Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Радость любви вытесняет грусть




Все это происходило в Берлине, когда мне было двадцать четыре года. Начиная с того дня


я черпаю энергию и силы у Моцарта. Теперь я — вечное дитя Моцарта и не устаю восхищать­ся сверхчеловеческой любовью, звучащей в его музыке. Она дает ответы на самые насущные во­просы о рождении и смерти, о счастье и одиноче­стве, о всепоглощающей грусти. Чувство грусти у Моцарта выражается не только в миноре, но и в мажоре, так как и жизнь, и смерть человека — неотъемлемые свойства его природы, и их неиз­бежность ясно просматривается в его музыке.

Всепроникающей грустью наполнены мажор­ные мотивы квинтета для кларнета. Позвольте привести вам начало его второй фразы:

Однако Моцарт не просто признается в том, что жизнь грустна и из этого состояния нет удо­влетворительного выхода. Тут в его музыку вступает тема великой любви. Моцарт прекрасно осознает негативные стороны жизни, но отвеча­ет на них любовью. Только так можно спастись от отчаяния и изменить ситуацию, придав ей ра­достную и жизнеутверждающую ноту.

Когда я слушаю Моцарта, его музыка окуты­вает меня большой любовью. Любовь Моцарта к



Взращенные с любовью

Взращенные с любовью


 


 


человечеству не носит религиозного подтекста, который дает надежду на счастье где-то в ином мире. Он как бы говорит: «Да, жизнь — это груст­ная штука. Но в ней есть любовь, и взгляните, ка­кой красивой становится жизнь, окрашенная лю­бовью. Давайте вместе пройдем через эту жизнь, делая ее более приятной для каждого из нас».

Эти слова Моцарта, обращенные к нам, я воспринимаю всем сердцем.

Недавно я перечитывал стихи японского по­эта Иссы* и еще лучше понял мысль Моцарта. Хайку, которые Исса написал, когда ему было уже за пятьдесят, — это Моцарт чистейшей воды:

Пусть будет, как будет,

вся моя жизнь в твоих руках.

Стою на пороге нового года. О да, я знаю, это по мне колокол вечерний звонит,

но в тишине прохладой дышу**.

«В твоих руках». В этих словах, как мне ка­жется, раскрывается вся сущность буддизма. Я не имею в виду, что в будущей жизни уже не на что надеяться. Речь идет о том, что ни один че-

* Кобаяси Исса (1763-1827), японский поэт, писавший в жанре хай-

ку — традиционных японских трехстиший. — Прим, перев. ** Перевод Т.Л. Соколовой-Делюсиной.


ловек не знает, какой будет эта будущая жизнь. Это значит, что, несмотря на грусть, любовь мо­жет сделать счастливой и нынешнюю жизнь.

Люди, полные оптимизма, счастья и радо­сти, всегда осознают, насколько эфемерна эта жизнь и насколько бесконечно коротко их суще­ствование по сравнению со Вселенной. Но если их спросить, в чем смысл жизни, они, вероятно, ответят словами Моцарта: «Я живу в любви -со всеми. Лишь такая жизнь достойна того, чтобы прожить ее».



Матерью-природой задумано так, что мы рождаемся и в конечном итоге умираем. М? можем повлиять на эти события. Но каждь,"" ловек ответствен за то, как он живет. Таковс , кредо. И я молюсь за то, чтобы прожить (, жизнь в любви и радости. Дети — это вы} /г ние жизни в ее самой чистой форме, потому <\ они искренне стремятся жить в любви и радо­сти. Я не могу жить без детей. Однако я люблю и взрослых людей, потому что испытываю к ним огромное сочувствие — ведь все они тоже долж­ны будут умереть. Цель жизни людей должна со­стоять в том, чтобы любить и утешать ближнего. Этому учит Моцарт, и я верю в это.

В наших силах воспитать всех детей мира так, чтобы они стали немного лучше, немного счастливее. Для этого надо только приложить


Взращенные с любовью


Взращенные с любовью


 


 


усилия. Я прошу немногого — всего лишь люб­ви и счастья для человечества, и я верю, что это­го хотят все остальные люди.

Любовь дается только тому, кто сам любит. Жизнь стоит того, чтобы ее прожить, только в том случае, если мы любим и заботимся друг о друге. Я искал смысл искусства в музыке и именно через музыку нашел дело и цель своей жизни. Когда-то искусство было для меня чем-то далеким и недоступным. Я пытался раскрыть его секрет. Но, проведя восемь лет в Германии, я понял, что искусство — это совсем не то, что я себе воображал.

Подлинная суть искусства оказалась вовсе не чем-то далеким и недостижимым. Она живет в человеке, в его обычных повседневных делах, хотя бы в том, как он здоровается и беседует с людьми. Если человек хочет добиться высот в искусстве, он должен прежде всего усовершен­ствовать себя как личность, и тогда проявится его общечеловеческая ценность. Она будет про­являться во всем, что он делает, в том числе и в искусстве. Искусство — это выражение всей личности человека.



Как я уже говорил, с одной стороны, я посто­янно слушал игру лучших исполнителей, раство­ряясь в Моцарте, а с другой — на меня оказывали влияние скромность, высокий интеллект и гума-


низм Эйнштейна и его друзей. Именно с их по­мощью я в конце концов добрался до цели своих поисков и понял суть искусства. Далее все зависе­ло только от меня. Мне оставалось только усовер­шенствовать себя самого. Но почему же человека так трогает музыка? Я попытаюсь объяснить это.


.

mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал