Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Каталог показателей, влияющих на подбор и расстановку персонала

Подбор и расстановка персонала

При подборе сравниваются деловые и личностные качества работника с требованиями рабочего места, т.е. к рабочему месту подбирается тот, кто больше соответствует (приняли секретаря, и за 3 месяца выяснилось, что эта девушка сможет заниматься маркетинговой деятельностью, налаживать внешние связи. Или приняли архивариуса, у него очень хорошие навыки общения, прекрасно знает компьютер – можно поменять местами старого секретаря и архивариуса).

Подбор и расстановка персонала – это рациональное распределение персонала по структурным подразделениям, по рабочим местам в соответствии с системой разделения и кооперации труда, а также в соответствии со способностями и деловыми качествами работы.

Правильная расстановка персонала улучшает эффективность труда и создает условия для профессионального роста работников.

Подбор и расстановка основывается на принципах соответствия, перспективности, сменяемости.

Принцип соответствия: деловые и нравственные качества работника должны соответствовать замещаемой должности.

Перспективность подразумевает состояние здоровья, возраст, продолжительность периода в одной должности (чтобы не было психологического угасания).

Принцип сменяемости заключается в том, что необходимы перемещения в целях повышения эффективности и предотвращения застоя кадров.

Подбор и расстановка осуществляются на основе оценки потенциала работника, его личного вклада. В зависимости от результатов оценки работника могут повысить в должности, понизить или уволить (модель «Спортивная команда», где нанимают более квалифицированного). Такая ротация (перемещение) производится только на основании результата аттестационной комиссии, Положения о подборе и расстановке кадров.

Как определить соответствие должности?

1) Давать отдельные поручения, временное замещение другой должности.

2) Использовать профильный метод: составить каталог требований и сравнить требования по конкретной должности с уровнем качеств работника, которые есть в наличии.

Пример:

Каталог показателей, влияющих на подбор и расстановку персонала

1. Деловые качества (показатели): 1.2. работник не выполняет некоторые должностные обязанности; 1.4. работник полностью выполняет предусмотренные должностной инструкцией обязанности и постоянно замещает работников в период их временного отсутствия (отпуск, болезнь, вакантная должность).

2. Показатели качества (по управленческой должности): 2.1.документы, выполненные специалистом, всегда нуждаются в серьезной доработке, специалист допускает постоянные ошибки, срывает сроки работ, не умеет координировать деятельность подчиненных; 2.5. документы в дополнительной доработке не нуждаются, работник ответственно относится к поручениям, всегда четко и добросовестно выполняет предусмотренные должностной инструкцией обязанности.

3. Показатели психологической совместимости с коллективом: 3.1. работник не совместим с коллективом, неправильно строит взаимоотношения, в результате чего вносит нервозность в рабочие отношения, отвлекает работников от деятельности, является причиной конфликтов; 3.5. с коллективом совместим, пользуется авторитетом и уважением, умеет предотвращать или сглаживать конфликты в интересах общего дела.

Вывод: подбор и расстановка персонала, его ротация – действенное средство повышения производительности труда и удовлетворенности работника своим трудом.

 

 

2. Подбор и расстановкаосуществляется на основе деловой оценки, которая должна проводиться регулярно.

Деловая оценка персонала – это целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик персонала (способностей, мотиваций и свойств) требованиям должности или рабочего места.

Формы оценки: аттестация, экзамен, обсуждение.

На основании оценки решаются следующие задачи:

- определение соответствия оплаты труда работника;

- подбор и правильная расстановка;

- определение способов внешней мотивации работника;

- разработка программы развития персонала.

К сожалению, любая организация допускает ошибки деловой оценки персонала, например, оценки основаны на субъективных методах, усреднении показателей, формальном отношении.

