личные проблемы и трудности.

В основу интегрированных образовательных деятельностей положены принципы взаимосвязи, близости принципов: личностного восприятия, личностной ответственности за свою деятельность.

К числу нетрадиционных форм речевой работы с детьми дошкольного возраста, которым отведено достойное место в образовательном процессе ДОУ относятся интегрированная образовательная деятельность с элементами кооперации.

На интегрированных образовательных деятельностях с элементами кооперации используются разные виды детской деятельности и различные средства речевого развития (чтение и рисование, рассказывание и слушание музыки и т.д.).

Интегрированная образовательная деятельность с элементами кооперации – особый вид фронтальной образовательной деятельности, которое позволяет спланировать и проводить работу со всеми детьми, но с учетом речевого и познавательного развития каждого ребенка. Такие образовательные деятельности рекомендуются разрабатывать и внедрять в практику работать с детьми дошкольного возраста, и при этом ставятся следующие цели:

- развитие и совершенствование всех сторон устной речи каждого ребенка (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь);

- развитие мелкой моторики рук;

- формирование предпосылок к учебной деятельности (развитие умения принять принять учебную задачу и выполнить её, умения взаимодействовать со сверстниками, а также самоконтроля).

Интегрированная образовательная деятельность с элементами кооперации имеет определенную структуру.

1) Вводная часть. Задача: заинтересовать детей предстоящей деятельностью. Примерное содержание: вводится определенная мотивация, она может быть игровой, когда все задания объединены одним сюжетом.

2) Организационная часть. Задачи: сформулировать задания, предупредить возможные затруднения, ошибки; предложить варианты их преодоления и исправления (сравнить с образцом, обратиться за помощью к сверстнику или педагогу и т.п.); распределить задания между детьми;

3) Основная часть. Задачи: формировать умение работать по инструкции, умение организовать свои действия и действия других с помощью речи. Примерное содержание: дети выполняют задания, педагог держит в поле зрения всех, наблюдает за ходом общения и выполнения заданий, при необходимости оказывает помощь.

4) Заключительная часть. Задачи: формировать умение восстанавливать ход деятельности, рассказывать о ней, оценивать результат. Примерное содержание: в конце занятия педагог обязательно подводит итог, при этом деликатно и тактично дает оценку каждому выполненному заданию. Чем старше дети, тем требовательней должна быть оценка: с чем справились, а с чем нет. Разбираются причины выполнения и невыполнения заданий, намечаются пути совершенствования выполняемой работы в будущем. [22, с. 21].

Интегрированная образовательная деятельность позволяет наполнить индивидуальную и подгрупповую работу с детьми содержанием, которое учитывает уровень развития каждого ребенка, его личные проблемы и трудности.

В основу интегрированных образовательных деятельностей положены принципы взаимосвязи, близости содержания ведущих тем. Интегрированный подход к современному образованию предполагает изменение содержания и методов обучения, которые обеспечивают жизненность ведущих интегрированных принципов: личностного восприятия, личностной ответственности за свою деятельность.

Интегрированная образовательная деятельность построена по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств развития детей, проводится систематически.

Интеграция в системе специально организованных образовательных деятельностей объединяет все средства эстетического цикла и поэтому:

- интегрированные образовательные деятельности способствуют глубокому проникновению детей в смысл слова в мир красок и звуков;

- помогают формированию грамотной устной речи, её развитию и обогащению;

- развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства.

Педагогическими исследованиями по проблеме интеграции в условиях дошкольного учреждения занимались Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, И.Л. Дзержинский, И.С. Карпинская, Е.Ф. Корой, Т.Г. Казакова, О.П. Радынова, Р.М. Чумичёва. Они уделяли внимание теоретическому обоснованию различных образовательных деятельностей интегрированного характера. Достаточно много исследований о взаимодействии разных видов искусства и детской деятельности: взаимодействие изобразительного искусства – изобразительной деятельности и музыки (С.П. Козырева, Г.П. Новикова, М.И. Березовская), изобразительной деятельности и словесно-художественной деятельности (Е.В. Савушкина, Л.Д. Ковальская, Л.В. Компанцева, С.М. Чемордан, Н.М. Зубарева), театральной и изоброзительной деятельности (Е.А. Трусова, Л.В. Макаренко).

Интегрированная образовательная деятельность – это особым образом организованная элементарная учебная деятельность дошкольников, содержание которой имеет сложную структуру, состоящую из нескольких, прежде разных компонентов (видов художественной деятельности, разделов учебной деятельности и других), характеризующихся однотипностью, определенными отношениями и силой взаимодействия и способствующие формированию целостной картины мира.

Интеграция вносит существенные коррективы в соотношении изучения нескольких разделов учебной деятельности, так как меняется логическая структура прохождения разделов программы, и тем сокращается время, отведенное на изучение отдельных вопросов за счет снятия повторов в том или в другом предмете, что дает возможность активнее использовать игровые формы работы на занятиях. [4, с. 20].

Тесная связь существует между изобразительной деятельностью и речевой в обучении дошкольников имеет большой воспитательный и развивающий потенциал. Данная проблема исследовалась в различных аспектах. Так, в работах О.С. Ушаковой и Н.В. Гавриш сконструированы интегрированные образовательные деятельности с двумя компонентами: ознакомлением с художественной литературой и изобразительной деятельностью. Доказано, что сюжеты литературных произведений, особенно сказок, являются мобильными в дошкольном возрасте. Литературные образы широко используются в содержании занятий предметного, сюжетного и декоративного характера. Другие разделы развития речи также могут сочетаться с изобразительной деятельностью. М.М.Кониной выделены занятия, основные на взаимосвязи чтения литературных произведений и рассматривания репродукций с картин известных художников. В программе Л.Г. Горьковой сконструированы интегрированные образовательные деятельности по обучению грамоте с изобразительной деятельностью в качестве дополнительного компонента.

Таким образом, интегрированное занятие в непосредственно образовательной деятельности способствует речевому развитию дошкольников.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.