Для того, чтобы этого избежать, необходимо четко организовать процесс подготовки деловой оценки:

- разработка методики деловой оценки (методика может быть приобретена);

- формирование оценочной комиссии;

- планирование времени оценочных мероприятий;

- подготовка форм документации (оценочный лист);

- консультирование оценщиков и работников.

Когда подготовительные мероприятия завершены, служба персонала приступает к процессу деловой оценки.

Этапы деловой оценки:

1) анализ объективных данных работников (образование, стаж и т.д.)

2) оценочная беседа линейного руководителя с подчиненными;

3) представление заключения руководителя в экспертную комиссию;

4) принятие решений по существу предложений.

2. Показатели оценки можно условно разделить на несколько групп:

- результативность труда;

- условия достижения результативности труда;

- профессиональное поведение;

- личностные качества.

Результативность труда:

- сколько товара производится в единицу времени, сколько документов исполнено или создано, например, за неделю, сколько мероприятий организовано и т.д.

Условия достижения результатов труда:

- планирование (производится или отсутствует)

- как организуется и регулируется процесс труда

- как осуществляется учет и контроль хода работы.

Профессиональное поведение:

- оценивается готовность к сотрудничеству и коллективизм

- самостоятельность в решении задач, готовность к принятию дополнительной ответственности и дополнительной нагрузки.

Личностные качества: анкету сформировать и раздать всем, кто непосредственно общается с оцениваемым.

(отсутствие возможности непосредственного наблюдения свойств личности).

3. Методы оценки, позволяющие наиболее объективно подойти к решению:

1) Метод шкалирования (по баллам).

Например, насколько соблюдаются специалистом сроки исполнения документов: если редко соблюдаются – 1 балл, часто не соблюдаются – 2, всегда соблюдаются – 5 б.

Можно оценить и такие качества как способность к сотрудничеству: дается описательная оценка. Пример: позитивно влияет на других, считается с мнением коллектива, всегда готов помочь, конструктивно воспринимает критику – 5 баллов; остается всегда незаметным и не участвует в командной работе – 2 балла. Между этими характеристиками даются промежуточные характеристики.

2) Метод альтернативного ранжирования – выстраивается ряд сотрудников по разным показателям:

- по показателю «добросовестное выполнение заказов»:

1 место – сотрудник 3;

2 место – сотрудник 5.

Подводится итог: работающий с наилучшим рейтингом; с наихудшим рейтингом.

3) Метод альтернативных характеристик:

оценщику предлагается перечень высказываний об образе сотрудника, он отмечает соответствие конкретного высказывания образу оцениваемого.

Пример: часто работает во внеурочное время – работу выполняет в нормированные часы; нелегко контактирует с окружающими – быстро находит общий язык со всеми; составляет четко структурированные отчеты – отчеты часто не имеют определенной структуры и т.д.

4) Метод управления по целям:

– устанавливаются конкретные цели и определяется период (разработать Программу развития организации на …… год)

- по окончанию периода результаты оцениваются самим сотрудником и руководителем, проводится беседа

- руководитель указывает на возможности улучшения показателей и определяет новые цели.

Последний этап: всеми участниками (оценщиками) заполняется оценочный лист, в котором в 5-бальной системе оцениваются показатели оценки: сообразительность, мыслительные способности, специальные знания, готовность к труду, адаптивность организационные способности, инициативность, умение вести переговоры, качество труда, способность составлять документы, стиль общения, нравственные качества. Здесь же обобщающие выводы: переводить на новое место не рекомендуется, рекомендуется повысить в должности, пройти курсы повышения квалификации.

Работник знакомится с оценочным листом.

Руководитель дает собственное заключение.

Кадровая служба включает работника в кадровый резерв.

Данная методика проведения процедуры деловой оценки предполагает, что при формировании текущей оценки обобщаются мнения: коллег; подчиненных, специалистов в области оценки (психолог), самооценка.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Задания. 1.Предприятие требует как минимум 14 процентов отдачи при инвестировании собственных средств | Очистить оперативную память




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.